Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 23:46, курсовая работа
Цель исследования: изучение наиболее эффективных способов мотивации сотрудниковs. Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные теории мотивации деятельности и профессиональной деятельности.
2. Описать классификацию профессий
4. Рассмотреть профессиональную мотивацию и ее особенностиs.
Введение........................................................................................................3
Глава 1. Теоретические подходы к пониманию мотивации деятельности............................................................................................................5
1.1. Основные понятия мотивации деятельности.......................................5
1.2. Теории и модели мотивации..................................................................8
Глава 2. Особенности профессиональной мотивации …..........................
2.1. Классификация профессий...................................................................
2.2. Характеристика профессиональной мотивации и ее функции.........17
Заключение..................................................................................................
Список литературы.....................................................................................
Мотивация фиксирует такое
состояние профессиональной деятельности,
которое желательно для человека,
но которого еще нет в наличии.
Она определяется постоянно меняющимся
соотношением разных побуждений, входящих
в мотивационную сферу. К таким
побуждениям относят
Профессиональное призвание определяют как влечение к какой-либо профессии, осознание своих потенциальных возможностей и способностей в овладении данной профессией.
Профессиональные намерения - это осознанное отношение к определенной профессиональной деятельности, стремление получить образование по избранной профессии. В отличие от призвания, намерение включает принятие решения.
Потребность в профессиональном
труде - это готовность к активности
человека, вызванная его нуждой в
чем-либо, предпосылка к
Ценностные ориентации в профессиональной деятельности - это выработанные и принятые обществом основания для оценки назначения труда, правила профессиональной этики.
Потребности и ценностные ориентации ложатся в основу мотивов профессиональной деятельности, которые определяются как внутренние побуждения, направленные на разные стороны профессионального поведения (профессиональную деятельность, профессиональное общение, личность профессионала). Любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, является мотивом.
Важно различать мотивы и стимулы. Стимулы - это внешние побуждения, которые могут вызвать, в зависимости от психологических особенностей человека, различные мотивы как внутренние побуждения. От мотивов следует отличать мотивировки. Это указания человеком на причины своих профессиональных действий, которые могут не совпадать с настоящим мотивом.
Таким образом, термином «мотивация» могут обозначаться две группы явлений: индивидуальная система мотивов и система действий по побуждению других сделать что-либо, которая часто обозначается как мотивирование. И те, и другие явления чаще всего не осознаются.
Мотивы подготавливают целенаправленность профессионального поведения, хотя и не обеспечивают его. Заявить - не означает сделать. Цель в профессиональной деятельности - это осознанный образ результатов труда у человека. Целеполагание включает целеобразование (порождение новых целей) и целереализацию. Разные люди ставят разные цели в профессиональной деятельности. Одним важно достичь минимального результата - «не перетрудиться», другие желают добиться наивысших результатов и т.д. Говоря о профессиональном целеполагании, различают:
Труд эффективен, когда существует смысл профессиональной деятельности. Смысл - это основание для оценки человеком значимости профессиональной деятельности лично для себя. Эмоции - субъективные переживания человеком успеха или неуспеха в профессиональной деятельности, окрашивая ценностные ориентации, идеалы превращают их в смыслы для конкретного человека. Совокупность смыслов (смысла жизни, смысла профессии) образует систему духовных ценностей человека, его профессиональное кредо. Важно, чтобы человек обладал смыслотворчеством, умел находить все новые смыслы в своей работе. Если уровень смыслотворчества низкий может наблюдаться потеря смысла работы. У человека «опускаются руки» при малейших трудностях.
Если труд радует человека, то возникает удовлетворенность профессиональной деятельностью. Это чувство усиливается, если существует разделенность удовлетворения с другими людьми. Больше всего людей удовлетворяет в работе признание своей личности со стороны других людей, интерес к труду, оплата и гарантированность труда. Неудовлетворенность трудом выражается в напряженности, апатии, раздражении, быстрой утомляемости. Именно неудовлетворенность трудом является основной причиной текучести кадров.
Мотивационная сфера профессиональной
деятельности неодинакова на разных
стадиях профессионализации. Источниками
изменения в мотивационной
Для сложившейся мотивационной сферы профессионального труда свойственны:
Недостаточность мотивационной сферы профессиональной деятельности может выражаться в следующем:
В практической деятельности часто используются различные типологии мотивации работника. В качестве примера приведем типологию, представленную В.В. Травиным и В.А. Дятловым.
«Инструментально-
«Профессионально-
«Патриот» (социалистическая мотивация) характеризуется тем, что основа его мотивации к труду - высокие идейные и человеческие ценности: построение социалистического общества, достижение равенства, социальной гармонии и т.д.
