Нейро- лингвистическое программирование: Навыки лидера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 20:01, доклад

Краткое описание

Многие слышали про НЛП, но не все представляют себе, что же это такое, и почему данное направление психологии приобретает все большую популярность.Используя принципы НЛП можно описать любую человеческую активность весьма детальным образом, что позволяет производить легко и быстро глубокие и устойчивые изменения этой активности. Вот некоторые из вещей, которые можно научиться делать:
1. Излечивать фобию и другие неприятные ощущения
2. Добиться успеха в разных сферах жизни
3. Устранять нежелательные привычки - курение, пьянство, переедание, бессонницу
4. Производить изменения в отношениях, имеющих место в супружеских парах, семьях и организациях, чтобы они функционировали более продуктивно

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1.Немного истории……………………………………………………………………..4
2.Нейро- лингвистическое программирование: Навыки лидера……………………5
2.1.Системные навыки…………………………………………………………………6
2.2.Коммуникативные навыки………………………………………………………..10
2.3.Внутренние качества………………………………………………………………14
3.Лидерские ступени…………………………………………………………………..18
4.Стили лидерства……………………………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………………......21
5.Список использованной литературы……………………………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

доклад.docx

— 62.96 Кб (Скачать файл)

Умение слушать и слышать. На первый взгляд, может показаться, что это два идентичных понятия, но это не так. Впрочем, в эффективной коммуникации полезны оба навыка. Нет лучшего собеседника, чем благодарный слушатель. Лидер умеет не только говорить сам, но и слушать. Нет молчаливых людей — есть неправильно выбранная тема для разговора! Лидер умеет подобрать тему, интересную собеседнику, заинтересовать его, и тогда рассказчика может оказаться сложно остановить. Парадокс состоит в том, что даже если в разговоре вы произнесли всего несколько реплик, у собеседника о вас может сложиться впечатление, как об очень разговорчивом, коммуникабельном человеке и, конечно, интересном собеседнике. Но для этого важно не только слушать или делать вид, что слушаете, но и слышать, что говорит ваш собеседник. Ведь разговор можно поддерживать, используя только приём активного слушания, просто периодически кивая головой и употребляя такие междометия, как «ага», «угу», «да», «похоже», «согласен», или даже иногда дословно повторяя некоторые ключевые фразы.  

Слышание же подразумевает под собой ещё и умение постоянно сохранять нить разговора, при необходимости перехватывая инициативу, подводить разговор к тому, что вам необходимо узнать, постоянно удерживая в фокусе внимания цель вашего общения. Тогда общение переходит в интересную игру совместного взаимообогащения и получения полезной информации. 

Умение задавать вопросы. Как говорил один из известнейших лидеров, создатель теории современного менеджмента Питер Друкер: «Лидер прошлого знал, что и как сказать, лидер будущего знает, что и как спросить». Умение задавать вопросы демонстрирует ваш личный интерес к персоне собеседника, при этом позволяет быстро и качественно собрать необходимую информацию. Навык искренне интересоваться делами ваших коллег, партнёров, подчинённых, заказчиков, начальства основан на задавании вопросов. И, конечно, не мало важно уметь выслушивать ответы, даже если в них содержится точка зрения, альтернативная вашей.

 

    1. Внутренние качества.

Уверенность в себе.

Дерзновенность.

Проактивность.

Самообладание.

      Внутренняя целостность.


 

Внутренние  качества человека не так просто заметить, как, например, поведенческие навыки, лежащие на поверхности. Но это именно тот базис, на котором строится всё  остальное. Это те механизмы, которые  формируют лидерство. Ведь лидерство, в первую очередь, проявляется изнутри  наружу. Можно сколько угодно казаться быть лидером, пытаться демонстрировать  свои лидерские задатки, но если человек  не чувствует себя таковым, если в  нём нет убеждённости в том, что  он готов вести за собой, ему просто не поверят. Поэтому следующие 5 качеств посвящены способностям идущим изнутри. 

Уверенность в себе.

Уверенность обычно определяется как некоторое  базовое состояние, с которым  ассоциируется лидер. Человек, демонстрирующий  состояние уверенности, внушает  доверие. Поскольку состояние уверенности  связано с надёжностью, кажется, что на такого человека можно положиться, ему можно доверять, за ним хочется идти.  

