Особенности адаптации первоклассников в зависимости от уровней тревожности и мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 03:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования: адаптация первоклассников к школьной жизни является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Обращение к данной проблеме обусловлено ориентацией на личность школьника и фиксации потребности в социально адаптированных учащихся. Обучение и воспитание личности первоклассника в начальной школе является составной частью всей системы образования. Раннее начало обучения, интенсификация учебной программы, увеличение объема информации, повешение требований к образованию, развитие умственных способностей детей, их творческая активность в общеобразовательной практике не всегда сочетаются с возможностями сохранения и укрепления здоровья, налаживанию взаимоотношений со сверстниками и учителем.

Содержание

Введение
1. Описание методик
2. Проведение исследования
3. Результаты исследования
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Адаптивность по уровню тревоги и мотивации у первоклассников.doc

— 355.00 Кб (Скачать файл)

 

Далее на этой основе уточняется проблема и разрабатывается план дальнейшей работы. Возможные варианты – развивающие и коррекционные программы, индивидуальные и групповые консультации, беседы с родителями, подготовка и проведение психолого-педагогических консилиумов.

Школа зверей [12]

1. Положение рисунка на листе.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих.

Положение рисунка в нижней части – неуверенность в себе, низкая самооценка.

Если рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме.

2. Контуры фигур.

Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий – все это защита от окружающих. Агрессивная – если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой – если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты, заслоны.

3. Нажим.

При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим – о проявлении тревожности, очень сильный – о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.

4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, – глаза, уши, рот.

Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот – о легкости возникновения страхов. Зубы – признак вербальной агрессии.

5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений.

Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками.

6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка.

Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?

7. Изображение учебной деятельности.

В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.

8. Цветовая гамма.

Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.

Школьная мотивация (по Лускановой)

Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:

1) ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в З балла;

2) нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;

3) ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.

Оценки в 2 балла не были включены, так как математический анализ показал, что при оценках в 3, 1 и 0 баллов возможно более жесткое и надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.

Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

1) 25 ‑ 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

2) 20 ‑ 24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотиваций является средней нормой.

3) 15‑19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходит в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

4) 10‑14 баллов – низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

5) Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание ж которой для них невыносимо. Маленькие дети (5‑6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем иди иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

В качестве диагностической методики был выбран «Цветовой тест» М. Люшера, в адаптации Л.Н. Собчик.

Тест был впервые опубликован в 1947 г. и с тех пор многократно дорабатывался автором в части интерпретационных таблиц и особенностей цветопередачи стимульным материалом. В 1970 г. М. Люшер выпустил руководство к своему тесту. Теория и практика метода излагаются также в его книгах, например «Сигналы личности», «Четырехцветный человек» и др.

Тестовые цвета были подобраны автором экспериментальным путем. Автор подчеркивает, что адекватная диагностика на основе его метода возможна лишь при использовании стандартного, защищенного авторским патентом набора цветовых стимулов. Каждый из цветов теста тщательно подбирался по специальному психологическому и физиологическому значению (своей структуре). С этой целью в течение пяти лет проводились предварительные опыты с 4500 оттенками цветов, поэтому цвет, изображенный на каждой карточке, как правило, трудно определяется однозначно.

М. Люшер опубликовал два варианта теста. В кратком варианте теста стимульным материалом служит набор из восьми цветов: серого (0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), красно-желтого (3), желто-красного (4), красно-синего (5), коричневого (6) и черного (7). Полный вариант ЦТЛ «Клинический цветовой тест» состоит из семи цветовых наборов, или, как их еще называют, цветовых таблиц: 1 – таблицы основных цветов, 2 – ахроматической таблицы, 3 – таблицы синих цветов, 4 – таблицы зеленых цветов, 5 – таблицы желтых цветов, 6 – таблицы красных цветов и 7 – таблицы восьмицветного субтеста [14, С. 42-59].

В процессе психологического обследования детей и подростков чаще используется краткий вариант теста, описанный далее.

