Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 21:17, реферат
Детский сад - первая и ответственная ступень. Понимание педагогами значимости и сущности целенаправленной подготовки детей к школе играет особую роль. Поступление ребёнка в школу является переломным моментом в его жизни – он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинают складываться новые формы деятельности. И если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью была игра, то в школе такой становится учебная деятельность.
1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………3-5
2. ГЛАВА 1. Теоретические основы развития мотивационной сферы старших дошкольников
1.1 Мотив как психологическая категория…………………………………………………6-18
1.2 Мотивы в структуре психологической готовности ребенка к школе……18-36
3. ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по изучению развития мотивационной сферы старших дошкольников
2.1 Отбор и анализ диагностического инструментария для обследования мотивационной сферы старших дошкольников……………………………………….37-52
2.2 Оценка уровня развития мотивационной сферы старших дошкольников ДОУ……………………………………………………………………………………………………………..52-60
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………61-62
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………..63-65
формирования необходимых мотивационных отношений в ход пускается все, могущее служить аргументом и создающее хотя бы незначительную надежду на успех: ссылки на долг, честь, заманчивые и неблагоприятные жизненные перспективы, изменение личных отношений. Используется обобщенный («в жизни будет плохо») и конкретный («мама будет недовольна») аргументы, продуманные («хочу с тобой серьезно поговорить») и ситуативные («видишь, что бывает с непослушными»), извлекаемые из прошлого («тогда не слушал, вот и не получилось») и направленные на будущее («пойдешь в школу, будешь хорошо учиться – сам все поймешь») и т.д.
Возможность использования в воспитательном процессе столь широкого круга аргументов обеспечивается тем, что обе части воспитательного воздействия могут связываться достаточно гибким образом, когда есть возможность, основой для такой связи служат объективные причинно-следственные отношения. В таких случаях человеку могут объясняться отдаленные, скрытые и как предполагается им неосознаваемые или недостаточно осознаваемые последствия его отношений и поступков – их влияния на жизнь.
63
Список литературы
1. Асеев, В.Г. Формирование личности и структурный уровень мотивов// Проблемы личности. – М., 1970. с. 86
2. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М., 1976.с. 129
3. Баканов, Е.Н., Иванников В.А. О природе побуждения// Вопросы психологии- 1983. -№ 4.- с.54.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.с.285
5. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка// Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.с.65
6. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М. 1990.с.72
7. Выготский, Л.С. История развития психических функций. Собрание сочинений, т.3.- М.,1983.- 234с.
8. Венгер, Л.А., Мухина В.С. Психология. – М., 1988.с.495
9. Венгер, А.Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте// Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М., 1981.с.275
10. Готовность к школе/ под редакцией И.В. Дубровиной. – М., 1995.
11. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.,1993.с.373
12. Гуткина, Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. – М.,1993.с.335
13. Гутке, Ю., Волраб У. Диагностические программы как вариант тестов обучаемости// Психодиагностика: теория и практика.- М., 1986.с.605
14. Диагностика
умственного развития
15. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении.- М., 1972.с.500
16. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психологического обследования детей в медико-психологических комиссиях.- М., 1985.с.129
17. Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости// Диагностика психического развития. – Прага. 1978.с.389
18. Иванова Я.А. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. – М., 1986.
19. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.с.486
20. Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики// Проблемы диагностики умственного развития учащихся.- М.,1975.с.350
21. Кех П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития 6-летних детей// Вопросы психологии. 1983.- № 6.-с.102.
22. Корнилова Т.В. Диагностика к мотивации и готовности к риску.- М., 1997.с.370
23. Лидерс А.Г., Колесников В.Г. Тест школьной зрелости. – Обнинск. 1992.с.429
24. Маркова А.К. Формирование мотивации, учения в школьном возрасте. – М., 1983.
25. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 1984.
26. Мережников А.П. Общая психология. – Магнитогорск. 2002.
27. Немов Р.С. Психология. т.2. – М., 2002.-235с.
28. Особенности психического
29. Практическая психология
30. Подласый И.П. Педагогика начальной школы.- М.,2001.
31. Подготовка детей к школе в детском саду. Под редакцией Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой.– М., 1977.
32. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 1998.
33. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону. 2003.
34. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. – М., 1999.
35. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. т.1,2. – М., 1986.- с.98.
36. Цеханская Л.И. Диагностика степени овладения некоторыми предпосылками учебной деятельности// Диагностика умственного развития дошкольников.- М., 1978.
37. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей// Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. - М., 1981.
38. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. – М., 1998.
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ГЛАВА 1. Структура мотива и его использование в рекламном сообщении
3. 1.1 Обзор понятия "мотив"
4. 1.2 Виды мотивов
5. 1.3 Теории мотивации
6. 1.4 Мотивы в рекламном сообщении
7. ГЛАВА 2. Методология исследования социально-психологического воздействия рекламы
8. 2.1 Цели, задачи, предмет, объект, гипотеза исследования
9. 2.2 Методологические принципы и подходы к исследованию
10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
11. ССПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Мотивация деятельности человека представляет собой весьма сложный процесс, и адаптация и использование его в практической деятельности является актуальной задачей социальной психологии. Понимая мотивы, которые побуждают человека к активности, можно целеустремленно влиять на его поведение и деятельность. Анализ и актуализация мотивов имеют важное значение для рекламной деятельности, где широко используют знания мотивационной психологии. Изучение методов применения мотивов при создании рекламы является актуальным в свете широкого влияния рекламных сообщений на современное общество.
