Основные стороны процесса общения и их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:18, курсовая работа

Краткое описание

Проблема общения была и остается "логическим центром" психологической науки. Исследование этой проблемы открыло возможности более глубокого анализа психологических закономерностей и механизмов регуляции поведения человека, формирования его внутреннего мира, показало социальную обусловленность психики и образа жизни индивида. Это определяет актуальность темы данной работы.
Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, В.Н. Мясищева и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности.
Психологи относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности. В связи с этим потребность в общении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.

Вложенные файлы: 1 файл

Кселева.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Астраханский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Социальная психология

Тема

Основные стороны процесса общения и их характеристика

Фамилия студента

Киселева

Имя студента

Юлия

Отчество студента

Олеговна

№ контракта

04500090701004


 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Основная часть…………………………………………………………………….6

1 Коммуникативная  сторона межличностного общения……………………….6

1.1 Понятие сторон  общения. Речевая коммуникация …………………………6

1.2 Принципы и  нормы вербальной коммуникации  в межличностном общении…………………………………………………………………………………..11

1.3 Место и  функции невербальной коммуникации  в межличностном общении…………………………………………………………………………………..13

2 Межличностное взаимодействие………………………..……………………..17

2.1 Контексты межличностного взаимодействия……………………………....17

2.2 Сценарии и механизмы взаимодействия…………………………..………...20

3 Межличностное восприятие………………………………………..…………..24

3.1 Понятие социальной перцепции……………………………………..………24

3.2 Психологические основы и закономерности понимания ………..…………26

Заключение……………………………………………..………………………….29

Глоссарий………………………………………………..………………………...32

Список использованных источников…………………..………………………..34

Приложения……………………………….………………………………………36

Введение

 

Проблема общения была и остается "логическим центром" психологической науки. Исследование этой проблемы открыло возможности более глубокого анализа психологических закономерностей и механизмов регуляции поведения человека, формирования его внутреннего мира, показало социальную обусловленность психики и образа жизни индивида. Это определяет актуальность темы данной работы.

Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны  с трудами В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, В.Н. Мясищева и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности.

Психологи относят потребность  в общении к числу важнейших  условий формирования личности. В связи с этим потребность в общении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.

Поскольку человек существо социальное, он постоянно испытывает потребность в общении с другими людьми, что определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.

Эмпирические данные свидетельствуют о том, что уже  с первых месяцев жизни у ребенка  возникает потребность в других людях, которая постепенно развивается и преобразуется - от потребности в эмоциональном контакте к потребности в глубоко личностном общении и сотрудничестве со взрослыми. В то же время и способы удовлетворения этой базовой потребности у каждого человека носят индивидуальный характер и определяются как личностными особенностями субъектов общения, условиями и обстоятельствами их развития, так и социальными факторами.

Само общение, его внутренняя динамика и закономерности развития выступают специальным предметом многих исследований.

Исходным концептуальным основанием психологического исследования общения является его рассмотрение как самостоятельной и специфической сферы индивидуального бытия человека, диалектически связанной с другими сферами его жизнедеятельности, как процесса межличностного взаимодействия индивидов, условия возникновения и развития социально-психологических явлений.

Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

Объективные отношения  и связи (отношения зависимости, подчинения сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно  возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений  между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология.

Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения  внутри группы - это углубленное  изучение различных социальных фактов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы.

Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может  осуществлять полноценную совместную деятельность, если - не будет установлен контакт между людьми, в нее  включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение.

Актуальность работы определяется тем, что общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

Таким образом, в едином процессе общения обычно выделяют три  стороны: коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.

Таким образом, деятельность - часть, сторона общения, а ощущение - часть, сторона деятельности, но вместе они образуют неразрывное единство во всех случаях.

Цель работы - рассмотреть  многоплановый, многоуровневой процесс  общения с трех сторон: коммуникативной; интерактивной и перцептивной, и охарактеризовать каждую из них.

Основная часть

1 Коммуникативная сторона межличностного общения

 

1.1 Понятие сторон общения. Речевая коммуникация

 

Функции общения на индивидуальном уровне жизни человека многообразны, но обычно, выделяют три класса этих функций: информационно-коммуникативную, регуляционно - коммуникативную и аффектно - коммуникативную. И на основе этого обычно выделяют три стороны общения: как обмен информацией, как межличностное взаимодействие и как понимание людьми друг друга. Когда говорят об общении как об обмене информацией, подразумевают коммуникативную сторону общения. Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями и пр. Все это можно рассматривать как информацию. Отсюда можно сделать очень заманчивый вывод и интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации.

