Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 18:52, курсовая работа
Цель исследования: изучение и оптимизация социальных навыков сирот дошкольного возраста.
Объектом исследования являются социальные навыки дошкольников.
Предмет исследования – особенности социальных навыков у сирот дошкольного возраста и их оптимизация
Задачи:
1. Проанализировать литературу, посвященную проблемам сиротства в современной России.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Проблема социального сиротства и ранней социализации детей в междисциплинарных научных исследованиях…………………………………5
Глава 2. Описание программы по ранней социализации детей-сирот дошкольного возраста …………………………………………………………11
Заключение ………………………………………………………………………33
Список литературы………………
Русский писатель К. Ушинский считал, что образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить её последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей.
Подтверждение вышесказанного находит свое отражение в организации и реализации целенаправленной систематической работы с воспитанниками, направленной на профилактику основ безопасности жизнедеятельности в условиях учебно-воспитательного процесса детского дома.
Система работы по ознакомлению воспитанников с правилами безопасности и формированию элементарных навыков охраны своей жизни разработана в соответствии с формами организации педагогического процесса в дошкольном учреждении. Работа осуществляется комплексно по всем разделам воспитания и обучения при активном взаимодействии с психологом. Знания закрепляются в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Обучая воспитанников основным правилам безопасности жизнедеятельности, в профессиональной деятельности используются все доступные формы и методы работы: беседы, обсуждение ситуаций, наблюдение, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видеофильмов, настольные и дидактические игры.
Особое внимание необходимо уделять ребенку в период его развития с 3-х до 7-ми лет. Именно в дошкольном возрасте ребенок, как губка, впитывает правила поведения, наблюдая за взрослыми, у него формируются основы безопасного образа жизни. На взрослых возлагается огромная ответственность – формирование навыка безопасного и правильного поведения. Для детей из детского дома воспитатель становится единственным источником знаний по правилам поведения. Ему нужно создать необходимые педагогические условия для ознакомления детей с разными видами опасности.
Профессиональная деятельность в стенах детского дома существенно отличается от работы в детских садах. Специфика деятельности позволяет выделить некоторые особенности, необходимые при разработке и составлении индивидуальных программ:
1.Круглосуточное нахождение детей в стенах детского дома, что ограничивает полноценное получение социального опыта;
2.Ограниченное коммуникативное взаимодействие с окружающим миром;
3.Воспитанники, находящиеся на территории детского дома, являются детьми с отклонениями в развитии.
Специфика дошкольных учреждений предполагает в работе воспитателя опору на современные принципы воспитания.
Исходя из того, что принципы воспитательного процесса – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса, они требуют обязательного и полного воплощения. Они направлены на повышение эффективности образовательного процесса. Среди обязательных требований к принципам воспитания относят комплексность и равнозначность. Правильная реализация принципа требует от педагога умение обеспечить:
- понимание воспитанниками роли труда в жизни общества и человека, значение экономической базы общества для удовлетворения растущих запросов его граждан.
- уважение к людям труда, создающим материал и духовные ценности.
- развитие способностей много и успешно трудиться, желание добросовестно работать на пользу общества собственную пользу
- понимание общих основ современного производства, овладеть общей культурой и основами научной организации труда.
- бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам.
- нетерпимое отношение к бесхозяйственности, безответственности.
Необходимо отметить, что дети-сироты — очень неоднородный контингент, объединяющий разные категории воспитанников: сирот (4%), имеющих опыт жизни в нормальной семье, родители которых погибли , и социальных сирот (96%), родители которых живы, но в виду разных причин (находятся в местах заключения, лишены родительских прав и т. д.) не занимаются воспитанием своих детей.
Социальные сироты, в свою очередь, объединяют детей — воспитанников домов ребенка, оставленных родителями в первые дни и недели жизни и не знавших никогда, кто такая мама; детей, имеющих опыт жизни в неблагополучной семье и попавших в детский дом в результате лишения их родителей родительских прав; детей-беспризорников, имеющих опыт жизни «на улице» (вокзалах, рынках, подвалах и т. д.).
