Научно - теоритические знания в рамках психологии мотивационной функции образования (А.К. Маркова, Г.И. Щукина и другие)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 21:17, реферат

Краткое описание

Детский сад - первая и ответственная ступень. Понимание педагогами значимости и сущности целенаправленной подготовки детей к школе играет особую роль. Поступление ребёнка в школу является переломным моментом в его жизни – он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинают складываться новые формы деятельности. И если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью была игра, то в школе такой становится учебная деятельность.

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………3-5
2. ГЛАВА 1. Теоретические основы развития мотивационной сферы старших дошкольников
1.1 Мотив как психологическая категория…………………………………………………6-18
1.2 Мотивы в структуре психологической готовности ребенка к школе……18-36
3. ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по изучению развития мотивационной сферы старших дошкольников
2.1 Отбор и анализ диагностического инструментария для обследования мотивационной сферы старших дошкольников……………………………………….37-52
2.2 Оценка уровня развития мотивационной сферы старших дошкольников ДОУ……………………………………………………………………………………………………………..52-60
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………61-62
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………..63-65

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по психологии образования.docx

— 228.36 Кб (Скачать файл)

 

 Системный подход. Согласно  системному подходу, соответствующее  явление рассматривается как  система, не сводимая к сумме  своих элементов, а свойства элемента  определяются его местом в  структуре. Системный подход позволяет  исследовать объект в многообразии  его свойств и разносторонних  связей. Существует несколько разновидностей  системного подхода: комплексный, структурный, целостный. Комплексный подход предполагает наличие совокупности компонентов объекта или применяемых методов исследования. При этом не принимаются во внимание ни отношения между компонентами, ни полнота их состава, ни отношения компонентов с целым. Структурный подход предполагает изучение состава (подсистем) и структур объекта. При таком подходе еще нет соотнесения подсистем (частей) и системы (целого). При целостном подходе изучаются отношения не только между частями объекта, но и между частями и целым. Целостный подход предполагает изучение состава (подсистем) и структур объекта не только в статике, но и в динамике. В нашем исследовании гендерные стереотипы мы рассматриваем как влияющие на мотивационную сферу личности, и являющие образующими при выборе концепции влияния на мотивационную сферу. В нашем исследовании с помощью принципа системности мы рассматриваем систему "потребность-мотив-деятельность".

 

 Третий уровень методологии  представлен принципом единства  деятельности и сознания. Это  один из основных принципов  деятельностного подхода в психологии, сформулированный С.Л. Рубинштейном в 30-е гг. означающий, что сознание и деятельность не противоположны и не тождественны, а образуют единство. Сознание образует внутреннее поле деятельности, ее программу, создавая динамические модели действительности, при помощи которых происходит ориентирование человека в окружающей среде.

 

 Четвертый уровень методологии представлен методами и методиками исследования и будет рассмотрен ниже.

 

 Метод - это обширный класс  методик. Если частная методика  решает лишь практические задачи  узкого профиля и направлена  на диагностику определенных свойств, то метод определяется общим родством технологических приемов и процедур в проведении всех методик данного типа.

 

 В психологии выделяются  три класса методов (В.Н. Дружинин):

 

эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта исследования;

 

теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (объект исследования);

 

интерпретация и описание, при котором субъект внешне взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).

 

 Мы использовали теоретические  методы при построении гипотезы, и метод теоретического анализа  литературы - при котором для анализа  какого-либо явления изучается  литература по интересующей проблеме. В нашем исследовании мы изучили  основные труды, относящиеся к  исследованиям мотивационной сферы  личности для решения поставленных  задач.

 

 

 Заключение

 

 

Существуют разные взгляды на природу различных способов поведения людей. С позиций психоаналитического подхода психическая жизнь человека вообще, поведение его на рынке в частности строится в основном на иррациональных, неосознаваемых мотивах.

 

Рекламная деятельность является новым видом социальной деятельности, складывающимся между социальными объектами: заказчиком рекламы, ее изготовителем (распространителем) и потребителем. В процессе этой деятельности формируются соответствующие социально-психологические отношения.

 

Реклама имеет несколько функций, ведущей из которых является функция мотивации конструктивного экономического поведения потребителей на рынке товаров и услуг. Эффективность социально-психологического воздействия рекламы может быть оценена по критерию наличия у потребителей установки на приобретение рекламируемых товаров и пользование рекламируемыми услугами. Показатели критерия делятся по когнитивному, эмоциональному и мотивационному признаку.

 

Ведущими социально-психологическими факторами, воздействующими на повышение эффективности рекламной деятельности, являются: оптимальность использования механизмов интерактивного взаимодействия, наличие личностной и социальной значимости (ценности) товара или услуги, воздействие на мотивационную сферу потребителей.

