Нравственное воспитание учащихся юношеского возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 00:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить специфику осуществления нравственного воспитания учащихся.
Гипотеза исследования: если при осуществлении нравственного воспитания учащихся юношеского возраста будут учтены отличительные черты развития личности студента, то нравственное воспитание учащихся юношеского возраста будет наиболее эффективно.
Исходя из цели и гипотезы, нами были определены следующие задачи:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологические основы нравственного воспитания учащихся юношеского возраста………………………………...7
История развития представлений о нравственности…………………….7
Нравственное воспитание………………………………………………...10
1.3. Специфика формирования личности в юношеском возрасте……………13
Глава 2. Условия эффективности осуществления нравственного воспитания в юношеском возрасте………………………………………….19
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственного отношения у учащихся юношеского возраста………………………………………………..19
2.2. Содержание и организация опытно-экспериментальной работы по осуществлению нравственного воспитания……………………………………22
2.3. Результаты диагностики уровня сформированности нравственного отношения у учащихся юношеского возраста………………………………
Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………….……30
Приложение …………………………………………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

Бирюкова катя курсовая.doc

— 316.50 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Нравственное  воспитание

 

Нравственное  воспитание – это целенаправленный процесс, предполагающий определенную систему содержания, форм, приемов и методов педагогических действий [6, C.102].

При рассмотрении системы нравственного воспитания Н.Е. Ковалев, Н.А. Сорокин, Б.Ф.Райский различают следующие аспекты:

  • осуществление комплексных согласованных воспитательных воздействий  преподавателя и студентов в решении определенных педагогических задач, а внутри группы – единство действий всех учащихся.
  • использование в нравственном воспитание  путей формирования учебного процесса.
  • в систему нравственного воспитания входит взаимовлияние и взаимосвязь моральных качеств, которые воспитываются  в данный период у студентов.
  • по мере умственного созревания и роста детей, следует рассматривать  систему нравственного воспитания в последовательности развития тех или иных качеств личности.

С  точки зрения С.Л. Рубинштейна в формировании личности подростка, главное место занимает  развитие нравственных качеств, составляющих «фундамент» поведения.

Человек в этом возрасте  познает сущность нравственных категорий,  учится оценивать их знания и действия в собственных поступках и поступках окружающих [25, C.58].

Л.А. Матвеева, Л.А. Регуш  уделяли большое внимание на выявление роли планирования, как в нравственном поведении учащихся юношеского возраста, так и в учебной деятельности.

Их исследования обращают внимание на  формирование  нравственных оценок и самооценок, мотивов поведения.

Процесс воспитания в образовательной системе строится на принципе единства сознания и деятельности, который  формирует и развивает  устойчивые свойства личности.

Дробницкий  О.Г. утверждает, что любая деятельность несет за собой  нравственную окраску, в том числе и учебную. А,  по мнению  Божович Л.И., деятельность обладает большим воспитательным потенциалом. Так же  он утверждает, что учебная деятельность студента такого возраста является ведущей. В этом возрасте она влияет на появление многих новообразований и само развитие подростка. Она развивает не только умственные способности, но и нравственную сферу личности.

Харламов И.Ф. указывает, что у учащихся юношеского возраста в ходе  систематического выполнения учебных поручений формируются нравственные отношения,  нравственные знания, характерные для учебной деятельности.

Образовательная деятельность, в юношеском возрасте является ведущей, создает возможность овладения студентами приемами, способами решения разнообразных задач умственного и нравственного характера. Преподавателю отводится главная роль в обучении и  воспитании студентов,  подготовке к общественному труду и жизни. Преподаватель становится для учащихся идеалом преданного отношения к труду и нравственности, авторитетом. Проблема осуществления нравственного развития подростков на сегодняшний день является актуальной [30, C.541].

Процесс нравственного воспитания - длителен и непрерывен, его результаты отсрочены во времени, что и является отличительной особенностью.

Одним из основных свойств нравственного воспитания является его структурное построение, т.е. решение задач начинается с фундаментального уровня, а заканчивается высоким. Чтобы достичь  цели, необходимо  использовать все виды деятельности от самой примитивной до самой сложной. Эта точка зрения выполняется с ознакомления возрастных и индивидуальных особенностей учащихся [3, C.386].