Каждая из названных подгрупп характеризуется специфическими особенностями развития, но все они имеют и общие особенности, такие как: проблемы здоровья (как физического, так и психического); интеллектуальное отставание, проявляющееся в ограниченном кругозоре, недоразвитии психических познавательных процессов; отсутствии навыков учебной деятельности; проблемы психо-эмоционального развития, социализации и т. д.
Социальное становление каждой из названных категорий идет по особому пути, обусловленному (среди других причин) опытом жизни до поступления ребенка в детский дом и требует учета этих особенностей в образовательном процессе детского дома. Эти объективные особенности представляют определенную трудность конкретно в социальном развитии ребенка, в том, как он входит (и будет входить) в социальный мир и требуют обязательного учета при организации воспитательно-образовательной работы с данным контингентом воспитанников.
Необходим глубокий теоретический анализ последствий предыдущего детскому дому опыта жизни ребенка для его развития и разработка направлений корректировки этих последствий. Требует разработки концептуальное обоснование цели, задач и содержания работы сдетьми в данном направлении.
Детский дом — традиционно сложившаяся форма призрения детей-сирот. В настоящее время детские дома организованы по типу деятельности обычных образовательных учреждений для детей из семьи, но с круглосуточным пребыванием воспитанников. Основной акцент сделан на реализации образовательной функции. Такая организация не способствует полноценному развитию ребенка-сироты. Ведь ребенок-воспитанник обычного образовательного учреждения после детского сада или школы вернется домой, где сможет реализовать свою потребность в эмоционально-личностном общении, а ребенок-сирота в условиях детского дома такой возможности лишен. Без реализации этой базовой потребности (в любви, эмоциональной близости, понимании) невозможно полноценное развитие личности.
В настоящее время в детских домах именно эта потребность детей не получает должного удовлетворения. Такое положение обусловлено теоретико-методологической неразработанностью модели педагогического процесса детского дома, взаимодействия со взрослыми, сверстниками и миром вокруг, которая бы максимально отвечала реализации всех основных потребностей ребенка-сироты, в том числе и потребности в эмоционально-личностном общении, любви, принятии и понимании. Отсюда очевидно, что необходима разработка общей стратегии организации жизни, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, которые находятся в особых условиях детского дома, определение принципов, которые должны быть положены в основу построения педагогического процесса, ответ на вопрос: каким по форме организации должно быть учреждение для воспитания детей-сирот дошкольного возраста, а также научно-методическое обеспечение процесса воспитания в детских домах.
Перестройка детского дома как образовательного учреждения требует изменения подходов к подготовке кадров. В настоящее время профессиональная деятельность педагогов детских домов строится по типу деятельности педагогов обычных образовательных учреждений для детей из семьи (для данной категории специалистов нет даже квалификационных характеристик). Необходим пересмотр роли педагога детского дома, его функциональных обязанностей, которые должны быть ориентированы не только на выполнение образовательных функций (обучение и воспитание), как это сделано сейчас, а на компенсацию, насколько это возможно, ребенку отсутствующих родителей, организацию различных форм эмоционально-личностного общения с ними и т.д. Сегодня в системе профессионального образования нет учебных заведений, осуществляющих такую подготовку.
Мы считаем, что необходима специальная теоретическая, методическая и организационная работа в данном направлении. Подготовка педагогов для работы с детьми-сиротами должна осуществляться как в условиях педагогических учебных заведений и для них должны быть разработаны спецкурсы на этапе бакалавриата и специалитета, специализированные программы на уровне магистратуры и т.д), так и в направлении обеспечения оптимальных возможностей для повышения профессиональнойкомпетентности специалистов детских домов (необходима разработка содержания курсов повышения квалификации, теоретических семинаров, тренинговых групп в детских домах и т. д.), которых сегодня катастрофически не хватает.
Очень важным аспектом профессиональной подготовки педагогов для работы с воспитанниками детских домов является целенаправленная работа по профилактике личностного выгорания педагогов, которые в силу специфики работы и постоянного взаимодействия с таким трудным контингентом детей, сильно подвержены данному явлению. Необходимо провести теоретическое и методическое изучение этого явления и разработать систему такой работы с педагогами. Реализация такого подхода невозможна также без научно-методического обоснования и разработки модели профессиональной деятельности педагога детского дома, направленной на подготовку педагогов для работы в условиях детского дома.
