Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 09:52, курсовая работа
Наша жизнь пронизана конфликтами. Межличностный конфликт играет едва ли не основную роль в процессе развития личности человека. Человек от самого рождения учится взаимодействию с окружающей средой, в том числе с людьми, проходя через многочисленные конфликтные ситуации, в которых ему приходится что-то узнавать, решать, выбирать и действовать, исходя из решения, принятого самостоятельно или под чьим-то влиянием. Сначала это происходит в семье, затем в обществе. И в этих конфликтных ситуациях формируются мировоззрение человека и способы, которыми он разрешает свои жизненные конфликты.
Введение …………………………………………………………………………3
Основная часть…………………………………………………………………..5
1 Понятие и структура межличностного конфликта…………………………5
2 Подходы к разрешению конфликта………………………………………...18
2.1 Предупреждение конфликтов……………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………...26
Глоссарий……………………………………………………………………….28
Список использованных источников………………………………………....30
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Медвежьегорский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Социальная психология |
Тема |
Межличностный конфликт и способы его разрешения |
Фамилия студента |
Пушко |
Имя студента |
Светлана |
Отчество студента |
Викторовна |
№ контракта |
08005090709067 |
Введение ………………………………………………………
Основная часть…………………………………………
1 Понятие и структура межличностного конфликта…………………………5
2 Подходы к разрешению конфликта………………………………………...18
2.1 Предупреждение конфликтов……………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………....
Приложения……………………………………………………
Наша жизнь пронизана конфликтами. Межличностный конфликт играет едва ли не основную роль в процессе развития личности человека. Человек от самого рождения учится взаимодействию с окружающей средой, в том числе с людьми, проходя через многочисленные конфликтные ситуации, в которых ему приходится что-то узнавать, решать, выбирать и действовать, исходя из решения, принятого самостоятельно или под чьим-то влиянием. Сначала это происходит в семье, затем в обществе. И в этих конфликтных ситуациях формируются мировоззрение человека и способы, которыми он разрешает свои жизненные конфликты.
Возникновение конфликтов и проблема агрессии - актуальнейшие проблемы наших дней. Но ещё до появления человека, безусловно-рефлекторное стремление к конфликтам с себе подобными было у всего живого на Земле. Но биологическая особь не могла выжить и продлить свой род в одиночку. Необходимы были прочные контакты, тесные отношения с окружающими. Далеко не всегда верно понимается дарвиновская теория борьбы за существование. Ч.Дарвин не сводил свою теорию к драке за жизненное пространство и продукты питания. Наоборот, он показал, как между отдельными членами стаи борьба за существование в ходе эволюции исчезает, а вместо неё появляется кооперация. Для нас особенно важен один из выводов Ч.Дарвина: " ….общества, которые имели наибольшее количество сочувствующих друг другу членов, должны были процветать и оставлять после себя многочисленное потомство ".1
Взаимодействуя с людьми, человек защищает, прежде всего, свои личные интересы и это вполне нормально. Возникающие при этом конфликты представляют собой реакцию на препятствие к достижению цели. И от того насколько значимым для конкретного индивида представляется предмет конфликта, во многом будет зависеть и его конфликтная установка - предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определённым образом. Она включает цели, ожидания и эмоциональную ориентацию сторон.
Что же происходит в современном мире? Мы все с удивлением отмечаем нарастание в людях ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Но так было всегда, в разные эпохи развития общества и в периоды различных общественных катаклизмов…
Одним из наиболее распространенных видов конфликтов являются межличностные. Они охватывают практически все сферы человеческой жизнедеятельности. Любой конфликт так или иначе сводится к межличностному. Фактически он первичен по отношению ко всем остальным видам конфликта, за исключением внутриличностного. Знание особенностей межличностных конфликтов, причин их возникновения и способов управления ими является важной составляющей в профессиональной подготовке любого специалиста.
Конфликт — это столкновение разных интересов; естественный процесс, которого не надо бояться. При правильном отношении, конфликты могут научить нас оптимальному взаимодействию с миром, лучше узнать себя и людей, выявить разнообразие точек зрения. Разрешение межличностного конфликта выводит взаимоотношения на более качественный уровень, расширяет возможности группы в целом, объединяет её.
Межличностные конфликты (лат. conffictus — столкновение) — это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное разногласие, острый спор между отдельными людьми в процессе их социального и психологического взаимодействия.2 Причинами таких конфликтов являются как социальные, так и психологические разногласия. Они происходят из-за непонимания между людьми, потерь и искажения информации в процессе взаимодействия людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга, психологической несовместимости и т.д. Под психологической несовместимостью понимается неудачное сочетание темпераментов и характеров взаимодействующих лиц, противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности, несовпадение мировоззрения, идеологических установок и др.
В конфликтах, как правило, один из участников оценивает поведение другого как недопустимое. Причинами конфликтов также могут быть недостаточная психологическая устойчивость, завышенный или заниженный уровень притязаний, холерический тип темперамента и т.д.
У подростков причинами конфликтов могут быть обостренное чувство собственного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравственных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения.
Предпосылкой для
Структура конфликта включает в себя следующие составляющие:
Предмет конфликта — противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить.
Участники конфликта — отдельные люди или группы (противодействующие стороны), которые можно разделить на основных (прямых) участников и неосновных (косвенных).
Основные участники конфликта (оппоненты) — это всегда прямые, непосредственные стороны, участвующие в противоборстве, его главные действующие лица. Противоречие именно их интересов лежит в основе противостояния.