Один из способов того, как можно вызвать у себя состояние уверенности, — это  начать работать с собственным телом. Для этого стоит разобраться, как обычно выглядит уверенный в  себе человек. Давайте опишем уверенность  в деталях. Говорят, что уверенного человека можно заметить по расправленным  плечам и стройной осанке. Дыхание  уверенного в себе человека ровное, размеренное. Уверенность сопровождается законченными жестами, четкой, внятной  речью, чаще звучащей на пониженных тонах, наличием пауз, которые делают речь ещё более точной и внушительной. Помимо этого, уверенность характеризуется  способностью продолжительное время  удерживать взгляд на собеседнике. Мы описали некоторые из наиболее ярко выраженных признаков уверенности. Просканируйте своё тело: насколько  оно соответствует вышеописанным  характеристикам? Если не в полной мере, то, проделав с собой соответствующие  процедуры, мы сконструируем нужное нам состояние уверенности. А  умение создать в теле нужный мышечный баланс непосредственно влечёт за собой  появление состояния. 

Ещё один способ создания уверенности — это использование  собственного опыта. Каждый из нас в  разных контекстах был в чём-то уверен. Однажды пережив это состояние, его можно испытывать снова и  снова. Для этого нужно достаточно подробно вспомнить ситуацию, в которой  вы испытывали уверенность, а затем  погрузиться в этот опыт и начать переживать его снова, усиливая и  подпитывая изнутри. Таким образом, можно тренировать вхождение  в состояние уверенности и  каждый раз фиксировать его внутри себя. Помимо этого, можно тренировать  вхождение в состояние уверенности  через опыт другого. Например, выбрать  из своего окружения нескольких человек, которые, на ваш взгляд, имеют доступ к этому состоянию наиболее часто  и полно, а затем войти в  роль этого человека, представив, что  вы — это он, и попробовать  действовать из состояния уверенности  этого человека, фиксируя внутреннюю кинестетику, тембр голоса и прочие физиологические параметры.  

 

Дерзновенность.

Дерзновенность  — это всегда вызов, частью которого являются решительность и смелость. В отличие от состояния уверенности, дерзновенность позволяет не только чувствовать, но и действовать. Лидер  всегда впереди, и часто его окружает неизвестность пути, лежащего перед  ним. Лидеру необходимо вступить на путь, на который до него никто не ступал, и это вызов. Для этого нужна  смелость, ведь неизвестность пугает. Поэтому лидеру необходимо это качество, чтобы сделать первый шаг к  мечте через неизвестность. Труднее  всего начать движение, поверив в  свои силы, поборов страх и сомнения, действовать несмотря ни на что. Более  того, многие лидеры мотивируются вызовом, они испытывают себя, как будто  спрашивают: «А на что большее я  ещё готов прямо сейчас?» —  как альпинисты после очередного восхождения ищут на карте следующую  вершину, которую хотят покорить. Лидеры ставят перед собой такие  цели и задачи, которые не решал  никто; ищут дороги, которых ещё не существует.  

 

 

Проактивность.

Человек активный — это человек действующий. Но действие может быть и следствием поступка другого человека или возникшей  ситуации. Тогда такое действие называется реактивностью, т.е. реагированием на стимул, приходящий извне. Как правило, настоящий лидер предпочитает не реагировать, а упреждать, сам создавать  события. Как раз такое качество и называется проактивностью. Оно связано с мотивацией приближения (мотивацией «К»), когда человек зажигается целями, планами, мечтами, а не возможностью избежать неприятных ситуаций. Лидер постоянно действует на опережение, т.е. начинает действовать первым. Он инициирует процесс, проявляет инициативу. И это тесно связано с качествами, обсуждаемыми ранее: видением, дерзновенностью, уверенностью. Лидер старается быть всегда на полшага впереди. Поэтому ему просто необходимо обладать новейшей информацией и быть в центре потоков событий, с тем чтобы начать действовать первым. Ведь в современном мире информационных технологий и огромных скоростей любое промедление грозит огромным проигрышем как в моральном, так и финансовом эквиваленте, что в итоге превращается в упущенную выгоду. 

