Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:06, доклад
Интерес к общественному мнению как публичному мнению существовал еще в античности. На протяжении всего последующего исторического периода общественное мнение интересовало ученых и политиков постольку, поскольку имело отношение к вопросам о власти. В двадцатом веке проблемам, так или иначе связанным с общественным мнением, была посвящена обширная научная и публицистическая литература. В частности, Ю. Хабермас выделяет общественное мнение, связывая его с субъектами последнего, в качестве которых он называет группы правящей элиты, владеющей собственностью. Для Хабермаса общественное мнение — это мнение, выраженное в официальных источниках информации и являющееся инструментом в руках политически доминирующей социальной группы.
1. Общественное мнение как состояние массового сознания и структурный элемент ПР (структура, индикаторы, характер, функции)
2. Общественность как главный объект ПР-деятельности: понятие, типология и сегментирование.
3. Механизм формирования и функционирования ОМ. Методы и способы управления общественным мнением
4. Слухи как проявление ОМ. Проблема управления процессом циркуляции слухов
5. Деятельность по связям с общественностью в кризисных ситуациях. Виды кризисов. Информационная работа в условиях конфликта
А.С.Ахиезер: «Слухи - постоянно
действующая система
Т.Шибутани связывал функционирование слухов с развитием эффективной коммуникации, и, в частности, с одним из ее видов - формальным (официальным). Слухи, по его мнению, есть дополнение неформальной сетью «доверительных сообщений». Согласно позиции Т.Шибутани, в основе слухов лежит событие, обладающее двумя качествами: важностью и неопределенностью (слух = важность, неопределенность). Если событие не важно и совершенно не обладает неопределенностью, то слухов по его поводу не будет.
Своеобразной «перефразировкой»
Закон Олпорта гласит: слух есть функция важности события, помноженной на его двусмысленность. Видный американский специалист в области социальной психологии представил свой закон в виде формулы:
C=f(BxD),
где: С -- слух,
В -- важность события, D -- двусмысленность,
F - функция.
Данный закон раскрывает зависимость распространённости слухов:
во-первых, от важности грядущего события, воспринимаемого общественным мнением чаще как угроза для безопасности (террористический акт, "голод", "инфляция", "безработица", "путч", "межнациональный конфликт" и т.п.), нежели как надежда на улучшение своего положения;
во-вторых, от степени неопределённости, неясности, недоступности его для проверки, отчего ещё не наступившее событие кажется почти реально свершившимся фактом.
По определению С.И.Ожегова, "слух, молва, известие о ком-нибудь или о чём-нибудь, обычно ничем не подтверждённое". В русском языке близко по смыслу к слухам стоят такие выражения:, как толки, пересуды, разговоры, сплетни. И если определения "молвы", "толков" и "разговоров" обычно носят оценочно-нейтральный характер, то определения "пересудов" и "сплетен" содержат осуждающее отношение человека, оценивающего степень достоверности полученной им информации.
Слухи есть форма распространения социально значимой информации в обществе, коллективе, группе. Слух распространяется спонтанно. Он является информацией неофициальной и, более того, направлен против официальной. Источник этой информации, как правило, не известен. И, будучи запущенной в сложившиеся в обществе неформальные коммуникационные каналы, эта информация распространяется по своим собственным законам, модифицируется и обрастает новыми подробностями в зависимости от состояния настроения.
В отличие от официальной
информации слухи, как правило, не обладают
достаточной, надёжной информационной
основой -- наличием установленных фактов,
событий и т.д., рождаются в
процессе межличностного общения, в
ходе обмена информацией между людьми.
Они выступают в форме
Слухи возникают по причинам:
1. когда существует монопольное
положение на информационном
рынке какой-либо одной
Слухи возникают, соответственно, тогда, когда существует недоверие к официальной информации; существует недостаток информации по насущным вопросам. Только в таком состоянии человек будет искать и передавать недостоверную информацию.