Заключение
Эффективность работы и ее перспективы определяются не только по результатам диагностики, но и по адаптации детей-выпускников к условиям школьных детских домов. Учителя единодушно отмечают высокий уровень подготовки детей к школе, дисциплинированность, умение работать на уроке, доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым. Большинство выпускников, попадая в школьные детские дома, достаточно быстро адаптируются в новых условиях и успешно преодолевают трудности непривычной школьной жизни.
Таким образом, создание психолого-педагогической диагностики сформированности знаний, умений и навыков по ранней социальной адаптации, поиск и внедрение в практику работы новых форм обучения и воспитание сопровождения детей, налаживании тесного взаимодействия со школьными детскими домами - являются основой для формирования личности ребенка-сироты, успешно адаптирующейся в изменяющихся социальных условиях современной жизни.
Список литературы
1. Алмазов Б.Н., Беляева
М.А., Бессонова Н.Н. и др. Методика
и технологии работы
2. Брутман В.И. и др. Раннее социальное сиротство как комплексная медико - социально - педагогическая проблема. - М.: 2011. – 189 с. – 100 экз. – ISBN
3. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. 2-е изд., испр. Учебное пособие. - М.: Академия, 2011. - 160 c. – 100 экз. – ISBN
4. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под. ред. В.А. Сластёнина. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 192 с. – 100 экз. – ISBN
5. Сидорова Л.Н. Организация и содержание работы с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей: методическое пособие. – М.: Гардарики, 2010. – 124 с. – 100 экз. – ISBN
5. Чермит К. Д. Социально-педагогическая поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / К.Д. Чермит, Т.Н. Поддубная, Н.В. Кононенко. - Майкоп: [б. и.], 2012. – 235 с. – 100 экз. – ISBN
6. Шакурова М.В. Методика
и технология работы
7. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. ред. В.А. Сластёнина. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 208 с. – 100 экз. – ISBN
8. Штинова Г.Н., Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика: Учебник для вузов. – М.: Владос, 2010. – 448 с.
9. Шахманова А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста. [Текст] / Шахманова А.Ш. М.: Академия, 2005, 12.п.л..
10. Козлова С.А., Шахманова А.Ш. Педагог детского дома: Монография: М.: Арья, 2011, 12п.л.
11. Шахманова А.Ш. Дошкольная педагогика: программа и методические рекомендации к курсу. [Текст] / Шахманова А.Ш.:Махачкала.: ДГПУ, 2001, 3 п.л.
12. Шахманова А.Ш. Социальное развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях дефицита общения с родителями: программа. Тематическое планирование и конспекты занятий.[Текст]/ Шахманова А.Ш.: М.: Школьная пресса, 2008, 6 п.л.
13. Козлова С.А., Кожокарь С.В., Шахманова А.Ш., Шукшина С.Е. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром: учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения [Текст]/ Шахманова А.Ш.//колл. монография// - М.: МГПУ, 2009
14.Егошина В.Н., Елфимова Н.В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. М., 1993
15. Ильин А.Н. Проблемы защиты прав и законных интересов детей / А.Н. Ильин, И.Е. Ильичев. Право и образование. 2003. - №5. - С. 98-113
16. Иванова Н.П. Сиротство // Российская педагогическая энциклопедия в 2-х томах. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
17. Иванова Н.П. Социальное сиротство в России/ Н. Иванова //Защити меня! -1999.-№0.- С.2-3.
18. Иванова Н.П. Пути повышения успешности социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей/ Н.П. Иванова //Дети "группы риска". Проблемная семья. Помощь, поддержка, защита. -М.Д999.-С.71-75.
19.Канунников Р.П. Развитие эмоциональной сферы и ее динамика у детей, воспитывающихся в детских домах: автореф. дис. .канд. псих, наук Казань, 2001.- 24 с.
20.Карабанова O.A. Социальное конструирование детства/Образовательная политика. -2010. -№5-6. -С.52-62.
21. Комаров В.В. Воспитание детей-сирот: взгляд практикующего теоретика. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256 с.
Информация о работе Оптимизация социальных навыков у детей сирот сирот дошкольного возраста