Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 11:00, курсовая работа
Целью этой работы явилось исследование влияния лидерских позиций руководителя на социально-психологический климат в коллективе. Одни руководители являются лидерами, эффективными руководителями для своих подчиненных, а другие, по мнению коллектива, совсем не умеют руководить. Ведь не для кого не секрет, что «…в мире есть много людей, которые вовсе не начальники, но постоянно направляют других людей, а многие из тех, кто занимает высокую должность руководить не умеют совсем» (Бланшар, Миллер, 2001).
Введение
Глава 1. Обзор литературы
1.1 Власть и ее виды
1.2 Основные теоретические подходы к феномену лидерства
1.3 Сущность лидерства
1.4 Основы эффективности руководства. Общие принципы
1.5 Показатели эффективности организации
1.6 Выводы по главе 1
Глава 2. Характеристика объекта и методов исследования
2.1 Характеристика коллективов коммерческих фирм
2.2 Характеристика психодиагностических методик
Глава 3. Результаты их обсуждения
3.1 Процедура проведения эмпирического исследования
3.2 Результаты исследования
Заключение
Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Обзор литературы
1.1 Власть и ее виды
1.2 Основные теоретические подходы к феномену лидерства
1.3 Сущность лидерства
1.4 Основы эффективности руководства. Общие принципы
1.5 Показатели эффективности организации
1.6 Выводы по главе 1
Глава 2. Характеристика объекта и методов исследования
2.1 Характеристика коллективов коммерческих фирм
2.2 Характеристика
Глава 3. Результаты их обсуждения
3.1 Процедура проведения эмпирического исследования
3.2 Результаты исследования
Заключение
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
О феномене лидерства говорят, пишут, спорят. «Нам нужны лидеры!» - ответственно заявляют руководители компаний. Однако сколько людей - столько и мнений, трактовок и определений. Немудрено и запутаться…
Сделав обзор исследований в области лидерства, Ральф Стогдилл (см. Петров, 2006) отметил, что исследования личных качеств руководителей дают противоречивые результаты. В разных ситуациях руководители демонстрируют различные личные качества. Структура личных качеств руководителя должна соотноситься с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных. По теории Мак-Грегора стиль руководства определяется тем, как начальник оценивает своих подчиненных. Нравятся ли они ему, доверяет ли он им или нет. Если он считает их недостаточно компетентными, то станет руководить одним способом, если же он считает их очень способными, то - по-другому. Известный американский ученый-бихевиорист Курт Левин (см. Петров, 2006) считал, что стиль руководства определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личности, поэтому стиль строго индивидуален.
Целью этой работы явилось исследование влияния лидерских позиций руководителя на социально-психологический климат в коллективе. Одни руководители являются лидерами, эффективными руководителями для своих подчиненных, а другие, по мнению коллектива, совсем не умеют руководить. Ведь не для кого не секрет, что «…в мире есть много людей, которые вовсе не начальники, но постоянно направляют других людей, а многие из тех, кто занимает высокую должность руководить не умеют совсем» (Бланшар, Миллер, 2001). В качестве объекта исследования выступает группа людей, то есть сотрудники коммерческих отделов двух фирм, занимающихся аналогичной деятельностью, работающих под началом разных руководителей. Предметом же исследования являются психологические характеристики руководителя, влияющие на социально-психологический климат коллектива.
Рабочая гипотеза: социально-психологический климат в коллективе зависит от некоторых психологических характеристик личности руководителя.
Чтобы оценить данную гипотезу необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ основных подходов к изучению лидерства.
2. Рассмотреть психологические аспекты руководства.
3. Сформулировать понятие
о команде в современном
4. Рассмотреть общее и различия во взглядах на роль лидерских позиций.
5. Провести сравнительный анализ полученных данных.
6. Обобщить результаты
теоретического исследования и
эмпирических данных и вывести
критерии оценки социально-
Реализация поставленных задач и проверка выдвинутой гипотезы исследования осуществляется с помощью методов:
1. Экспресс-тест «Самооценка
лидерства», который позволяет определить
актуальный уровень проявления
лидерства в совместной
2. Метод оценки стилей
принятия управленческих
3. «Изучение направленности личности» (методика В.Смекала и М.Кучера). Назначение исследования - определение направленности человека: личностной (на себя), деловой (на задачу) и коллективистской (на взаимодействие). Методика Смекала-Кучера основана на словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с работой или участием в них других людей.
