Межличностное общение старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 08:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель: - формирование межличностного общения старших дошкольников
Задачи: - проанализировать литературу по теме исследования
- изучить межличностное общение старших дошкольников
- изучить игровую деятельность и её влияние на межличностное общение старших дошкольников

Содержание

Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Общение как вид деятельности ребенка дошкольного возраста
1.2. Вербальные и невербальные характеристики общения

1.3. Развитие общения детей и отношения ребенка к сверстнику

1.4. Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по дошкольному Завьялова.docx

— 54.96 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Красноярского края

          КГБОУ СПО «Красноярского педагогического  колледжа №1 им. М. Горького»

 

 

 

 

 

 

                 Выпускная квалификационная работа  по ПМ 5 по выбору

        «Развитие  детей в условиях групп кратковременного  пребывания в ОУ»

 

Тема:

 

Межличностное общение старших дошкольников

 

 

 

 

 

Выполнила: Завьялова Майя Викторовна

Студентка 22 группы отделения

«Преподавание начальных  классов»

Руководитель: Филатова Татьяна  Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение 

1. Теоретическая часть 

1.1  Общение как вид  деятельности ребенка дошкольного  возраста

              1.2. Вербальные и невербальные характеристики общения

             

              1.3.  Развитие общения детей и отношения ребенка к сверстнику

 

              1.4. Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста

 

Заключение 

Библиография 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тенденция современного общества порождает потребность в исследовании педагогических условий формирования умений межличностного общения у  детей старшего возраста.

Межличностные отношения  зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте, поскольку с самого рождения ребенок  живет среди людей и неизбежно  вступает с ними в определённые отношения. Группа детского сада для большинства  детей является первой организованной малой группой. В ней у ребенка  начинают складываться первые отношения  со сверстниками и одновременно определяются первые контуры детского коллектива.

Действия и поступки детей  в общении со сверстниками нередко  лишены той чувственной основы, которая  необходима для сопереживания огорчений  или радостей товарища. Проблема становления  межличностного общения на основе человеческих отношений связана с дефицитом  воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми  нравственными критериями в воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Поэтому, необходимость раннего  формирования положительного опыта  общения детей и развития коммуникационных умений обусловлена тем, что их отсутствие приводит к стихийному возникновению  у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения  со сверстниками, проявлять вежливое, коммуникационное отношение к ним, разговаривая соблюдать этикет, слушать  партнера. В связи с этим, должное  внимание в воспитательно-образовательной  работе дошкольных учреждений должно быть уделено становлению межличностного общения сверстников, а именно развитие коммуникационных умений у детей  дошкольного возраста.

Исходя из всего вышесказанного я определила проблему: какие условия, а именно, какие способы и пути формирования коммуникационных умений наиболее успешно способствуют развитию доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: - формирование межличностного общения старших дошкольников

Задачи: - проанализировать литературу по теме исследования

              - изучить межличностное общение  старших дошкольников 

              - изучить игровую деятельность  и её влияние на межличностное  общение старших дошкольников

 

Методы:

- теоретический: изучение литературы

 

Объект исследования: процесс межличностного общения старших дошкольников

 

Предмет исследования: игровая деятельность как средство формирования межличностного общения старших дошкольников

 

 

Характерным для детей  старшего дошкольного возраста являются формирующаяся общественная нравственность, коллективизм. Они проявляются в  реальных детских взаимоотношениях, и в целенаправленности совместной деятельности всех членов детского коллектива. В старших группах начинает складываться общественное мнение, на которое воспитатель  может опереться. Дети могут осудить  поведение сверстников – их эгоистические  поступки, недобросовестное отношение  к делу – и высказывать одобрение  хорошего поведения товарища. Нравственные проявления детей 5-7 лет отличаются неровностью и неустойчивостью, особенно это характерно для ребенка 6 лет. В развитии организованного  поведения у детей старшего дошкольного  возраста наблюдаются различия.

Коммуникационное общение  – это многоплановый процесс  развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. В ходе общения его  участники обмениваются мыслями, намерениями, идеями, переживаниями, а не только своими физическими действиями или  продуктами, результатами труда, фиксированными в материи.