К неосновным участникам относятся все остальные лица, вовлеченные в конфликт (организаторы, посредники, пособники и т.д.). Им принадлежит второстепенная роль в возникновении и развитии конфликта.
Макросреда конфликта — те конкретные социально-психологические условия, в которых он развертывается.
Образ конфликта, который создается у действующих в данной конфликтной ситуации лиц или групп, не обязательно соответствуют истинному положению дел, действительной ситуации.
Например, мы можем преувеличивать значимость ситуации с опозданием коллеги, считая, что его поведение — это демонстрация личного превосходства или неуважения по отношению к вам. На самом деле такое поведение может быть всего-навсего следствием личной неорганизованности и не иметь лично к нам никакого отношения. То есть образ конфликтной ситуации носит субъективный характер и не отражает истинного положения дела.
Выделяют следующие виды межличностных конфликтов.
В зависимости от потребностей, неудовлетворение которых послужило предпосылкой конфликта, они могут делиться на:
материальные (например, конфликт из-за кабинета, в котором несколько педагогов одновременно хотели бы вести урок);
статусно-ролевые (например, конфликт между учителем и учеником, который ведет себя, по мнению учителя, вызывающе, не уважая его статус);
духовные (возникают как следствие рассогласования жизненных ценностей и смыслов).
По направленности конфликты подразделяются на:
горизонтальные, возникающие между лицами, равными по социальному статусу (например, коллегами по работе);
вертикальные, возникающие между лицами неравными по социальному статусу (например, учитель — ученик);
смешанные (например, учитель — родитель).
По временным параметрам конфликты подразделяются на:
кратковременные (длятся в течение непродолжительного времени);
быстротечные (краткосрочные конфликты, например, между пассажирами общественного транспорта);
длительные, продолжающиеся иногда годами и десятилетия ми (например, конфликт между членами семьи, соседями).
Все межличностные конфликты, возникающие из-за столкновения целей и интересов, можно условно разделить на три основных вида.
Первый - предполагает принципиальное столкновение, в котором реализация целей и интересов одного оппонента может быть достигнута только за счёт ущемления интересов другого.
Второй - затрагивает лишь форму отношений между людьми, но при этом не ущемляет их духовных, моральных и материальных потребностей и интересов.
Третий - представляет мнимые противоречия, которые могут быть спровоцированы либо ложной (искажённой) информацией, либо неверной интерпретацией событий и фактов.
В зависимости от того, какие именно проблемы затрагиваются возникшим противоречием, выделяют следующие типы конфликтов:
ценностные конфликты — разногласия между участниками связаны с их противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями, имеющими для них особенно значимый характер;
конфликты интересов — затрагивают цели, устремления участников, которые оказываются противоречащими или несовместимыми;
конфликты, возникающие из-за нарушений норм или правил взаимодействия.
Особо можно выделить виды педагогических конфликтов:
конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
конфликты поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, на уроках, вне школы;
конфликты отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
Понимание специфики различных конфликтов является важным, так как это во многом определяет способ их разрешения.
Однако, анализируя различные виды конфликтов, следует учитывать некоторую условность их разделения, так как одни и те же причины могут порождать разные конфликты.
Например, отказ учащегося выполнить задание учителя может стать основой для возникновения конфликта деятельности, который впоследствии может стать конфликтом отношений или конфликтом поступков, как и произошло в рассматриваемом примере.
Межличностные конфликты можно рассматривать как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Такие столкновения могут происходить в различных сферах и областях (экономической, политической, производственной, социокультурной, бытовой и т.д. ).
Общение - само по себе достаточно сложное коммуникативное действие со своими закономерностями, правилами, и в идее своей предполагает гармонию отношений. Но в жизни так не бывает. Бесконфликтного общения, как такового, не может быть. Это всё равно, что признать: все люди одинаковы по своим интересам, способностям, темпераменту.
Поэтому, причины таких межличностных столкновений столь многообразны (от удобного места в общественном транспорте до президентского кресла в государственных структурах). Как и в других социальных конфликтах, здесь можно говорить об объективно и субъективно несовместимых, или противоположных (взаимо-исключающих) интересах, потребностях, целях, ценностях, установках, восприятиях, оценках, мнениях, способах поведения и т.д.
В психологии выделяют факторы, которые оказывают существенное влияние на возникновение и развитие конфликта.
Объективные факторы создают потенциальную возможность для возникновения конфликта. Например, появившаяся вакантная должность руководителя подразделения может стать причиной конфликта между двумя сотрудниками, если оба претендуют на эту должность. Условно объективными также можно считать сложившиеся на момент начала конфликта общественные (безличные) отношения между потенциальными участниками конфликта, например, их статусно-ролевые позиции.
Субъективные факторы в межличностном конфликте складываются на основе индивидуальных (социально-психологических, физиологических, мировоззренческих и др.) особенностей личностей. Эти факторы в наибольшей степени определяют динамику развития и разрешения межличностного конфликта и его последствия.
Межличностные конфликты возникают
как между впервые
Адекватному восприятию человека другим человеком нередко мешают уже сложившиеся стереотипы. Например, у человека сложилось предвзятое представление о чиновнике, как о бездушном бюрократе. В свою очередь, у чиновника тоже может сформироваться негативный образ служащего, как просителя, незаслуженно добивающегося для себя особых льгот. В общении этих личностей будут взаимодействовать не реальные люди, а стереотипы - упрощённые образы определённых социальных типов. Стереотипы складываются в условиях дефицита информации. Примерами стереотипов могут служить высказывания типа: " все мужчины …", " все женщины …".
Информация о работе Межличностный конфликт и способы его разрешения