Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 10:22, контрольная работа
Но наряду с нормативными задачами могут появляться и индивидуально-специфические (переобучение, повторный профессиональный выбор, прерывание профессиональной деятельности и т.д.), поэтому профессиональные установки характеризуются не только готовностью личности решать предъявляемые ей задачи, но и активно выбирать эти задачи и модифицировать в соответствии с ними собственное поведение.
В работе психологических центров, призванных содействовать профессиональному развитию индивида, обычно используют психодиагностические методики, выявляющие достаточно устойчивые особенности личности (темперамент, характер, уровень развития интеллекта, профессионально важные навыки).
Введение
В мире насчитывается более 20 тыс. профессий, такое многообразие зачастую ставит в тупик вчерашних школьников. Нередко при выборе профессий люди руководствуются модой, мнением родителей, престижем профессии, но только не соответствием профессии и собственной психологии.
Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и характеристиками будущей работы.
Принципиальное значение имеет понятие профессиональных установок, выражающих собой готовность индивида принимать профессионально важные решения. Эти установки связаны, с одной стороны, с объективными требованиями самих ситуаций профессионального выбора, т.е. с задачами профессионального развития, и, с другой, с уже имеющимся у личности опытом решения жизненных задач.
В рамках современной культуры задачи профессионального развития, на которые ориентированы профессиональные установки индивида, достаточно стереотипны, и принимая или формулируя для себя ту или иную задачу, индивид уже имеет определенные критерии, или нормативы, ее разрешения. Так, основные задачи профессионального развития соответствуют институтам общего и профессионального образования и могут быть представлены следующим рядом: выбор профессии как завершение общего образования; профессиональное самоопределение в ходе профессионального обучения; достижение высокой производительности при адаптации к профессиональной деятельности; профессиональная самореализация и овладение мастерством.
Но наряду с нормативными задачами могут появляться и индивидуально-специфические (переобучение, повторный профессиональный выбор, прерывание профессиональной деятельности и т.д.), поэтому профессиональные установки характеризуются не только готовностью личности решать предъявляемые ей задачи, но и активно выбирать эти задачи и модифицировать в соответствии с ними собственное поведение.
В работе психологических центров, призванных содействовать профессиональному развитию индивида, обычно используют психодиагностические методики, выявляющие достаточно устойчивые особенности личности (темперамент, характер, уровень развития интеллекта, профессионально важные навыки).
1. Психологические классификации профессий
1.1. Понятие профессии и классификации
Понятие "профессия" имеет в литературе много трактовок.
Обобщение имеющихся трактовок позволяет дать следующее определение. Профессия - это исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества. Каждый вид труда человека имеет следующие компоненты: предмет труда, цель труда, орудия труда и условия деятельности, и именно они обусловливают эти требования.
В отечественной литературе принято отделять понятия "профессия" и "специальность". Профессия - понятие более широкое, чем специальность, ее отличительными признаками, помимо профессиональной компетентности, являются также социально-профессиональная компетенция, профессиональная автономия, самоконтроль, групповые нормы и ценности. Профессия, как правило, объединяет группу родственных специальностей. Например, профессия - врач, специальности - терапевт, педиатр, окулист, уролог и др.; профессия - инженер, специальности - конструктор, технолог, металлург и др.; профессия -слесарь, специальности - сантехник, электрослесарь, слесарь-инструментальщик и др.
Специальность - это комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии. Таким образом, специальность - один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов либо на достижение общих результатов специфическими средствами.
По многим профессиям и специальностям подготовка осуществляется на предприятиях и в учреждениях подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Для подготовки по наиболее массовым профессиям, требующим высокой квалификации, существует система начального, среднего и высшего профессионального образования. Для этой системы базовым является понятие "учебная профессия".
Учебная профессия - это уровень квалификации, отражающий объем и качество знаний, умений и способностей, необходимых для дальнейшего освоения и выполнения видов деятельности в конкретном профессиональном поле.
Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.
В мире профессий умелое использование классификации поможет вам выбрать из множества профессий те, с которыми вы хотели бы познакомиться поближе, а также разобраться в современном производстве.
Существуют разные виды классификаций профессий. Например, распределение профессий по первой букве их названия. Пользоваться такой классификацией с целью профессионального самоопределения неудобно: ведь название профессии чаще всего неизвестно выбирающему.
Можно разделить все профессии на две группы по характеру труда: преимущественно физического и преимущественно умственного. В настоящее время происходит постепенное стирание различий между ними в связи с автоматизацией и механизацией производства, широким внедрением компьютерной техники. Некоторые профессии стало даже трудно классифицировать по этим признакам.
Еще одна классификация — распределение профессий по отраслям народного хозяйства. Сам этот термин имеет очень широкий смысл и обозначает совокупность всех отраслей производства и труда. Получить представление о занятости работающих в них позволяют следующие данные:
Отрасли народного хозяйства (доля по числу работающих, %)
Промышленность и строительство 39,0
Транспорт и связь 7,0
Сельское хозяйство (животноводство и 19,0 растениеводство и т. д.)
