Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 23:24, курсовая работа
Цель работы: изучение влияния склада характера на профессиональное самоопределение старшеклассников.
Задачи:
1) дать определение понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение»;
2) рассмотреть психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников;
3) дать психологическую характеристику юношеского возраста;
4) изучить личностную предрасположенность к профессии в юношеском возрасте.
Введение……………………………………………………………………..........
Глава 1. Психологический анализ влияния склада характера на профессиональное самоопределение старшеклассников………………….
1.1. Характерные особенности юношеского возраста. Роль самоопределения в этот период……………………………………..........
1.2. Профессиональное самоопределение…………………………..........
1.3. Особенности влияния склада характера на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте…………………………...........
Глава 2. Эмпирическая часть……………………..........................................
2.1. Комплекс психодиагностических методик для исследования влияния склада характера на профессиональное самоопределение старшеклассников…………………………………………………............
2.2. Проведение и анализ результатов экспериментального исследования……………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………
Приложения………………………………………………………………………
Таким образом, мотивы, интересы, установки и другие свойства личности, характеризующие ее отношение к тем или иным видам деятельности, образуют профессиональную направленность. Профессиональная направленность – это сложная черта личности, отличающаяся не только положительным отношениям к определенным профессиям, но и активным желанием трудиться в той или иной профессии.
В процессе профессионального самоопределения юношей и девушек необходимо учитывать возможности овладения той или ной профессией. К ним относятся: индивидуальные особенности мышления, способности, темперамент и характер.
Яркий отпечаток на выбор
профессии накладывает
Также при выборе профессии существенную роль играет характер. Часто юноши и девушки, выбирая профессию, руководствуются тем, насколько будущая профессия будет соответствовать их характерологическим проявления.
Таким образом, к индивидуально-
ГЛАВА 2
Эмпирическая часть.
2.1 Комплекс психодиагностических методик для исследования влияния склада характера на профессиональное самоопределение старшеклассников
Методики исследования:
С целью выявления профессионального выбора учащихся нами была разработана анкета (см. Приложение 1).
Для выявления личностной
предрасположенности к
Содержание методики: испытуемый должен в каждой из двадцати пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».
Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбрать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»
Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество (ответов) знаков «+» в каждом из пяти столбцов. Каждый из пяти столбцов соответствует определенному типу профессий (см. Приложение 2).
2.2. Проведение и анализ результатов экспериментального исследования
Мною была отобрана экспериментальная группа (общее количество испытуемых составило 10 человек, из них 6 девушек и 4 юношей, учащихся 10 класса в возрасте 15-16 лет).
На первом этапе исследования нами было проведено анкетирование, направленное на изучение профессиональных предпочтений подростков, методики ДДО и «Карта интересов», направленные на изучение личностной предрасположенности к конкретным типам и видам профессий.
Проведенное анкетирование позволило нам выяснить, что члены экспериментальной группы выбирают следующие профессии:
Екатерина Г. – выбирает профессию адвокат;
Мария П. – выбирает профессию экономист;
Светлана Т. – выбирает профессию психолог;
Любовь К. – выбирает профессию учитель;
Ирина Ф. – выбирает профессию врач;
Петр Е. – выбирает профессию художник;
Илья У. – выбирает профессию следователь;
Дмитрий Д. – выбирает профессию юрист;
Александр С. – выбирает профессию экономист;
Альмира Х. – выбирает профессию бухгалтер.
По результатам исследования проведенного по методике ДДО были получены следующие данные:
Екатерина Г.
«человек – природа» – 4 «человек – техника» – 2 «человек – человек» – 3 «человек – знак» – 2 «человек – худ. образ» – 8 |
Предпочтительными являются профессии типа «человек – художественный образ» |
Мария П.
«человек – природа» – 4 «человек – техника» – 1 «человек – человек» – 8 «человек – знак» – 2 «человек – худ. образ» – 4 |
Предпочтительными являются профессии типа «человек – человек» |
Александр С.
«человек – природа» – 8 «человек – техника» – 3 «человек – человек» – 2 «человек – знак» – 4 «человек – худ. образ» – 3 |
Предпочтительными являются профессии типа «человек – природа» |
Светлана Т.
«человек – природа» – 6 «человек – техника» – 0 «человек – человек» – 3 «человек – знак» – 8 «человек – худ. образ» – 3 |
Предпочтительными являются профессии типа «человек – знак» |
Любовь К.
«человек – природа» – 3 «человек – техника» – 5 «человек – человек» – 3 «человек – знак» – 3 «человек – худ. образ» – 8 |
Предпочтительными являются профессии типа «человек – художественный образ» |
Ирина Ф.