4. «Стиль руководства» (методика А. Л. Журавлёва) направлен на оценку преобладающего стиля руководства: директивного (авторитарного), коллегиального (демократического), либерального.
5. Снетков - Удовлетворённость
трудом. Этот метод позволяет
определить степень
6. Оценка лояльности сотрудника к организации - Никифоров. Методика измерения лояльного отношения сотрудника к организации были созданы Л.Г. Почебут и О.Е. Королёвой в 1999 году на основе применения шкалы равнокажущихся интервалов Луи Терстоуна. Процедура Терстоуна позволяет измерять установки по отношению к любым объектам социальной действительности с учётом тех изменений, которые происходят вокруг нас.
7. Определение психологического
климата группы. Психологический
климат на эмоциональном
Обработка результатов эксперимента
проводилась при помощи метода математической
статистики. В эксперименте принимали
участие работники коммерческих
подразделений двух фирм (по 15 чел.)
и два руководителя этих структур.
Новизна и теоретическая
Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Власть и её виды
Начиная с начала ХХ века,
организации пытаются любыми средствами
повышать производительность труда
персонала, что часто вызывает отрицательные
последствия и временами
На руководящую должность
менеджера назначают, а лидерами
они становятся не по воле организации.
В некоторых ситуациях
Различают два вида власти:
исходящая от должности; исходящая
от личности. В первом случае речь идет
об авторитете руководителя, во втором
- о неформальном лидере. Руководители
обеспечивают достижение целей подчиненными,
контролируя их поведение и реагируя
на отклонения от плана. Лидеры строят
свои отношения с подчиненными на
доверии при совместной работе. Руководители
часто принимают решения на основе
предыдущего опыта. Лидеры же стремятся
разработать новые способы
Руководство состоит в
использовании власти. Власть - это
способность заставить других выполнять
вашу волю. Объединение власти в
организации осуществляется с помощью
иерархической структуры
Менеджер имеет подчиненных, а лидер - последователей, в их отношениях в большей мере присутствует неформальная основа. Лидера можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. Лидерство - это всегда вопрос степени влияния, которая зависит от личных качеств лидера и качеств тех, на кого он пытается оказать влияние, с учетом ситуации, в которой находится данная группа.
Таблица 1. Отличия менеджера от лидера (Петров, 2006)
Имеется много способов влиять
на поведение людей. Как же должен
вести себя руководитель, чтобы побудить
подчиненных сделать для
1.2 Основные теоретические подходы к изучению феномена лидерства
Личностная теория лидерства
Все исследования в области лидерства проводились в США и Великобритании. В период с 1930 по 1950 годы было предпринято систематическое изучение лидерства в крупных масштабах. Эти исследования ставили своей целью выявить личностные характеристики эффективных руководителей. В соответствии с личностной теорией лидерства, лучшие руководители обладают определенным набором личных качеств, общих для всех, таких как: уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование, высокая степень уверенности в себе и так далее. Этот подход базировался на убеждении, что лидерами рождаются, а не становятся. Исходя из этих качеств, ученые старались определить лидерские качества, измерять их и использовать для выявления лидера. В 1948 году Ральф Стогдилл (см. Петров, 2006) сделал обзор исследований в области лидерства, и отметил, что исследования личных качеств руководителей дают противоречивые результаты. В разных ситуациях руководители демонстрируют различные личные качества. В основном важны следующие пять качеств:
* интеллектуальные способности;
* господство над другими;
* уверенность в себе;
* активность и энергичность;
* профессионализм.
Он сделал вывод: «Человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает определенным набором личных свойств». Стогдилл, однако, отмечает: «…структура личных качеств руководителя должна соотноситься с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных» (см. Петров, 2006). Американский исследователь Уоррен Беннис определил четыре группы лидерских качеств, в соответствии с которыми лидер должен уметь:
Информация о работе Основные теоретические подходы к феномену лидерства