В своей книге  «Альфа-лидерство» один из современных  законодателей НЛП Роберт Дилтс описал стратегию, хорошо иллюстрирующую качество проактивности: готовьсь, пли, целься. Сейчас технологии развиваются так быстро, что нужно постоянно держать руку на пульсе перемен. Раньше, как только на горизонте появлялась цель, стандартной стратегией была такая: вначале прицелиться (собрать информацию), подготовиться к выстрелу (досконально продумать стратегию достижения цели), принять окончательное решение о выстреле и только потом действовать. Но на всё это требуется время. А любое промедление и затягивание времени — это подарок конкурентам. Ведь в этот момент лидер другой команды может успеть сделать большее, перехватить инициативу, начать быстрее разработку нового продукта…  

Современные самонаводящиеся ракеты действуют  по другому принципу. Как только на горизонте появляется цель, ракета вылетает в сторону цели, и только затем производится доводка ракеты с пульта управления, корректируется её траектория. Так и в бизнесе: чтобы не упустить момент, как только на горизонте появилась нужная нам  цель, начинаем движение в направлении  цели, а затем доводим технологию и простройку её реализации до нужного нам результата, что позволит нам быть всё время на полшага впереди. 

 

Самообладание.

Самообладание включает в себя целый ряд таких  качеств, как стрессоустойчивость, умение держать удар, выдержанность, которые, так или иначе, связаны с критическими ситуациями, что, в свою очередь, сопряжено с проявлением сильных негативных эмоций. Понятно, что в ситуации стресса, усиленного давления извне, временного цейтнота, плохого самочувствия внутри может возникнуть целый спектр эмоций — от полной апатии до раздражительности и гнева. Иногда эти эмоции могут быть даже очень полезны, поскольку эмоции позволяют выплеснуть энергию, скапливающуюся внутри. Но стоит помнить, что часто приходится сожалеть о спонтанно проявленной эмоции. Один эмоциональный срыв — и как следствие сорванная сделка, разорванный контракт, уволившийся сотрудник. Апатия же руководителя, наоборот, может считываться как проявление слабости. Естественно, лидер может позволить себе проявление разнообразных эмоций, вопрос только в том, кто кем управляет: эмоции человеком или человек эмоциями, т.е., другими словами, кто в доме хозяин? Как только лидер перестаёт контролировать свои эмоции, он становится управляемым и зависимым от действий других людей и ситуации. Поэтому истории и легенды чаще повествуют именно о людях, умеющих проявлять в нужные моменты самообладание и выдержку.  

Конечно, появляется соблазн просто подавлять в себе эмоции. Но рано или поздно скопившаяся  внутри негативная энергия начнёт прорываться  наружу, причём в самые неподходящие моменты, и, в первую очередь, это  может отразиться на родных и близких. Что же делать? Для профилактики подобных ситуаций полезно понимать, что служит причиной стресса, того, что вызывает эмоции, и научиться  упреждать подобные ситуации. Самое простое — стараться в них не попадать.  

Но если стресс неизбежен, что делать в этом случае? Ведь существуют люди, которым всё  нипочём, складывается такое ощущение, что их ничто не берёт. Про одних  говорят «железные люди», про других — «как с гуся вода». Секрет и тех, и других — в навыке управления состояниями. Есть несколько простых упражнений на визуализацию и внутреннее чувствование, которые позволяют быстро и эффективно работать со стрессом. В состоянии сильного напряжения полезно сделать три глубоких вдоха и выдоха, ещё сильнее, максимально напрячь всё тело, каждую мышцу, а затем сбросить напряжение и полностью расслабиться и сделать так несколько раз. Ещё один способ связан с чувственными визуализациями. Например, если вы чувствуете сильное давление со стороны других людей, то полезно представить это давление в виде некоторой субстанции, а себя прозрачным, и что это давление проходит сквозь вас и никак вас не касается. Другой метафорой может служить представление внутри себя гибкого стержня или шара. Желательно рассмотреть его получше: из чего он состоит, какого цвета? И когда возникает любая ситуация, способная вывести вас из состояния равновесия, вы представляете, что одновременно в вас проявляются два ваших качества: твёрдость и гибкость. Стержень или шар на некоторое время отклоняются под воздействием внешних сил (если ему оставаться в статичном состоянии, под воздействием напряжения эта сила будет расти, а значит, увеличится расход энергии и неизбежно возникнет напряжение), проявляя гибкость, но при этом сохраняя форму — твёрдость. В момент максимального отклонения он возвращается на исходные позиции и т.д. Такие метафоры очень помогают не давать излишней энергии или стрессу «зацепить» вас, а только укрепляют вас в ваших качествах.  