Процесс нравственного воспитания творческий и динамичный: педагоги систематически в него вносят свои коррективы, которые  направленные на его совершенствование.

Макаренко И.С. выделил три группы факторов, определяющих нравственное развитие и становление личности учащегося: социальные, природные (биологические) и педагогические. Во взаимосвязи  с обществом и окружающей средой, студент  приобретает опыт нравственного поведения,  «социализируется».

На нравственное становление  личности влияют  многие биологические  факторы и  социальные условия, но главную роль  играют педагогические. Они наиболее  управляемые, направленные на установление определенных отношений.

Одной  из главных  задач  воспитания, является  правильная организация  деятельности ребенка. Она  формирует  нравственные качества, а возникающие  отношения  влияют  на изменение  мотивов и целей  деятельности, а так же воздействует   на усвоение нравственных ценностей и норм организаций.

Тем временем, деятельность учащегося является  мерой нравственного  развития.

Становление морального сознания студента происходит через осознание и восприятие информации, поступающий от родителей и педагогов, окружающих людей через усвоение и принятие воздействий как нравственный опыт индивида, его ценностными ориентациями и взглядами. Внешнее воздействие в сознании ребенка приобретает индивидуальный опыт, в ходе чего, к нему формируется  субъективное отношение. Вследствие чего, у него  формируются принятия решения,  мотивы поведения и нравственный выбор собственных поступков ребенком. Направленность воспитательной работы со студентами  и реальное  поведение детей не всегда являются адекватными, но задачи  воспитания состоят  в том, чтобы достичь соответствия между нормативными требованиями должного поведения и внутренней готовности  ребенка к этому.

Моральное просвещение, является одним из главных звеньев в  процессе нравственного воспитания. Его цель- это сообщить подростку  о совокупности знаний,  моральных нормах и принципах в обществе, которыми он  овладевает.

Формированию  моральных оценок,  поступков  и нравственное поведение,   способствует осознанию  и переживанию моральных  принципов и норм [12, C.8-14].

Таким образом,  теоретический анализ психолого  – педагогической, социологической  литературы по проблематике сформированности  нравственного воспитания учащихся юношеского возраста позволяет сделать вывод о том, что учеными накоплены нужные и важные разработки по  данной  теме,  которые можно использовать  при формировании нравственного воспитания  студентов.

 

1.3 Специфика формирования  личности в юношеском возрасте.

 

Ученые в  сфере  педагогики утверждают, что возможности студентов неодинаковые и поэтому существуют  различные возрастные периоды для нравственного воспитания:

    •   6 лет - ребенок практически готов к систематическому школьному обучению. О нем можно говорить уже как о личности, он осознает свое поведение, способен сравнивать себя с другими.
    •   Конец дошкольного периода - у него формируются новые уровни социально-психологических качеств, интенсивно идет накопление жизненного опыта. Усиливается осознание себя, своего Я. Ребенок стремится к новым открытиям, начинает понимать, как много неизвестного во взрослой жизни, которую он начинает  постепенно познавать. Формируется реальная предпосылка осуществления целенаправленной учебной деятельности: ребенок в основном овладел речью, научился делать некоторые выводы и простые обобщения. Если он посещал дошкольное учреждение, то имеет некоторый опыт выстраивания отношений с другими детьми. «Домашний ребенок» в этом  плане менее защищен. Ребенок более «социального плана» быстрее учится управлять своим поведением и уже способен понимать, «что такое - хорошо и что такое - плохо», хотя еще не научился сдерживать свои эмоции. Ведущая деятельность - учение, которое меняет уклад жизни, появляются новые отношения с окружающими и обязанности.
    •   учащиеся 1-го класса - уже имеют определенный уровень нравственного развития. Но, попадая в новую, непривычную для них среду, они в первую очередь ориентируются на учителя, обращают пристальное внимание на его поведение, манеру общения, замечания. Поэтому в начальной школе особенно велико значение личности учителя, его профессиональной компетентности. В формировании всесторонне развитой личности  главное  место занимает нравственное развитие ребенка. В этом возрасте уместно говорить о формировании у детей, прежде всего нравственных представлений, которые в дальнейшем составят основу для формирования нравственных понятий, норм, правил. Роль начальной школы в процессе социализации личности, становления нравственного поведения огромна.