 

 Проведенный анализ теоретических материалов по тематике исследования позволил сделать ряд выводов:

 

1. В современной психологической  науке нет однозначного взгляда  на понятие мотива. Каждое психологическое  направление вносит в определение  мотива свои особенности и  характеристики. Однако, существует общепризнаваемое положение: мотивы занимают значительно место в структуре личности и оказывают несомненное влияние на деятельность человека.

 

2. В мотивационной сфере личности  представлено огромное количество  мотивов. Существует столько различных  мотивов, сколько существует содержательно  эквивалентных классов отношений "индивид—среда". Каждый из  них требует от личности совершения  определенной деятельности, для его удовлетворения. В каждый отдельный момент жизни, в различных условиях существования у личности можно выделить наличие разных мотивов.

 

3. Люди различаются по индивидуальным  проявлениям (характеру и силе) тех  или иных мотивов. У разных  людей возможны различные иерархии  мотивов. Поведение человека в  определенный момент времени мотивируется не любыми или всеми возможными его мотивами, а тем из самых высоких мотивов в иерархии (т. е. из самых сильных), который при данных условиях ближе всех связан с перспективой достижения соответствующего целевого состояния или, наоборот, достижение которого поставлено под сомнение.

 

4. В психологии существует большое  количество различных теорий  мотивации. Одни теории рассматривают  мотивы взрослого человека как  бесконечно разнообразные и самоподдерживающиеся  функциональные системы. Они вырастают  из предшествующих систем, но  функционально независимы от  них. Другие теории за основной принцип принимают то, что очень незначительного числа базовых мотивов достаточно для объяснения бесконечного разнообразия человеческих интересов.

 

5. При создании рекламных сообщений используют: теорию иерархии мотивов А. Маслоу, и теорию о бессознательном З. Фрейда.

 

6. Мотивы покупок – это сложные  психологические структуры, отдельные  звенья которых зачастую не  ясны самому потребителю. Фактически  покупатель действует эмоционально  и принудительно, реагируя на  образы и побуждения, связанные  в подсознании с продуктом. В  зависимости от целей и сегменту  потребителей, в рекламе используются  различные виды мотивов: рациональные, эмоциональные или нравственно-социальные  мотивы. Рекламодатель должен глубоко  продумывать мотивы, которые убеждали  бы потенциальных покупателей  в необходимости приобретения  товаров или услуг, которые он  им предлагает. Иногда эти движущие  инстинкты или чувства лежат  на поверхности, в других случаях  — оказываются скрытыми.

 

Исследование показало что мотивы, применяемые в рекламы нельзя разделить на положительные и отрицательные, приемлемые или нет, точно также мотивы нельзя расположить в иерархическом порядке. Иерархия мотивов для каждого человека может изменяться, также может варьироваться и форма их проявления. Но в наличии они есть у всех и всегда, какой-то мотив присутствует всегда: потребитель не покупает ничего, не имея на то причин. Таким образом, мы можем сделать вывод, что наша гипотеза верна, и использование в рекламной деятельности мотивов как направляющих и побудительных средств, повышает эффективность рекламного воздействия на покупательские предпочтения потребителей

 

 

 Список литературы

 

 

Алешина И.В. Поведение потребителей: учебник. – М.:Экономистъ, 2006. –525с.

 

Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии. – 1995. – 580с.

 

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 362с.

 

Котлер Ф. Маркетинг. - СПб.: Питер, - 2002. – 460с.

 

Краско Г.И. Психология рекламы/под ред. Е.В. Ромата, - Харьков: Студцентр, 2002 – 216с.

 

Лебедев-Любимов А. Психология Рекламы - СПб.: Питер, 2002.— 368с.

 

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат – 1975. – 106с.

 

Маслоу А. Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия. - 1999. – 450с.

 

Статт Д. Психология потребителя – Спб.: Питер, 2003. – 446с.

 

Узнадзе Д. Н. К вопросу об основном законе смены установки// Психология. М., 1930. Т. III, вып. 3. С. 116—135.

 

Феофанов О. Реклама. Новые технологии в России. - учебное пособие, ПИТЕР, 2000 – 298с.

 

Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. 4-е международное издание Санкт-Петербург "ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК" "Издательский дом НЕВА" 2002. – 450с.

 

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1. М.,"Педагогика" 1986. С. 33-48.

 

Анатомия рекламного образа/под общей редакцией А.В. Овруцкого, Спб Питер, 2004-224с.