 

Внутренняя  целостность.

Внутренняя  целостность — навык, который  вбирает в себя и интегрирует  все вышеперечисленные качества. Главная его особенность —  создание баланса всех частей и проявлений человека. Целостность создаётся  за счёт соответствия и состройки целей, замыслов, верований лидера с его внутренними состояниями и проявлениями. Личность является целостной, когда вся сущность человека направлена как поток в одном направлении, как будто подчинена единому замыслу, миссии. Когда лидер не раздираем изнутри постоянными противоречиями и сомнениями, он просто действует исходя из своих убеждений и видения. Ну и, конечно, когда его действия и поступки зачастую соответствуют ожиданиям окружающих, его последователей. За лидером хочется идти в том случае, когда он не просто знает, куда идёт, но и транслирует это всем своей сущностью.

Шагом к обретению  такого рода целостности является осознание  лидером своей миссии или собственной  уникальности. Миссия воплощается в  сверхцели, сверхидее, в которой посвящены действия и поступки. Человек, обладающий осознанием своей миссии, знает или чувствует, что хочет, он получает удовольствие от работы, от собственной деятельности, от жизни.

3. Лидерские ступени.

Лидером не рождаются, лидером становятся. Согласно современным исследованиям, лидерский  потенциал есть у каждого —  вопрос в том, каким образом его  можно развивать и до каких  пределов. Вообще говоря, существуют лидеры совершенно разных форматов. А рост лидера может проходить в несколько  этапов, в зависимости от компетенций  и масштабов лидерства. Вот эти  ступени лидерского роста:

  1. Внутреннее лидерство. Это базовый этап развития лидерской компетенции. Предпосылки для возникновения и развития лидерства. Человек должен в первую очередь уметь руководить собой. Уметь мотивировать и настраивать себя на работу. Брать ответственность за свои поступки и держать ситуацию под контролем.
  2. Ситуативное или контекстуальное лидерство (микролидерство). Проявляется, когда человек берет на себя роль лидера в зависимости от сложившейся ситуации и в конкретном контексте. На нём временная ответственность за происходящее. Чаще всего такие лидеры мотивируется необходимостью, чем возможностью. Например, в экстремальной ситуации, когда сам контекст диктует необходимость появления лидерских качеств. Если не я, то кто? Когда же актуальность ситуации спадает, человек снимает с себя лидерскую роль и возвращается к повседневным занятиям.
  3. Командное или тактическое лидерство (макролидерство). Лидер постоянно руководит своей командой. Является её вдохновителем. Берет инициативу в свои руки на протяжении большого промежутка времени. Отвечает за свою команду и её членов. Обычно ставит тактические цели и стремится к их достижению.
  4. Системное или стратегическое  лидерство (металидерство). Лидер руководит всей системой в целом. Это лидер лидеров. То есть он руководит руководителями-лидерами. Ставит стратегические цели, формирует видение компании, определяет далеко идущие планы и перспективы развития. Он даже не мотивирует, он вдохновляет.

Таким образом, эволюция лидерства может  проходить по следующей схеме:                                   На первом этапе развивается умение управлять собой: работать со своими состояниями, умением ставить и достигать цели, мотивировать себя на работу и на высшие достижения. На следующем этапе брать лидерство в каких-то определенных ситуациях. Учиться захватывать инициативу, коммуницировать и общаться с людьми и вместе с ними двигаться к выполнению поставленных задач и целей. На третьем этапе формировать собственную команду, мотивировать её, служить для людей привлекателем. Делать так, чтобы за вами хотелось следовать. Параллельно развивать прочие лидерские навыки: умение координировать действия своей команды, умение говорить, убеждать, внутреннюю смелость, целеустремлённость, стойкость, коммуникабельность. Ну и, наконец, на четвертой ступени создавать свою собственную лидерскую школу, где бы появлялись лидеры-последователи и осуществлялось руководство целой системой команд и бизнесов. На этом этапе просто необходимо умение управлять большими системами и структурами. Развивать видение и предвидение, потому что, только представляя отдалённые манящие перспективы, люди будут следовать за вами вперёд и вперёд, дальше и дальше.

Информация о работе Нейро- лингвистическое программирование: Навыки лидера