«человек – природа» – 5 «человек – техника» – 0 «человек – человек» – 8 «человек – знак» – 2 «человек – худ. образ» – 5 |
Предпочтительными являются профессии типа «человек – человек» |
Петр Е.
«человек – природа» – 0 «человек – техника» – 10 «человек – человек» – 0 «человек – знак» – 7 «человек – худ. образ» – 3 |
Предпочтительными являются профессии типа «человек – техника» |
Альмира Х.
«человек – природа» – 3 «человек – техника» – 1 «человек – человек» – 8 «человек – знак» – 3 «человек – худ. образ» – 5 |
Предпочтительными является типа «человек – человек» |
Илья У.
«человек – природа» – 2 «человек – техника» – 8 «человек – человек» – 3 «человек – знак» – 3 «человек – худ. образ» – 4 |
Предпочтительными являются профессии типа «человек – техника» |
Дмитрий Д.
«человек – природа» – 1 «человек – техника» – 6 «человек – человек» – 3 «человек – знак» – 9 «человек – худ. образ» – 0 |
Предпочтительными являются профессии типа «человек – знак» и «человек – техника» |
Обобщённые данные всех испытуемых по методике ДДО приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сводная таблица данных по методике ДДО
№ |
Испытуемый |
Типы профессий | ||||
Чел. – прир. |
Чел. – знак |
Чел. – чел. |
Чел. – техника |
Чел. – худ. образ | ||
1 |
Екатерина Г. |
× | ||||
2 |
Мария П. |
× |
||||
3 |
Светлана Т. |
× |
||||
4 |
Любовь К. |
× | ||||
5 |
Ирина Ф. |
× |
||||
6 |
Петр Е. |
× |
||||
7 |
Илья У. |
× |
||||
8 |
Дмитрий Д. |
× |
||||
9 |
Александр С. |
× |
||||
10 |
Альмира Х. |
× |
По результатам первого этапа исследования можно сделать следующие выводы:
Екатерина Г. – выбрала профессию – адвокат. Но по результатам исследования выявлена личностная предрасположенность к профессиям типа «человек – художественный образ», к которым относится область профессиональной деятельности – «искусство». Следовательно, выбранная профессия не соответствует личностной предрасположенности испытуемого.
Мария П. – выбрала профессию – экономист. Но по результатам исследования выявлена личностная предрасположенность к профессиям типа «человек – человек», к которым относится область профессиональной «сфера обслуживания», «история» и «биология». Следовательно, выбранная профессия не соответствует личностной предрасположенности испытуемого.
Илья У. – выбрал профессию – следователь. Но по результатам исследования выявлена личностная предрасположенность к профессиям типа «человек – техника», к которым относится область профессиональной деятельности «техника», «транспорт», «география». Следовательно, выбранная профессия не соответствует личностной предрасположенности испытуемого.
Дмитрий Д. – выбрал профессию – юрист. Но по результатам исследования выявлена личностная предрасположенность к профессиям типа «человек – знак» и «человек – техника», областям профессиональной деятельности «астрономия», «математика», «техника». Следовательно, выбранная профессия не соответствует личностной предрасположенности испытуемого.
Светлана Т. – выбрала профессию – психолог. Но по результатам исследования выявлена личностная предрасположенность к профессиям типа «человек – знак», к которым относится области профессиональной деятельности профессиональной деятельности «математика», «физика». Следовательно, выбранная профессия не соответствует личностной предрасположенности испытуемого.
Ирина Ф. – выбрала профессию – врач. Но по результатам исследования выявлена личностная предрасположенность к профессиям типа «человек – человек», к которым относится области профессиональной деятельности профессиональной деятельности «педагогика», а также выбраны сферы профессиональной деятельности «история» и «филология». Следовательно, выбранная профессия не соответствует личностной предрасположенности испытуемого.
Любовь К. – выбрала профессию – учитель. Но по результатам исследования выявлена личностная предрасположенность к профессиям типа «человек – художественный образ», к областям профессиональной деятельности профессиональной деятельности «история», «филология», «медицина». Следовательно, выбранная профессия не соответствует личностной предрасположенности испытуемого.
Петр Е. – выбрал профессию – художник. Но по результатам исследования выявлена личностная предрасположенность к профессиям типа «человек – техника», к областям профессиональной деятельности профессиональной деятельности «техника», «строительство», «транспорт». Следовательно, выбранная профессия не соответствует личностной предрасположенности испытуемого.
Александр С. – выбрал профессию – экономист. Но по результатам исследования выявлена личностная предрасположенность к профессиям типа «человек – природа», к областям профессиональной деятельности профессиональной деятельности «биология», «астрономия», «география». Следовательно, выбранная профессия не соответствует личностной предрасположенности испытуемого.
Информация о работе Образ «Я» и характер профессиональной деятельности