Общение включает в себя обмен информацией между участниками  совместной деятельности, который может  быть охарактеризован в качестве:

1. Коммуникационной стороны  общения. Общаясь, люди обращаются  к языку как одному из важнейших  средств общения. 

2. Взаимодействия общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.

3. Восприятия общающимися друг друга.

Таким образом, в  едином процессе общения можно условно  выделить три стороны: коммуникационную (передача информации, интерактивную (взаимодействие) и персептивную (взаимовосприятие).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩЕНИЕ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Общение ребенка со взрослым и детское развитие. Коммуникативная деятельность и личностное развитие ребенка. Содержание общения и отношение ребенка к людям. Развитие речи ребенка в ситуации его общения со взрослым. Специфическое и неспецифическое влияние общения на детское развитие. Общение и избирательное отношение ребенка к воздействиям взрослого. Общение и развитие познавательной деятельности ребенка. Общение ребенка со сверстником. Смыслы и способы человеческой деятельности. Вербальные и невербальные характеристики общения.

Основные понятия: общение, коммуникативная деятельность, средства общения, вербальные и невербальные средства коммуникации.

В отечественной психологии существуют богатые традиции изучения роли общения в детском развитии. Отношения человека к окружающему  его предметному миру, подчеркивал  А.Н. Леонтьев, всегда опосредованы его  отношением к людям, к обществу. Ребенок, по мнению А.Н. Леонтьева, не может жить и развиваться вне практического  и речевого общения со взрослым.  Первые, специфически - человеческие предметные действия ребенка возникают в формесовместных действий ребенка и взрослого.

Специфически человеческая предметная деятельность не может формироваться  у ребенка сама собой. Общение  в форме совместной деятельности, речевого общения или только мыслительногосоставляет  необходимое и специфическое  условие развития человека в обществе. В качестве ближайшей социальной среды человека А.Н. Леонтьев называет ту общественную группу, к которой  он принадлежит и которая составляет круг его непосредственного общения. Для ребенкадошкольного возраста круг  общения составляют родители и воспитатель.

 

Развитие ребенка  дошкольного возраста

 

Описывая своеобразие  социальной ситуации развития ребенка  дошкольного возраста, Л. Ф. Обухова  обращает внимание на то, что в этом возрасте ребенок выходит за пределы  своего семейного мира и устанавливает  отношения с миром взрослых людей. Благодаря возросшей самостоятельности  ребенка условия его жизни  существенно изменяются.

Взрослый человек выводит  ребенка в широкий мир человеческой деятельности. Рамки семьи расширяются  до пределов улицы, поселка, города и  жизни страны. По словам Д.Б. Эльконина, в этом открывающемся перед ребенком мире его прежде всего интересуют взрослые люди, действующие с целым рядом новых предметов, непосредственно недоступных ребенку, ночрезвычайно для него привлекательных. Ребенок открывает многообразнейшие общественные итрудовые функции взрослых людей и не менее многообразные отношения между людьми:

доктор-этотот, который лечит, шофер - тот, кто возит на автомобиле, продавец - тот, кто продает вмагазине. Открытие нового мира серьезной человеческой деятельности пробуждает у ребенка активное

желание участвовать в  этой жизни. Однако из-за неподготовленности ребенка не может бытьреализации в форме непосредственного участия  ребенка во всей жизни, деятельности иотношениях взрослых людей. В противоположности этих тенденций изаключается основное

противоречие социальной ситуации развития, которое может  быть разрешено через ведущуюдеятельность  — сюжетно-ролевую игру.

В отечественной психологии развитие рассматривается как присвоение ребенком знаний и опыта,накопленных  человечеством, где носителем этого  опыта на первых порах выступает  близкийвзрослый.

 

 

 

Смыслы и способы  человеческой деятельности

 

Работы М.И. Лисиной повлекли за собой ряд исследований в области  специфики общения на разных возрастных этапах. В них прослеживается влияние  общения на развитие различных сторон психики и поведения ребенка, а также установлены пути и  механизмы, благодаря которым это

влияние осуществляется. По мнению Е.О. Смирновой, «легкое и  эффективное усвоение в детстве  новой информации

связано с характерными особенностями  общения ребенка и взрослого, с особой чувствительностью детей  к воздействиям взрослого». При этом отмечается, что взрослый выступает  для ребенка не только как носитель средств и способов деятельности, но и как живое олицетворение  тех мотивационных и смысловых уровней, которыми ребенок еще не владеет, но до которых он может подняться с помощью взрослых.

