Основные виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими цере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 18:13, контрольная работа

Краткое описание

Детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за произвольными движениями.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
Глава I.Общая характеристика детского - церебрального паралича
1.1.Общая характеристика……………………………………………………………5
1.2.Особенности психики………………………………………………….................5
1.3.Виды нарушений опорно-двигательного аппарата…………………………..8
Глава II.Особенности двигательной сферы при различных формах нарушения опорно-двигательного аппарата детей
2.1.Характеристика заболеваний опорно-двигательного аппарата…………….9
2.2Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата……………………………………………………………………18
Глава III. Основы комплексной физической реабилитации дошкольников с детским церебральным параличом
3.1.Традиционные методы и средства, используемые в комплексной физической реабилитации дошкольников с детским церебральным параличом…………………21
3.2.Использование современных технологий в комплексной реабилитации дошкольников с детским церебральным параличом…………………………………30.
3.3.Социальная реабилитация детей с нарушение опорно-двигательного аппарата в деятельности социальных служб………………………………………..40.
Заключение………………………………………………………………………………42
Список литературы…………………………………………………………………...43
Программа реабилитации и адаптации детей ДЦП…………………………..45

Вложенные файлы: 1 файл

дефектология готовая.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Глава II. Особенности двигательной сферы при различных формах нарушениями ОДА детей.

 
2.1 Характеристика  заболеваний ОДА.

 
В развитие ребенка большое значение имеет состояние ОДА - костного скелета, суставов, связок и мышц.

Своевременному развитию костно-мышечной системы и двигательных функций у детей раннего и  дошкольного возраста во многом способствует правильная организация гигиенических  условий среды, питания и физического  воспитания. 
К нарушениям ОДА относятся: 
 
1) Врожденные дефекты. 
 
2) Приобретенные дефекты. 
 
К врожденным дефектам ОДА, встречающимся у детей раннего возраста и дошкольного возраста относятся: 
 
·        врожденная косолапость 
 
·        врожденный вывих бедра 
 
·        врожденная мышечная кривошея и другие. 
Врожденный вывих бедра - это самый частный из врожденных дефектов ОДА.

Когда говорят о частоте  этой патологии, то имеют в виду не только сформированный вывих бедренной  кости, которая редко наблюдается  в первые дни жизни, а так называемую дисплазию (неправильное расположение головки бедренной кости), на фоне которого впоследствии может формироваться вывих. У детей раннего возраста встречается дву- и односторонний вывих, причем у девочек чаще, чем у мальчиков.

От своевременного диагностирования болезни и начала лечения зависит исходя. Диагноз дисплазии тазобедренного сустава является следующее: 
 
·        Ограничение отведения в тазобедренных суставах; 
 
·        Симптом соскальзывания или щелчка; 
 
·        Ассиметрия складок на бедре и ягодичных окладов сзади; 
 
·        Определяемое на глаз укорочения нижней конечности;

Перечисленные симптомы могут наблюдаться либо одновременно все, либо лишь часть, в последнем  случае заподозрить врожденную дисплазию  тазобедренного сустава и сделать рентгенографию.

Если у грудного ребенка диагноз дисплазии не установлен, то он начинает стоять и ходить, диагностика врожденного вывиха бедра не представляет трудностей.

У детей после года одним из характерных симптомов  является позднее начало ходьбы: первые шаги 14-15 месяцев, а также типичная походка – отличается неустойчивость, хромота – при одностороннем вывихе, утиная, переваливающая – при двустороннем вывихе.

Лечение дисплазии тазобедренных  суставов необходимо начинать сразу  же после установления диагноза, срока  которого зависит и способ лечения.

Лечение может быть консервативным и оперативным, причем если диагноз  установлен на первом году жизни, всегда применяется консервативное лечение.

Кривошея – деформация шеи, характеризующаяся неправильным положением головы (наклоном вбок и поворотом ее).Возникает кривошея вследствие патологических изменений в мягких тканях, главным образом в грудино-ключично-сосковой мышце.Чаще указанная деформация бывает правосторонней и встречается у девочек. Бывает и двусторонняя кривошея.Врожденную кривошею можно диагностировать на 2-3-й неделе жизни ребенка. На пораженной стороне в результате изменений грудино-ключично-сосковой мышцы появляются припухлость плотной консистенции (тяж), неспаянная с подлежащими мягкими тканями.

Одновременно с появлением плотного тяжа возникает наклон головы в сторону измененной мышцы, но повернута голова в противоположную сторону. Этим объясняется одно и то же положение головы у такого ребенка – поворот в сторону.

Лечение мышечной кривошеи следует начинать сразу же, как только установлен диагноз. Оно заключается в основном в корригирующихся гимнастических упражнениях, проводимых 3- 4 раза в день по 5- 10 минут. При этом голову ребенка, лежащего на спине, обхватывают обеими руками и придают ей по возможности правильное положение то есть наклоняет в сторону, противоположную пораженной мышце и поворачивают в здоровую.

