Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 15:47, курсовая работа
Целью исследования является изучение мотивов учения младших школьников и процесс их формирования.
Задачи исследования:
1. анализ психологической и педагогической литературы по теме;
2. изучение особенностей характера детей младшего школьного возраста;
3. рассмотрение классификации мотивов и их особенностей;
4. рассмотрение и анализ путей становления и развития учебных мотивов в младшем школьном возрасте.
Введение
Глава 1. Мотивации детей младшего школьного возраста
1.1. Характеристика и особенности младшего школьного возраста
1.2. Мотивы учения: понятие и классификация
Глава 2. Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
2.1. Мотивация учения в младшем школьном возрасте
2.2. Пути формирования учебных мотивов в младшем школьном возрасте
Заключение
Литература
Изменение познавательных мотивов происходит следующим образом, первоначально появляется интерес к определенным фактам и только потом к закономерностям. Исследования современных психологов выявляют следующие закономерности, что интерес к приобретению знаний может закладываться у учеников уже к середине младшего школьного возраста. В этом же возрасте в очень простой форме, в виде интереса к получению дополнительной информации по интересующему школьника предмету появляются и мотивы самообразования.
Качественная картина мотивации учения в младшем школьном возрасте представлена следующим образом: развитие социальных мотивов происходит от сформировавшегося в первом классе понимания значения учения для общества, к более глубокому пониманию причин, по которым необходимо учиться, и смысла учения в целом, такое развитие делает социальные мотивы эффективными. В этот возрастном периоде социальные мотивы в основном представлены желанием ребенка получить похвалу преподавателя. Если же ученик все же получает плохую оценку, то ребенок, конечно же, огорчается, но в целом все же не обижается на учителя и относится к нему по-прежнему с уважением и доверием. Кроме того в этом возрасте уже важно мнение товарищей и ориентируясь на эти мнения, у школьника возникает желание и стремление занять определенное место в кругу одноклассников.
Наблюдая за количественной картиной мотивации учения, можно выявить следующие закономерности, что интерес к учебной процессу увеличивается в 1 и 2 классах и затем к 3 классу заметно снижается. Наиболее заметно снижение интереса в тех классах, где младшие школьники активно не задействованы в процессе учения, т.е. где учитель дает информацию виде объяснений, готовых знаний. Ученикам 3 классов нравится самостоятельно решать задачи, рисовать, наблюдать за природой. Все то где они могут проявлять инициативу. И они совершенно не любят «зубрить» правила и стихи или пересказывать прочитанное. Кроме того, В.А.Сухомлинский, одной из причин снижения интереса к учению в младшей школе, считал злоупотребление учителя плохой отметкой, которое снижало стремление ребенка учиться и быть уверенным в своих способностях.
Снижение положительного отношения к учению у школьников младшего школьного возраста в 3 классе, является закономерным процессом, так как ребенок уже привыкает к школе, его потребности удовлетворены, школа теряет привлекательность. С этого момента понимание значения учения должно подкрепляться интересом к содержанию учения и к способам добывания знаний. И если у учителя, получается, подкрепить этот интерес то мотивация ученика к концу начальной школы не снижается.
Так же причиной отрицательного отношения к обучению и к школе в целом у младших школьников, может быть связана со слабостью процессов целеобразования, неумение выполнять требования учителя.
Неумение подчиниться цели учителя на длительное, время например недостаточное внимание на уроке, говорит о слабости процесса целеобразования. К неудачам в учебе и соответственно снижению мотивации может привести неумения ученика сопоставлять свои намеченные цели со своими возможностями. Постоянно усложняющиеся задачи учебного процесса приводит к тому, что процессы целеобразования школьника не всегда поспевают за этими задачами. Так же, если учебный процесс поставлен таким образом, что ученики должны подчиняться только целям учителя, то процессы целеобразования будут недостаточно осознаваться школьниками. И здесь очень важно, что бы учитель сопоставлял реальные возможностями каждого конкретного ученика со своими требования, а так же оказывал помощь в стремлении ученика подчиниться нужным целям. Так же очень важно применять различные игровыми ситуациями в учении, которые помогают ученикам ставить и реализовывать цели.
Одно из важных мотивационных значений, которые связаны с обучением в младшем школьном возрасте имеют эмоции. Дети испытывают положительные эмоции при поступлении в школу, а так же при получении хороших отметок или похвалы учителя. Эмоции младшего школьника и дошкольника различаются. Так как эмоции младшего школьника уже более сдержаны. Положительные эмоции школьника будут возрастать в процессе познания средств и способов учения, получения удовлетворения от процессов познания, а так же в процессе осознания учеником своего соответствия предъявляемым школой требованиям. Уменьшение отрицательных эмоций зависит от уровня формирования учебного процесса в целом, а так же, формирования у школьника положительных мотивов учения, становления приемов целеобразования.
Отличительной особенностью детей младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность. Дети этого возраста обладают широтой эмоций и легкой возможностью переключения от одной эмоции к другой. В ходе становления познавательных интересов в учении эмоции меняются в сторону устойчивости и содержательности.
Реализации эмоций в младшем школьном возрасте помогают различные виды дидактических игры, которые бы эмоционально заинтересовывали, а так же являлись бы стимулом для постановки им самостоятельных целей.
Формирование эмоций в этом возрасте является важным моментом в становлении и развитии личности, недостаток эмоционального воспитание сложнее восполняются, чем недостатки в умственном развитии.
Все выше сказанное подтверждает то, что мотивационная сфера в младшем школьном возрасте существенно изменяется: познавательное и социальное направление дошкольника перестраивается в новые познавательные и социальные направления школьника, в стремление учиться, далее потребность школьника удовлетворяется и заменяется новым учебно-познавательными мотивами которые заключается не только в самом процессе учения, получения новых знаний, но и в интересе к способам получения новых знаний. Формирование этого мотива очень важно для подготовки перехода школьника в среднюю школу, а так же поддержания положительного отношения к учебному процессу у школьника в этом возрасте.