Мотивационная сфера по темпам развития заметно  отстает от интеллектуальной сферы. Воля не сформирована, мотивы не осознаются. Повышенная чувствительность, превалирует над доводами разума, школьник совершает множество необдуманных действий [21,C.28].

Формируя нравственное  воспитание подростков, надо учитывать их психологические и возрастные  особенности:

  • Игра. Во взаимодействии с ней  подросток упражняется, осваивает нормативное поведение. Игра, требуется соблюдение  правил от студента и умение их выполнять. Нарушение их, учащиеся подмечают с особой остротой и нарушителю показывают  свое осуждение.

При несоблюдении участником установленных правил, он может выйти из игры. С помощью игры каждый учащийся учится соблюдать правила, считаться с мнением окружающих, получает уроки честности, справедливости, правдивости.

Макаренко А.С. говорил, что игра требует  от ее участников умения соблюдать правила.

  • Трудности занятий монотонной деятельностью.  Психологи утверждают, что  дети 16-17-летнего возраста определенно могут сосредоточить свое внимание на предмете более 6-10 минут, но им это надоедает и подростки переключают свое внимание на другие предметы, отвлекаются, поэтому необходимо динамически менять виды  деятельности в ходе занятий.
  • Нечеткость нравственных представлений, связанная с небольшим опытом.

Важным условием формирования нравственной самооценки подростков является включенность в воспитательный процесс их чувств, знаний, и поведения. Для этого необходимо сочетание нравственного просвещения с деятельностью, игрой, творчеством, что обеспечивает положительное влияние на нравственное сознание, а через него на нравственную самооценку учащегося.

Необходимо  помнить о ряде закономерностей,  которые помогают выстраивать и  организовывать плодотворную учебную  и воспитательную деятельность. Преподавателю, так же как и учителю начальной школы необходимо опираться на закономерности не только психического развития, но и физического:

  • В раннем возрасте физическое развитие человека протекает быстрее и интенсивнее; относительно того как он становится старше, развития замедляется.
  • Физически ребенок  развивается неравномерно: в один период быстрее, в другой медленнее.
  • Каждая клеточка и орган человеческого тела формируется  в своем темпе, а потому  процесс идет непропорционально и неравномерно.

С физическим развитием  связано и духовное, в содержание которого также есть значительные отклонения, описываемые неравномерностью созревания развития психических функций и нервной системы.

Духовное  развитие подчинено ряду  общих правил:

  1.   Возраст ребенка и темп  духовного развития несет в себе обратно пропорциональную зависимость: чем ниже возраст, тем оно выше, и наоборот.

Л.Н.Толстой говорил: «От пятилетнего  ребенка до меня - только один шаг. От новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние. От зародыша до новорожденного - пучина. А от не существования до зародыша отделяет уже не пучина, а непостижимость», высказывая свое отношение к таинствам человеческого развития.

  1. Духовное развитие подростков протекает неравномерно. У учащихся юношеского возраста фундаментальные духовные качества не находятся на одном и том же уровне развития. В отдельные периоды одни качества формируются быстрее, другие - медленнее.
  2. Существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности. Такие возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных качеств наиболее благоприятны (оптимальные), называются сензитивными (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Крутецкий). Причины сензитивности - неравномерность созревания нервной системы и мозга и это, говорит о том, что некоторые свойства человека формироваться на основе устоявшихся свойств. Большое значение имеет и приобретенный в процессе социализации жизненный опыт.
  3. По мере развития психика человека и его духовные качества приобретают устойчивость, т.е. возможность изменения. На пластичности нервной системы основано действие воспитания: слабые психические функции можно компенсировать более сильными, но не менее важными качествами.

Таким образом, формируя нравственное  воспитание  учащихся юношеского возраста, надо учитывать их психологические и возрастные  особенности, а так же  оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности.

 

 

Глава 2. Условия эффективности формирования нравственного воспитания в юношеском возрасте

2.1. Направления и методы нравственного воспитания

 

Воспитывать - значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому преподаватель для достижения воспитательных целей должен уметь организовать разнообразную деятельность детей (педагоги называют ее развивающей, воспитывающей), а для детей она является их естественной жизнью.

Информация о работе Нравственное воспитание учащихся юношеского возраста