Изучение мотивов началось в психологии сравнительно недавно (первая специальная монография "Мотивы и поведение" П. Янга вышла в 1936 г., а первый обзор Моурера лишь в 1952 г.), в настоящее время по проблеме мотивов имеется огромное количество работ. Они, однако, почти не поддаются систематизации - до такой степени различны те значения, в которых употребляется в них термин "мотив".
Исследование и применение мотивов в рекламной деятельности началось в середине прошлого века в США, основоположники Луи Ческин– директор Института цвета, Эрнест Дихтер – руководитель Института анализа мотивов. Справочник психолога Джорджа Смита содержит сведения о 150 исследователях мотивов в США и более 80 фирм, заинтересованных в таких исследованиях. В Германии этим вопросом занимался Б. Витиес, из его теории следовало, что реклама способна не только сделать объективную потребность актуальной, превратить ее в мотив, но и создать потребность в рекламируемом товаре как бы "из ничего", то есть без всяких на то объективных причин.
Таким образом, целью нашей работы является изучение мотива как побудительной силы деятельности личности и рассмотрение мотивов использующихся при создании рекламного сообщения.
Объектом исследования является мотив как психологическая категория, предмет исследования – мотивы в рекламных сообщениях.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования были поставлены следующие задачи:
Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме для выявления теоретических основ мотивационной психологии;
Изучить основные мотивационные теории и определить наиболее подходящие для применения в рекламной деятельности;
Проанализировать основные мотивы, используемые в рекламных сообщениях с целью воздействия на мотивационную сферу человека.
Гипотеза исследования
Основным социально-психологическим критерием эффективности рекламной деятельности является наличие у потребителей мотивационной установки на приобретение рекламируемых товаров и пользование рекламируемой услугой. Формирование оптимальных путей использования мотивов возможно только с учетом основных социально-психологических факторов их воздействия на мотивационную сферу потребителей товаров и услуг.
Теоретические основы исследования опираются на мотивационные концепции выдающихся психологов, социологов и культурологов Леонтьева А.Н. "Потребности, мотивы и эмоции" (1973), "Потребности и мотивы
деятельности" (1962), "Потребности, мотивы и сознание" (1966), Узнадзе Д.Н. "Экспериментальные основы психологии установки" (1949), Фрейда 3 "Психология масс и анализ человеческого "Я"" (1921)., "Введение в психоанализ" (1917) Маслоу А.Г. "Мотивация и личность" (1931), Х. Хекхаузена "Мотивация и деятельность" (1986) и др.
Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Структура мотива и его использование в рекламном сообщении
1.1 Обзор понятия "мотив"
Термин "мотив" – русифицированное французское слово "motif", в буквальном смысле слова обозначает "побуждение", или от латинского слова "moveo" – двигаю.
А.Н. Леонтьев так определяет мотив: "В самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность "не знает" своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность функцию, то есть становится мотивом". Более кратко мотив он определял как то, ради чего совершается действие. Или как тот результат, то есть предмет, ради которого осуществляется деятельность. Это объективное, что побуждает и направляет деятельность, отвечая той или другой потребности, конкретизируя потребность или, естественно, удовлетворяя потребности.
Ж. Годфруа определяет мотив как "соображение, по которым субъект должен действовать".
Х. Хекхаузен, определяя мотив, указывает на "динамический" момент направленности действия "на определенные целевые состояния, который независимо от их специфики всегда содержат в себе динамический момент и которого субъект стремится достичь, какие бы разнообразные средства и пути к этому ни вели". Иначе говоря, мотив понимается как "желаемое целевое состояние в рамках отношения "индивид – среда".
В Большом психологическом словаре (сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004) - дается следующее определение мотива -
• МОТИВ (англ. incentive) - 1) материальный или идеальный "предмет", который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, смысл которых состоит в том, что с помощью мотива удовлетворяются определенные потребности субъекта; 2) психический образ данного предмета.
Психологический толковый
Анализируя все
Л. Брентано, первый ученый исследовавший потребность, ввел следующее определение: "Потребность — это всякое отрицательное чувство, соединенное со стремлением устранить его при помощи удаления вызывающей его неудовлетворенности". Такие ученые, как В.С. Магун, Ю.В. Шаров отмечали, что потребности человека взаимосвязаны и с дефицитом, и избытком вредного для нормального функционирования организма человека. В результате чего появляется потребность в ликвидации этого избытка. Другие психологи под потребностью понимают предмет ее удовлетворения. У третьих потребность — это деятельность или какое-либо напряжение, состояние или свойство личности.
Деятельность (по А.Н.Леонтьеву) — это процесс, посредством которого осуществляется связь с предметом той или иной потребности и который обычно завершается удовлетворением потребности, конкретизированной в предмете деятельности (предмет деятельности есть ее действительный мотив). Деятельность всегда побуждается определенными мотивами.