Способ же передачи смысловых  уровней, по Е.О. Смирновой, имеет свою специфику: здесь невозможно прямое усвоение или подражание. Автор полагает, что в этой сфере действуют  другие

механизмы (вовлечение, заражение, построение общего смыслового поля и  т. д.)', которые требуют не только «активности  присвоения» со стороны ребенка, но и «активности отдачи» со стороны взрослого, т. е. его субъективную включенность. Поэтому, считает Е.О. Смирнова, важна не только «активность ребенка в этом процессе, но и характер, и содержание обращений взрослого».

 

Отношение к другому человеку проявляется, прежде всего, в общении. Отношения можно рассматривать как внутреннюю психологическую основу общения и взаимодействия людей. Рассматривая развитие общения детей со сверстниками, мы можем проследить путь формирования отношения к другим детям.

 

От 2 до 7 лет межличностные  отношения детей проходят достаточно сложный путь возрастного развития, в котором можно выделить три  основных этапа:

На первом этапе (от 2 до 4 лет) общение детей представляет собой эмоционально-практическое взаимодействие (Л.Н. Галигузова). Это взаимодействие имеет весьма специфическое содержание. Оставшись наедине с ровесниками, малыши кувыркаются, принимают причудливые позы, издают необычные возгласы, придумывают ни на что не похожие звукосочетания и пр. Подобная свобода и нерегламентированность общения маленьких детей позволяет предположить, что сверстник помогает ребенку проявить свое самобытное начало, выразить свою оригинальность. Характерной чертой такого общения является подражание действиям сверстника. Подражательные действия становятся средством привлечения к себе внимания и основой для общих движений. В этих действиях малыши не ограничиваются никакими нормами в проявлении своей инициативы. Помимо весьма специфического содержания, контакты малышей имеют еще одну отличительную особенность — они практически всегда сопровождаются яркими эмоциями. Дети с восторгом повторяют друг перед другом однотипные действия, как бы зеркально отражаясь, друг в друге. Повторение движений за сверстником приносит малышам ни с чем не сравнимый эмоциональный подъем (они хохочут, визжат, прыгают и пр.).

 

Общение детей друг с другом ярко эмоционально окрашено, однако квалифицировать  его как личностное можно лишь с существенными оговорками: дети слабо и поверхностно реагируют на индивидуальность партнера, они стремятся главным образом проявить самих себя.

Общение ребенка со сверстниками, протекающее в свободной, нерегламентированной форме, создает оптимальные условия  для осознания и познания самого себя. Сравнивая себя с другими и воспринимая свое отражение вдругом, малыши лучше выделяют самих себя и получают как бы подтверждение своей целостности и активности. Получая от сверстника ответную реакцию и поддержку в своих играх и затеях, ребенок реализует свою самобытность и уникальность, что стимулирует самую непредсказуемую инициативность малыша.

 

Для младших дошкольников наиболее характерным является индифферентное доброжелательное отношение к другому  ребенку.

Трехлетние дети безразличны  к достижениям сверстника и к  его оценке со стороны взрослого.

В то же время они, как  правило, по предложению взрослого легко решают проблемные ситуации «в пользу» других: уступают очередь в игре, отдают свои предметы, правда, их подарки чаще адресованы взрослым (родителям или воспитателю), чем сверстникам. Все это может свидетельствовать о том, что сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка. Малыш как бы не замечает действий и состояний сверстника. В то же время его присутствие повышает общую эмоциональность и активность ребенка. Об этом говорит стремление детей к эмоционально-практическому взаимодействию, подражание движениям сверстника. Та легкость, с которой трехлетние дети заражаются общими эмоциональными состояниями со сверстником, может свидетельствовать об особой общности с ним, которая выражается в обнаружении одинаковых свойств, вещей или действий.

Информация о работе Межличностное общение старших дошкольников