 

(не)Здравый смысл рекламы/Перевод с английского, под редакцией С. Божук – Спб: Питер, 2005-304с.

 

Реклама: внушение и манипуляция, редактор-составитель Д.Я. Райгородский, учебное пособие – Самара: изд. Дом БАХРАХ – М, 2001-624с.

 

Психология и психоанализ рекламы. Редактор составитель Д.Я. Райгородский, учебное пособие – Самара: изд. Дом БАХРАХ – М, 2001 – 725с. мотив ожидание потребность рекламный сообщение

 

Потребности и мотивы деятельности // Психология / Под ред. А.А. Смирнова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова.— 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1962, С. 362—383.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

§ I Развитие науки о неведении

 

1.1 Зарождение знаний о теории  деятельности человека

 

1.2 Русский путь в науке о  поведении

 

1.3 Зарубежные теории о поведении  человека

 

 § 2 Мотивационная сфера личности

 

2.1 Личность и ее структура

 

2.2 Потребностно-мотивационная сфера личности

 

2.3 Мотивация учебной деятельности  и ее развитие

 

 § 3 Мотивация профессиональной  педагогической деятельности

 

 §4 Диагностика мотивационной  сферы личности подростков

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

 БИБЛИОГРАФИЯ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 Проблема развития личности подростков и формирования мотивационной сферы личности на современном этапе актуальна, как никогда: продолжаются кардинальные перемены в стране и обществе, старые ценности критикуются, а новые еще не выкристаллизовались, при этом электоральная ценность молодежи в последние годы резко возросла - в XXI веке именно сегодняшние подростки будут определять политику, экономику и социальные инициативы. И.А. Зимняя определяет то, что мотивация как психологическая категория является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Разработки современных психологов в области мотивации связаны с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. В частности, П.М. Якобсон отмечал: «Когда люди общаются друг с другом, то прежде всего возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой» /9, 217/. Исследованием мотивационной сферы личности занимались Б.Г. Ананьев, М. Аргайл, В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, К. Левин, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомет - Эминов, А.К. Маркова, А. Маслоу, Т.А. Матис, X. Мюррей, В.Н. Мясищев, Ж. Нюттен, Ю.М. Орлов, С.Л. Рубинштейн, Б. Скиннер, В.Г. Степанов, Дж. Уотсон, З.Фрейд, В.Э. Чудновский, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон и другие.

 

 И.А.Зимняя подчеркивает, что основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической (энергетической) и содержательно - смысловой сторон мотивации. Активная разработка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как система отношений человека (В.Н. Мясищев), соотношение смысла и значения (А.Н. Леонтьев), интеграция побуждений и их смысловой контекст (С.Л. Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л.И.Божович, В.Э. Чудновский), ориентировка в деятельности (П.Я. Гальперин) и т.д. В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека.

 

 Одним из первых исследований  личностной мотивации (в терминах  потребностей личности), как известно, была работа X. Мюррея (1938). Из множества побудителей поведения им были выделены четыре основные потребности: в достижении, в доминировании, в самостоятельности, в аффилиации. М. Аргайл, рассматривая эти потребности в более широком контексте, составил более широкую структуру мотивации (потребностей): 1) несоциальные потребности, вызывающие социальные взаимодействия (например, биологические потребности), 2) потребность в зависимости как принятие помощи, защиты, руководства, 3) потребность в аффилиации, т.е. стремление быть в обществе других людей, 4) потребность в доминировании, 5) сексуальная потребность, 6) потребность в агрессии, 7) потребность в чувстве собственного достоинства, самоидентификации. Очевидно, что потребность в зависимости, в самоутверждении и одновременно в агрессии в значительной мере представляет интерес для анализа учебной деятельности и поведения обучающихся, а также более глубокому проникновению учителя в современные проблемы обучения и создания условий для более эффективного усвоения знаний учащимися.

 

 В курсовой работе мы рассматриваем  основные подходы к исследованию  мотивации, мотивацию как психологическую  категорию. Изучены и раскрыты  основные положения теории деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), развитие теории научения (Б.Скиннер, К. Левин, Д.Уотсон) и поведения (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский и другие).

 

 Интересным представляется  вопрос о мотивационной сфере  личности, что определяет главную  проблему исследования.

 

 Проблема исследования: какие условия необходимы и достаточны для формирования мотивации к учебно-профессиональной деятельности.

 

 Объект исследования: мотивация  как психологическая категория.

 

 Предмет исследования: условия  формирования мотивации поведения  личности в подростковом возрасте.

Информация о работе Научно - теоритические знания в рамках психологии мотивационной функции образования (А.К. Маркова, Г.И. Щукина и другие)