2. слухи как проявление
неадекватного агрессивного
3. слухи могут быть стремлением
повысить свой статус
4. На интерес к слухам
влияет уровень состояния
5. Вера в истинность
слуха также способствует его
распространению. Человек,
6. На передачу слухов
влияет и оценка их содержания
с точки зрения возможных
В процессе распространения форма и содержание слуха подвергаются трансформациям:
1) сглаживание - фабула
становится короче за счет
исчезновения деталей, которые
данной аудитории
2) заострение - увеличение
значимости существенных
3) уподобление - приближение
фабулы слуха к
Есть данные, что указанные
закономерности действуют не всегда,
уступая место более сложным
и непредсказуемым
Хотя содержание слуха
и подвергается трансформации, сохраняются
некоторые устойчивые схемы. Одной
из них является отношение «мы-они»
в контексте превосходства
Существуют различные точки зрения на феномен слухов. Одни называют их "интеллектуальным раком", другие -- "радиостанцией свободы". В любом случае, какой бы характер, негативный или позитивный, не носила оценка данного феномена, совершенно очевидно, что игнорировать его нельзя.
Слухи должны быть предметом специального анализа для официальных структур власти и управления, поскольку они являются составной частью общественного мнения, формируемой неформальными каналами информационного обмена.
Характеристика значимости слухов:
1. являются одним из
показателей социальной
2. помогают выявить степень
доверия, во-первых, к существующим
структурам власти, а также к
официальным источникам
3. служат сигналом для
возможных событий как бы
Хотя слухи представляют собой лишь составляющую общественного мнения, тем не менее, роль их в формировании последнего велика.
Последствия воздействия слухов на общественное мнение:
1. поскольку слухи блокируют
информационное воздействие на
общественное мнение
2. Слухи могут быть использованы
как провокация, могут вызвать
противоправные действия
3. Слухи могут отразиться
на социальном самочувствии
слух информация распространение
2. Функции слухов
Выделяют следующие функции слухов:
1. обсуждение слухов может
способствовать выработке
2. дискредитация оппонента;
3. провоцирование населения на выгодные одной из сторон действия;
4. введение оппонента в заблуждение.
5. возможное снабжение
человека информацией в
6. снижение уровня тревоги
у индивидов. Антиципация
СМИ оказывают выраженное влияние на циркуляцию слухов. Прежде всего отсутствие или недостаточное количество информации по какой-либо теме в СМИ благоприятствует появлению и циркулированию слухов по этой тематике. Слухи в данном случае заполняют информационный вакуум. СМИ могут быть также непосредственным источником слухов, публикуя недостаточно проверенную информацию. Вместе с тем СМИ порой вносят решающий вклад в процесс затухания слухов, представляя подробную и ясную информацию по соответствующей теме.
В разных странах периодически
предпринимались попытки
С помощью социологического опроса были выявлены и причины распространения слухов. В этой системе отсчёта первое место занял такой фактор, как неискренность политиков (48,2% и 51,6%). В основе слухов, по мнению респондентов, лежат "борьба между партиями и их лидерами", стремление "втереть народу очки", "предательство руководителями интересов народа", "неумение управлять", "своеобразные ходы депутатов", "происки бывших партаппартчиков".
Далее по значимости интервьюируемые
в качестве важного фактора зарождения
и распространения слухов назвали
замалчивание событий в СМИ. Ещё
одной причиной распространения
слухов респонденты считают
На третьем и четвёртом месте (в анкетном и прессовом опросах) по значимости стоит такая причина, как искажение информации журналистами. Здесь у опрашиваемых наблюдается дифференцированный подход: они отличают неосознанное искажение и умышленное.
Самый низкий рейтинг имеет
предположение, что слухи подбрасываются
из-за рубежа. Очевидно, это связано
с тем, что у населения на данный
момент отсутствует потребность
в поиске "образа врага" за пределами
страны. В целом население в
качестве главной причины
Ещё одна причина, отмечаемая респондентами, относится к состоянию общественного сознания и массовой психологии. Часть читателей отмечает в связи с этим всеобщую озлобленность, растерянность, низкий уровень сознания, невежество и бескультурье масс, часть -- бессилие что-либо изменить, часть -- неправильное восприятие информации, искажение информации в процессе её передачи.
Немаловажное значение имеет
и то обстоятельство, что и как
об одном и том же событии сообщают
различные источники
Информация о работе Общественность и общественное мнение в системе общественных отношений