Теоретическая концепция цветового теста М. Люшера строится на понятиях структуры и функции цвета.

Структура цвета – это устойчивое, общее для всех людей, независимое от расы, культуры, образовательного уровня, пола и возраста значение этого цвета. Структуру можно назвать объективной стороной цветового воздействия.

Главными структурными характеристиками цвета являются, с точки зрения М. Люшера, «концентричность–эксцентричность» и «автономность–гетерономность» .

Концентрический цвет, ассоциирующийся с движением к центру, психологически соответствует состоянию покоя, концентрации на внутренних переживаниях, самоуглублению, удовлетворению, пассивности и т.д. Концентрическое, центростремительное движение цвета больше всего ощущается на примере синего.

Эксцентрический цвет, ассоциирующийся с центробежным движением, психологически связан с поиском, стремлением к изменениям, неудовлетворенностью настоящим и устремленностью в будущее. Это принцип желтого.

Автономность означает независимость от внешних влияний и способность самому оказывать влияние. По М. Люшеру, это качество присуще красному и зеленому в противоположность синему и желтому, которым свойственна «гетерономность», т.е. зависимость от внешних влияний. На психологическом уровне автономность отражает самоопределение, произвольность, самостоятельность, а гетерономность – уступчивость, компромисс, покорность, избегание. Исходя из данных характеристик можно сформулировать структурное значение основных цветов теста М. Люшера [12, С. 42-59].

Подбирая основные цвета теста таким образом, чтобы они отражали фундаментальные психические потребности, М. Люшер стремился к тому, чтобы в каждом цвете теста могли одновременно проявиться обе данные характеристики цвета. Поэтому в качестве «основных» Люшер выбрал не чистые тона, а смешанные. Например, в сине-зеленом (2) концентричность синего сочетается с автономностью зеленого, что порождает соответствующую структуру цвета. В красно-желтом (3) желтый цвет вносит эксцентричность в автономность красного.

Трактовка структуры цвета в тесте М. Люшера связана с традиционной символикой каждого из них. Например, ночь, символом которой является темно-синий цвет, издревле несла человеку покой, расслабление, сон. Солнце и дневной свет, ассоциирующиеся с желтым цветом, связаны с надеждой, побуждают к активности. Красный цвет, цвет окраски спелых плодов, крови, эротогенных зон человеческого тела связывали с охотой, эротическим влечением, стремлением к овладению благами окружающей жизни. Зеленый — это цвет травы, кустарников и деревьев, т.е. того, что могло служить человеку защитой, средством маскировки. Серый – символизирует отсутствие цвета, воспринимаясь как разделяющий и отгораживающий. Черный цвет означает отрицание красок жизни и самого бытия.

Восьмицветный тест М. Люшера состоит из четырех основных и четырех дополнительных цветов. Как говорилось выше, основные цвета в тесте М. Люшера символизируют фундаментальные психические потребности:

а) синий – потребность в покое и удовлетворении;

б) зеленый – в самоутверждении;

в) красный – в активности и успехе;

г) желтый – в ожидании и ориентированном в будущее желании.

Таблица 2 – Структурные значения основных цветов теста Люшера

Темно-синий (1)

Сине-зеленый (2)

Красно-желтый (3)

Желто-красный (4)

Концентричный

Концентричный

Эксцентричный

Эксцентричный

Гетерономный

Автономный

Автономный

Гетерономный

Вложение

Оборона

Наступление

Проекция

Глубина чувств

Волевое напряжение

Волевой импульс

Живость чувств

Покой

Настойчивость

Возбуждение

Перемена

Удовлетворен-ность

Утверждение

Желание

Раскрытие

Чувство

Владение

Завоевание

Надежда

Единение

Гарантия

Переживание

Поиск

Связь

Власть

Действие

Новизна

Любовь

Уважение

Успех

Счастье

Расширение

Сокращение

Активность

Движение

Оральный

Анальный

Генитальный

Визуальный

Информация о работе Особенности адаптации первоклассников в зависимости от уровней тревожности и мотивации