Межличностную коммуникацию можно определить как:

  • Процесс переработки и передачи информации между партнерами по общению;
  • Ситуации, в которых один человек делает что-то для другого, а другой делает что-либо в ответ;
  • Взаимодействие, опосредованное символами;
  • Процесс намеренного или случайного обмена сообщениями между двумя или несколькими партнерами;
  • Взаимодействие между небольшим числом коммуникаторов, которые имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь.

Несмотря на некоторые различия, все эти определения привлекают наше внимание к двум моментам, а именно: к процессу обмена, то есть взаимосвязи, обращенности друг к другу, отклику друг на друга как отличительному признаку непосредственного взаимодействия между людьми;  к сообщению (информации) как предмету обмена. Иными словами, анализ межличностной коммуникации - это анализ того, как, с помощью каких средств происходит перемещение представлений, идей, знаний, настроений, то есть субъективного опыта, от одного субъекта к другому.

Использование термина "коммуникация" в этом смысле соответствует как исходному латинскому слову "communication (от communico - делаю общим, связываю, общаюсь), так и пониманию коммуникации в технических (пути сообщения, транспорта, связи) и естественных (сигнальные способы связи у животных) науках. Более того, именно успешное исследование законов получения, хранения, передачи и переработки информации в области кибернетики дало мощный толчок к изучению коммуникативных процессов в гуманитарных науках - сначала в лингвистике, а затем и в социальной психологии.

Общение нельзя рассматривать как  отправление информации или как  прием ее, потому что в отличие  от простого движения информации здесь  мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. В коммуникативном процессе происходит не только "движение информации", но и, как минимум, активный обмен ее. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена.1

Характер обмена информацией между  людьми определяется тем, что посредством  системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами - обмен  такой информацией обязательно предполагает воздействие на партнера. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного человека на другого.

Коммуникативное влияние как результат  обмена информацией возможно лишь, когда оба участника общения обладают единой системой кодирования. Но, даже зная значение одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково: тому причиной социальные, политические, возрастные особенности.

В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер.

Речевая коммуникация

Язык - это система знаков и символов. Речь - это процесс пользования  языком. Таким образом, речь является реализацией языка, который обнаруживает себя только через речь. Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо. Более, точно речь можно определить как использование языка в коммуникативных целях.

Если основными структурными единицами языка считаются слова и предложения, то в речевом общении это - высказывания как единицы смысла. Конституирующей особенностью высказывания является его обращенность, адресность.

В социальных науках используется несколько  понятий, задающих различные ракурсы рассмотрения деятельностного аспекта языка.

Речевая деятельность - это специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми, частный случай деятельности общения.

Речевая коммуникация - информативная и коммуникативная стороны речевой деятельности.

Речевое общение - процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка.

Речевой акт - элементарная единица речевого общения, произнесение говорящим высказывания в непосредственной ситуации общения со слушающим.

Речевое поведение - использование языка людьми в предлагаемых обстоятельствах, в многообразии реальных жизненных ситуаций; совокупность речевых поступков.

Помощь в анализе речевой  коммуникации может оказать схема коммуникативного акта (приложение А).

Речевое общение - процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка. Речевой акт - элементарная единица речевого общения, произнесение говорящим высказывания в непосредственной ситуации общения со слушающим.

К психологическим структурным компонентам акта речевой коммуникации следует в первую очередь отнести коммуникативное намерение, замысел и цель, то есть мотивационную составляющую, которая определяет, что, зачем и почему хочет сказать автор высказывания, а также понимание сообщения, то есть когнитивную составляющую.

Коммуникативное намерение (или коммуникативная интенция) - это желание вступить в общение с другим лицом. Так, намерение поужинать и намерение предложить кому-то поужинать вместе различаются отсутствием или наличием коммуникативной интенции.

Замысел сообщения - это информация в исходном виде, которую один партнер намерен передать другому, глубинный уровень порождения сообщения, на котором существует лишь смутный проект предстоящего высказывания.

Контекст (ситуация) - обстоятельства, в которых происходит конкретное событие. Код - тот язык или его разновидность (диалект, сленг, стиль), который используют участники данного коммуникативного акта. Коммуникативное намерение (коммуникативная интенция) = желание вступить в общение с другим лицом.

К социально-ролевым структурным компонентам речевой коммуникации следует отнести статусные и ситуативные роли участников общения, а также используемые ими стилевые приемы.

Информация о работе Основные стороны процесса общения и их характеристика