Торговля (сюда же относится общественное 8,0питание, материально-техническое снабжение)
Наука, просвещение, культура, здравоохранение 19,0
Аппарат органов управления 2,0
Другие отрасли непроизводственной сферы, 6,0 в том числе бытовое обслуживание
Классификация профессий по выделенным выше отраслям народного хозяйства условна, так как эти отрасли часто взаимопроникают, например здравоохранение и наука. Кроме того, есть профессии отраслевые и межотраслевые, т. е. распространенные в ряде отраслей народного хозяйства. Примером может служить профессия слесаря.
Можно также разделить все профессии на две группы по признаку материального производства: профессии производственной сферы (сюда относят промышленность, количество отраслей которой измеряется двузначным числом, сельское хозяйство, строительство, лесное хозяйство, промышленный транспорт, связь) и профессии непроизводственной сферы (здравоохранение, пассажирский транспорт, торговля, система массовой информации, просвещение и др.). Когда делят отрасли на производственные и непроизводственные, это привычно, но не точно. Фактически все трудящиеся заняты разными видами производства. Любой труд, если он нужен людям,— это деятельность созидательная независимо от того, какие ценности получаются в результате — материальные или духовные. И в этом смысле все профессии одинаково важны.
Рабочие профессии можно классифицировать по уровню и характеру требуемой квалификации. Выделяют высококвалифицированные профессии (наладчики, операторы и др., т. е. рабочие, выполняющие работу, связанную со сложными технологическими процессами), квалифицированные (массовые рабочие: токарь, фрезеровщик, слесарь и др.), малоквалифицированные (машинистка и др.), неквалифицированные (подсобные рабочие).
Ни одна из рассмотренных выше классификаций не может служить ориентиром в выборе будущей профессии. В самом деле, можно ли применить к себе ту или иную профессию, не зная требований, которые она предъявляет к личности работника: его способностям, интересам, возможностям? Очевидно, нет. Этим целям наилучшим образом отвечает классификация профессий, построенная не по отраслевым признакам, а по признакам, идущим от человека.
2. Классификация на основе учета интересов, способностей личности и свойств темперамента Джона Холланда
Первые подходы к выбору профессии основывались на критериях, максимально учитывающих соответствие личности и профессии - так называемой профессиональной пригодности. При этом согласовываются востребованные профессией психологические структуры личности. По этим критериям осуществлялся профессиональный отбор из числа лиц, которые будут более успешно выполнять конкретную деятельность. Однако в современных классификациях такой критерий уже не используется.
Широкое распространение за рубежом получили классификации профессий на основе учета интересов, способностей личности и свойств темперамента. Здесь необходимо выделить классификацию профессий Дж. Холланда, разработанную в 1966 г. Ее достоинством является обоснованная психологическая концепция, объединяющая теорию личности с теорией выбора профессии. Дж. Холланд исходит из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими качествами, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы.
На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориентации Дж.Холланд выделяет шесть профессионально ориентированных типов личности:
· реалистический,
· интеллектуальный,
· социальный,
·конвенциональный (ориентированный на общепринятые нормы и традиции), · предпринимательский,
· художественный.
Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду:
реалистический тип - на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств,
интеллектуальный - на умственный труд,
социальный - на взаимодействие с социальной средой,
конвенциональный - на четко структурированную деятельность,
предпринимательский - на руководство людьми и бизнес,
художественный - на творчество.
Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера.
Дж. Холланд предложил шкалу приспособленности различных типов личности к разным профессиональным средам, изобразив ее схематично в виде шестиугольника, каждый из углов которого обозначает один из 6 типов личности и среды (рис. 1). Эта модель позволяет оценить совместимость личности с определенной профессиональной средой. Степень совместимости типа личности с профессиональной средой обратно пропорциональна расстоянию между соответствующими вершинами.
Модель Дж. Холланда для определения совместимости личности и среды: Р - реалистический тип; И - интеллектуальный тип; С - социальный тип; К - конвенциональный тип; П - предпринимательский тип; Х - художественный тип.
Согласно этой модели, например, наиболее совместимы с художественным типом личности такие типы среды, как интеллектуальный и социальный, а наименее - конвенциональный. Все возможные взаимосвязи представлены в таблице.
Связь типа личности и типа профессиональной среды (по Дж. Холланду)
Тип личности |
Тип профессиональной среды | |||||
Р |
И |
С |
К |
П |
Х | |
Реалистический (Р) |
++ |
+ |
- - |
+ |
- |
- |
Интеллектуальный (И) |
+ |
++ |
- |
- |
- - |
+ |
Социальный (С) |
- - |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
Конвенциональный (К) |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- - |
Предпринимательский (П) |
- |
- - |
+ |
+ |
+ |
- |
Художественный (Х) |
- |
+ |
+ |
- - |
- |
++ |
В таблице приняты следующие условные обозначения:
+ + тип личности очень хорошо приспособлен к окружающей среде;
+ тип личности хорошо приспособлен к окружающей среде;
- тип личности недостаточно приспособлен к окружающей среде;
Информация о работе Многоуровневая и многопризнаковая психологическая классификация профессий