Различные исследования, проведенные в психолого-педагогической науке показывают различные возрастные возможности младших школьников. Так, например, при формировании школьников младших классов мотивации к учебному процессу, а так же формировании теоретического мышления, одновременно появляются учебно-познавательные мотивы. Так же, например, другое исследование показало, что уже во 2 классе интерес к учению у некоторых детей перерастает в интерес к содержанию учения и способам усвоения и уже в 3 классе этот интерес проявляется у всех учеников. При правильном подходе учителя к каждому конкурному ученику, указанные выше интересы становятся устойчивыми и имеющими значение для конкретного ученика. Учебно-познавательный мотивы в дальнейшем становятся обобщенным и уже могут распространяться не на один предмет, а на несколько.
Другие исследования, показывают, как интенсивно может проходить развитие школьников начальных классов, с помощь организации у них процесса наблюдения, мыслительного процесса, а так же различных практических действия. При таком обучении у детей формируется внутреннее побуждения к учению. В этом случае дети учатся не из-за получения хороших оценок, а с целью получения новых знаний, испытывая при этом удовлетворение от умственной работы. Обучение становится головокружительным процессом получения знаний, в кругу дружных, дисциплинированных одноклассников, а не скучной, кем-то навязанной, никому не нужной деятельностью.
Подводя итог всего вышесказанного, можно сказать, что анализ психолого-педагогических исследований, подтверждает, что ученики младших классов имеет огромные резервы для формирования мотивов учения. и самое главное содержание мотива в этом возрастном периоде это необходимость «научиться учиться». Младший школьный возраст является первым и основным этапом формирования мотивации учения, от правильного формирования которого во многом зависит дальнейшая судьба становления и развития ученика как в период обучения в школе, так и в течение всей жизни.
2.2. Пути формирования мотивации учения у младших школьников
Задача формирования у
детей начальной школы
Мотивы, побуждающие младшего школьника к учению, усвоению новых знаний, формированию научно-теоретического понимания, чаще всего отсутствуют у ребенка, когда он приходит в первый класс. В этом возрасте основными мотивами у школьника являются: желание ученика занять значимое и оцениваемое место в кругу одноклассников. Но такая мотивация, со временем теряет свою значимость и не может в течение долгого времени побуждать ребенка к учебе. И поэтому очень важно, что бы уже с первых дней обучения у ребенка правильно формировались мотивы, которые бы приобретали нужный для ребенка личностный смыл, и учебный процесс в данном случае являлся целью, а не средством для достижения других целей. Исследования специалистов доказывают, что когда формирование мотивов у школьников происходит стихийно, то необходимые мотивы для полноценного обучения как раз и не формируются. Поэтому процесс становления мотивов должен проходить под управлением учителей и в школы в целом.
Некоторые психологи, такие например как А.К. Маркова и другие предлагают следующие пути становления положительных и устойчивых мотивов учения:
1. Учебный материал и роль его содержания в мотивации ученого процесса.
2. Рациональная организация учебной деятельности.
3. Влияние, которые оказывают на мотивы учения коллективные форм учебной деятельности.
4. Оценка и ее значение в формировании мотивов учения.
Учебный материал и роль его содержания в мотивации ученого процесса. Содержание обучения это информация, получаемая школьниками из учебников и непосредственно от учителя. Школьниками будет эмоционально и умственно воспринимается только та информация, которая заинтересовала их и соответствует их потребностям. И эффективность последующий деятельности будет напрямую зависеть от того на сколько положительно воспринял ребенок ту или иную предлагаемую ему новую информацию.
Все ученики обладают в потребности постоянной деятельности, в упражнении памяти, воображения и т.д., получении новых впечатлений и конечно они нуждаются в различных красочных эмоциях как положительных так и отрицательных. При положительных условиях у детей младшего школьного возраста появляются и развиваются очень важные для них потребности: в умственной деятельности, осознании наблюдаемых ими природных явлениях, потребность в самооценке и другие.
Поэтому при подготовке к уроку учителю важно учитывать потребности своих учеников, учебный материал должен быть достаточно сложным, но в то же время он должен быть доступен для понимания учеников и должен исходить и опираться на уже имеющиеся знания школьников. Учебный материал, обладающий скудной информацией, не может способствовать формированию положительной устойчивой мотивации учения.
И только, содержание обучения, которое направлено на становление научно-теоретического вида мышления, обобщения знаний, помогает формированию у школьников устойчивой положительной мотивации, которая направлена на освоение мира и овладения различными способами познания.
Рациональная
организация учебной
Исследуя процесс учебной
деятельности, специалисты пришли к
выводу, что для правильного
– мотивационный;
– операционно-познавательный;
– рефлексивно-оценочный.
На первом мотивационном этапе ученики должны осознать, смысл и цель изучения данного раздела программы; они должны понять, что конкретно им придется изучать и осваивать; и что является основной учебной задачей данной работы. Кроме того этот этап включает в себя ряд определенных учебных действий это создание проблемной ситуации, определение основной учебной задачи, а так же самооценка и самоконтроль деятельности при изучении предлагаемой темы.
Следующий этап это операционно-
Итоговым этапом является рефлексивно-оценочный этап, и правильное качественное проведение этого этапа играет важную роль в формировании мотивов учения. Изучая предложенную тему, ученики учатся размышлять над своей учебной деятельностью, оценивать её, они сравнивают полученные результаты с основными и частными поставленными задачами.
Информация о работе Мотивы учения младшего школьника и их формирование