«Хозяйская» мотивация основана на достижении и приумножении собственности. Богатства, материальных благ. Для такого работника почти не нужна внешняя мотивация. Для него достаточно этой внутренней идеи постоянного увеличения материальных благ. Потребности таких работников практически неограниченны.
«Люмпенизированный» работник предпочитает уравнительное распределение материальных благ. Его постоянно преследует чувство зависти и неудовлетворенности порядком распределения благ в обществе. Такие работники не любят ответственности, индивидуальных форм труда и распределения [1].
Заключая краткий анализ теорий и концепций профессиональной мотивации, следует лишь напомнить об основных направлениях изучения данной проблемы отечественными психологами.
В работах А.Н. Леонтьева особое внимание уделено развитию теории деятельностного происхождения мотивационной сферы человека. Существенное значение для последующих работ по объяснению механизма развития мотивации имеет обоснованный им феномен сдвига, ориентации мотива на цель деятельности, что особенно важно для изучения вопросов профессиональной мотивации, ее структуры и динамики в процессе профессионализации [9].
Выделение профессиональных
мотивов в отдельную область
исследования обусловлено специфическими
особенностями трудовой мотивации,
а именно сознательной направленностью
на цели деятельности, личностной их значимостью,
не только прямой, но и опосредованной
связью мотивов с актуальной потребностью
и осуществляемым действием, отсроченным
удовлетворением потребностей, единством,
взаимосвязью развития личности, деятельности
и мотивационной сферы
Заслуживает внимания вопрос
о разделении мотивов выбора профессии
и мотивов собственно деятельности
(Е.П. Ильин, Э.С. Чугунова, А.П. Васильева,
Б.Л. Покровский и др.) [6]. В этом направлении
следует отметить, что мотивы выбора профессии
тесно связаны, обуславливаются характером
способностей, склонностей, интересов,
индивидуальных ценностей личности, а
также существенно меняются, трансформируются
в ситуациях профессиональной переориентации
или переподготовки личности. Интересны
представления ряда авторов о типологии
профессиональной мотивации и мотивов
деятельности, например, доминантный,
ситуативный и комформистский типы мотивации
(Э.С. Чугунова); непосредственные мотивы,
общепрофессиональные, романтические,
профессионально-
Новый подход к классификации мотивов основан на выделении не многообразных и бесчисленных потребностей, характерных для всех, а степени выраженности их классов, соответствующих этим классам способам управления и формам дальнейшего развития. В.И. Ковалев предложил классификацию потребностей и мотивов по комплексу их признаков: содержание потребностей личности (мировоззренческие и нравственные, эстетические и др.), источники возникновения (социальные, коллективистские, деятельностные и др.), виды деятельности, сила проявления и т. д.
Ряд исследований посвящен
изучению динамики профессиональной мотивации.
В.А. Иванников отмечает, что мотивы
трудовой деятельности формируются, изменяются
в процессе профессионализации, а
определяющие их актуальные потребности,
их удовлетворение могут быть не связаны
непосредственно с
Таким образом, можно утверждать,
что содержание мотивов, их целевая
направленность, интенсивность и
широта выраженности, структура и
специфичность для разных видов
деятельности оказывают регулятивное
влияние на успешность освоения профессии,
эффективность деятельности, удовлетворенность
трудом, развитие личности, что в
конечном итоге и определяет уровень
профессиональной пригодности субъекта.
В то же время динамика, развитие
мотивационной сферы на этапах жизненного
и профессионального пути в значительной
степени предопределяет и изменение
степени профессиональной пригодности.
Следовательно, диагностика и прогнозирование
профессиональной пригодности должны
предусматривать оценку состояния
мотивационной сферы, конкретная особенность
которой (по частным характеристикам
мотивов и целей деятельности)
для определенной профессии, вида деятельности
должна определяться на основании психологического
анализа профессиональной деятельностиs.
Заключение
Итак, в результате проведенных теоретических исследований, на основе анализа различных теорий по изучению мотивации, можно заключить, что мотивационная сфера человека очень сложна и неоднородна. Человек осуществляет определенные действия, деятельность в соответствии с давлением на него совокупности внутренних и внешних по отношению к нему сил. Совокупность этих сил, называемая мотивацией, вызывает у людей далеко не одинаковую реакцию. Поэтому невозможно однозначно описать процесс мотивации. Но на основе эмпирических исследований было разработано несколько концепцийs, описывающих факторы, влияющие на мотивацию и содержание процесса мотивации.