Одновременно проходят массаж здоровой грудино-ключично-сосковой мышце и разминание пострадавшей, а также курс физиотерапевтических процедур (УВЧ). Кровать новорожденного надо поставить так, чтобы ребенок, следя за происходящим в комнате, мог поворачивать головку в сторону измененной мышцы, невольно придавая ей правильное положение.

При не резко выраженной форме мышечной кривошеи своевременное  и систематически консервативное лечение приводит к полному излечению на первом году жизни. При более тяжелой степени деформации лечение продолжается до 3 лет. В случае безуспешного консервативного лечения показано оперативное вмешательство детям до 3 лет.

Врожденная косолапость - это деформация стопы, характеризующаяся ее отклонением внутрь от продольной оси голени. Врожденная косолапость может быть одним из признаков как системных заболеваний и дисплазии скелета- артрогрипоза, дизостоза, остеохондродисплазии, так и пороков развития, например продольной эктромелии. Она бывает одно- и двусторонней.

Врожденная косолапость  как самостоятельное заболевание  относится к часто встречающимся  деформациям. Обычно она выявляется при рождении и в дальнейшем прогрессирует. Обнаруживается врожденная контрактура суставов стопы, проявляющаяся подошвенным сгибанием в голеностопном суставе (эквинусом), опущением наружного края стопы (супинацией) приведением переднего его отдела (аддукцией). При резко выраженной косолапости стопа повернута внутрь, наружный ее край обращен книзу и краю, а внутренний вогнутый край - кверху. Тыльная поверхность стопы обращена вперед и вниз, а подошвенная – назад и вверх. Супинации стопы бывают столь значительной, что пятка может касаться внутренней поверхности голени. Кроме этих симптомов при врожденной косолапости часто наблюдается скручивание костей голени кнаружи (торсия), поперечный перегиб подошвы (инфлексия), что сопровождается образованием идущей по внутреннему краю среднего отдела стопы поперечной борозды (борозды Адамса) и варусной деформацией пальцев стопы.

В зависимости от фиксированности  контрактур суставов стопы выделяют: легкую степень косолапости (движения в голеностопном суставе сохранены, и деформацию можно пассивно исправить), косолапость средней тяжести (движения ограничены, удается частичная коррекция) и тяжелую косолапость (пассивная коррекция невозможна). Независимо от степени деформации нарушаются форма и функция не только стопы, но и всей нижней конечности. Отмечается задержка оссификации костей стопы. 
Диагноз обычно не вызывает затруднений. Для его уточнения производят рентгенографию стоп и голеней в нескольких проекциях.

Лечение врожденной косолапости осуществляет ортопед в амбулаторных условиях. В некоторых случаях, при тяжелых  деформациях, детей госпитализируют в ортопедические стационары или санатории. Основным в устранении врожденной косолапости является комплекс консервативных мероприятий, включающий исправление деформаций, так и от своевременности, правильности и рациональной этапности проведения лечебных мероприятий. Наиболее эффективна методика раннего функционального лечения, которая включает направленное (активно- пассивное) воздействие на определенные мышечные группы для коррекции деформации в гипсовой повязке.

Лечение начинают с первых дней жизни ребенка. Редрессации производят осторожно. Стопу фиксируют в положении достигнутой коррекции с помощью этапных гипсовых повязок со специальной клиновидной прокладкой. Для предупреждения рецидивов деформации назначают ортопедическую обувь, лечебную гимнастику, массаж. В первый год после окончания лечения ребенка осматривают каждые 2- 3 месяца, затем не реже 1 раза в год по окончанию роста (до 18- 23 года). 

При неэффективности консервативного  лечения врожденной косолапости  или ее поздней диагностике проводят оперативные вмешательства на сухожильно-связочном аппарате (в раннем детском возрасте). В старшем возрасте необходимы вмешательства на  костях и суставах стопы. Для устранения врожденной косолапости успешно применяют дистракционно - компрессионные аппараты (Волкова- Оганесяна, Илизарова). При своевременно начатом лечении прогноз для функции нижней конечности обычно благоприятный. 

К приобретенным дефектам относятся: 
 
·        Приобретенная косолапость 
 
·        Нарушения осанки 
 
·        Плоскостопие

Приобретенная косолапость - встречается значительно реже, чем врожденная. Она возникает при заболеваниях нервной системы, например, вялых или спастических параличах в результате перенесенной нейроинфекции, неправильно сросшихся переломах костей, образующих голенотопный сустав, нарушениях роста конечностей голени и стопы в результате преждевременного закрытия зон роста после эпифизеолизов, ожогах, острых и хронических специфических (например, туберкулез) и неспецифические (остеомиелит) воспалительных процессах, некоторых опухолях.

Лечение зависит от причины возникновения  приобретенной косолапости и  течения основного заболевания. В остром периоде оно направлено на предупреждение фиксации порочного  положения стопы с помощью  специальных укладок, лечебной гимнастики. При фиксированных формах приобретенной косолапости (например, после травмы) в большинстве случаев проводят оперативные вмешательства (резекции костей стопы, артродез). При нефиксированной приобретенной косолапости используют ортопедическую обувь. Прогноз для восстановления функций нижней конечности не всегда благоприятный.

Плоскостопие -  это деформация стопы, характеризующаяся ее уплощением. Различают продольное и поперечное плоскостопие, возможно сочетание обеих форм. При поперечном плоскостопии уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головку всех пяти плюсневых костей, а не на первый и пятый, как это бывает в норме. При продольном плоскостопии уплощен продольный свод и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. 
Причина плоскостопия – слабость мышечно-связочного аппарата стопы, ношение неправильно подобранной обуви, косолапость, травмы стопы, голеностопного сустава, лодыжки, а также параличи нижней конечности. Иногда плоскостопие возникает как профзаболевание у лиц, работа которых связана с длительным пребыванием на ногах (парикмахеры, продавцы).

Наиболее ранние признаки плоскостопия – быстрая утомляемость ног, ноющие боли (при ходьбе, а в дальнейшем и при стоянии) в стопе, мышцах голени, бедра, пояснице. К вечеру может появляться отек стопы, исчезающий за ночь.

При выраженном плоскостопии стопа удлиняется и расширяется  в средней части. Страдающие плоскостопием  ходят, широко расставив ноги, слегка сгибая ноги в коленных и тазобедренных  суставах и усиленно размахивая руками. У них обычно изнашивается внутренняя сторона подошв и каблуков обуви.

В профилактике плоскостопия важную роль играет правильный выбор обуви. Лицам, работа которых связана с  длительным пребыванием на ногах, рекомендуется  во время работы ноги ставить параллельно, отдыхать несколько раз в день по 5- 10 минут, опираясь на наружный край стопы.

Для профилактики плоскостопия у детей  необходимо следить за их осанкой, обращая  внимание  на то, Чтобы дети всегда держали корпус и голову прямо, не разводили широко носки ног при ходьбе. Укреплению мышечно-связочного аппарата ног способствуют ежедневная гимнастика и занятия спортом. В теплое время года полезно ходить босиком по неровной почве, песку, в сосновом лесу. Это вызывает защитный рефлекс, препятствующий появлению или прогрессированию плоскостопия.

При признаках плоскостопия следует  обратиться к врачу. Лечение проводится ортопедом. Основу его составляет специальная  гимнастика, которую больной проводит в домашних условиях ежедневно. Рекомендуются  также ежедневные теплые ванны до колен, массаж мышц стопы и голени.

В ряде случаев применяют специальные  стельки – супинаторы, которые  приподнимают продольный свод стопы. Эффективность  лечения плоскостопия во многом  зависит от стадии его развития.

Осанка – привычное положение тела человека в покое и при движении; формируется с самого раннего периода детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма человека.

При правильной осанке естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, своды стоп нормальные мышцы хорошо развиты, походка красивая. При нарушении осанки, особенно в период роста, могут возникать стойкие деформации костного скелета, ухудшается деятельность органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочевыделения, наступает расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, появляются головные боли, повышается утомляемость, снижается аппетит.

Видами неправильной осанки является сутулость, вялая осанка, искривление позвоночника.

При сутулости, которая  обусловлена слабым развитием мышц спины, грудной отдел позвоночника равномерно выступает кзади (круглая спина), голова наклонена вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены, живот выпячен.

Вялая осанка проявляется  такими признаками, как опущение головы, уплощение грудной клетки, отставание от спины лопаток, сведение плеч, согнутые в коленях ноги. К нарушению осанки у детей могут привести различные заболевания и в первую очередь такие, как рахит, гипотрофия, ожирение, инфекционные болезни, плоскостопие, а также неправильная организация режима, неполноценное питание, неправильная подобранная мебель в доме, парта в школе, неправильное ношение книг.

Предупредить возникновение  неправильной осанки значительно легче, чем исправлять ее. Поэтому родители и родственники, сотрудники дошкольных и школьных учреждений должны постоянно следить за формированием осанки у всех детей. Важное значение при этом имеет своевременное и полноценное питание, свежий воздух, массаж и гимнастика, закаливающие процедуры, подбор мебели в соответствии с физическим развитием. Необходимо внушать ребенку, что бы он сам контролировал свою осанку.

Не следует допускать, что бы дети спали в мягкой постели  и постоянно на одном и том  же боку. Не рекомендуется в первые месяцы жизни подкладывать ребенку  под голову подушку. До трехмесячного  возраста ребенка нельзя держать в вертикальном положении, до 6 месяцев – сажать, до 9 – 10 месяцев – надолго ставить на ножки. Во время обучения ходьбе нужно использовать специальные приспособления – вожжи. Когда ребенок научится ходить, с ним не следует совершать длительные прогулки. Необходимо следить за тем, что бы дети подолгу не сидели на корточках, надо избегать длительного сидения детей за столом, на коленях у взрослых.

Информация о работе Основные виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими цере