Особенности адаптации первоклассников в зависимости от уровней тревожности и мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 03:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования: адаптация первоклассников к школьной жизни является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Обращение к данной проблеме обусловлено ориентацией на личность школьника и фиксации потребности в социально адаптированных учащихся. Обучение и воспитание личности первоклассника в начальной школе является составной частью всей системы образования. Раннее начало обучения, интенсификация учебной программы, увеличение объема информации, повешение требований к образованию, развитие умственных способностей детей, их творческая активность в общеобразовательной практике не всегда сочетаются с возможностями сохранения и укрепления здоровья, налаживанию взаимоотношений со сверстниками и учителем.

Содержание

Введение
1. Описание методик
2. Проведение исследования
3. Результаты исследования
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Адаптивность по уровню тревоги и мотивации у первоклассников.doc

— 355.00 Кб (Скачать файл)

 

В связи с этим положение четырех основных цветов в раскладе испытуемого особенно важно. Если выбирающий здоров, уравновешен и свободен от конфликтов, все основные цвета должны появиться на первых четырех или пяти позициях в тесте, так как, согласно М. Люшеру, здоровая личность гармонично сочетает в себе потребности, символизируемые основными цветами, и способна к нормальному их удовлетворению.

Такая личность в концепции М. Люшера называется «4-цветным человеком». Ее базовые потребности – самоотдача без трагического самопожертвования «небесного ангела» и любовь к себе без беспредельного эгоцентризма «раздраженного дьявола» (синий); самоуважение без чванства «павлина» и комплекса неполноценности «змеи» (зеленый); достижение, стремление к успеху без ненасытности «хвастуна» и беспомощности «страдальца» (красный); самораскрытие без расточительности «фантазера» и сверхзащиты «рыцаря» (желтый) [7; 11; 12].

Структурные характеристики цвета необходимо учитывать и при интерпретации цветовых пар, в которых общее свойство усиливается, а различия уравновешиваются, хотя и создают внутреннее напряжение. Функцией цвета Люшер назвал индивидуальный смысл цвета для конкретного человека. Функция цвета – это характер отношения человека к цвету. Она определяется состояниям и психологическими особенностями самого человека, поэтому способна их отражать. В тесте М. Люшера функция цвета определяется местом, которое занимает цвет в порядке предпочтений. Структура и функция каждого из восьми цветов ЦТЛ представлена М. Люшером в его характеристиках цветов.

В кратком варианте теста Люшера испытуемым требуется ранжировать восемь цветных карточек в порядке цветопредпочтения. Необходимо соблюдать следующие правила.

1)                 Тестирование проводится только индивидуально.

2)                 Желательно проводить тестирование при естественном освещении, но на цветовые таблицы не должны падать прямые солнечные лучи.

3)                 Необходимо попросить испытуемого отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами, и постараться выбирать цвета исходя только из личного отношения к самому цвету.

4)                 Обследуемый должен придерживаться предлагаемых стандартных цветовых стимулов, а не представлять себе какой-то иной, к примеру, более светлый или более «красивый» цвет.

5)                 Каждый цвет следует выбирать отдельно. Ни в коем случае нельзя выбирать два или несколько цветов одновременно как цветовую композицию.

6)                 Обследуемый решает совершенно свободно, какой из предложенных цветов ему нравится или несимпатичен, его не следует торопить с ответом или помогать наводящими вопросами.

7)                 Выбранный эталон убирается со стола или переворачивается лицевой стороной вниз.

8)                 Психологу необходимо записывать номер каждого выбранного цветового эталона; запись идет слева направо.

 

 



 

Таблица 3 – Значения цветовых выборов по М. Люшеру

Функ-ция

Синий

Зеленый

Красный

Желтый

Фиолетовый

Коричневый

Черный

Серый

+

Стремление к покою. Интенсивная потребность в приятном общении и удовлетворении, стремление к гармонии, чувствительность

Напряжение воли. Само-утверждение, тщеславие, спонтанное желание играть определенную роль.

Стремление к эмоциям. Активное участие и высокая активность.

Восприятие возбуждения для разрядки напряжения. Ожидание встреч, раскрытие, суетливость, бегство от проблем, иллюзорное ожидание будущего.

Стремление очаровывать, чувственность, внушаемость.

Регресс к физическим потребностям, бегство от проблем

Выражение протеста, негативизм, импульсивно-агрессивное поведение.

Отгораживание, осторожная сдержанность, замкнутость, скрытность, социальная изоляция.

х

Готовность к покою без напряжения, приятным отношениям и удовлетворению.

Само-определение, самообладание.

Застой, досада, раздражаемость

Готовность к контактам

Чувственность.

Потребность в комфорте и физическом удовлетворении

Протест и уход от партнера или ситуации

Ограниченная эмоциональная готовность к контактам. Отключение

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 3

Функ-ция

Синий

Зеленый

Красный

Желтый

Фиолетовый

Коричневый

Черный

Серый

=

Поверхностные связи и отношения...

Низкий уровень притязаний, пассивное отношение к социальному порядку

Нервозная раздражимость, нуждается в бережном обращении, отсутствие желаний

Критическое отношение к выбору контактов и увлечений

Сдерживает свои чувства. Рефлексия чувств. Щепетильность. Чувствительность и обидчивость.

Разрядка физических потребностей.

Способность терпеть ограничения, идти на компромиссы. Соглашается с условиями.

Эмоциональная готовность к общению. Заинтересованность в социальных отношениях

Беспокойство, суетливость, отсутствие глубоких «сердечных» связей, неудовлетворенность отношениями с партнером и своей деятельностью.

Ограничение самовыражения, защитное напряжение, отказано в признании. Окружающие воспринимаются как оказывающие жестокое, бессердечное давление, принуждающее делать не желаемое.

Сверхраздражимость, ощущение своей слабости, чувство беспомощности. Обижен, с трудом справляется с делами. Утомлен и плохо ориентируется в окружающей обстановке.

Беспокойное ожидание. Тематическая фиксация, ограничение самораскрытия. Скованность, пере-возбуждение

Подавление чувствительности, контроль чувств. Эстетическое, этическое или логическое стремление к порядку.

Подавление, вытеснение или торможение физических потребностей.

Отклонение помех и ограничений, игнорирование угрозы, предприимчивость.

Эмоциональная возбудимость, стремление к социальному успеху.

 

 

 

 



 

3 Описание хода исследования

На первом этапе исследования были отобраны 60 учащихся 1-ых классов класса ГУО СШ №13 г. Владивостока.

На втором этапе исследования школьники были разбиты на 2 группы: 1-ая группа – экспериментальная (30 чел.); 2-ая группа – контрольная (30 чел.).

Исследование проводилось в первой половине дня.

Во время тестирования испытуемые должны находиться в спокойном состоянии. После раздачи бланков школьникам предлагалось прочесть одинаковую инструкцию, мотивирующую на хорошее выполнение задания.

Перед тестирование обращали внимание школьников на пример, затем отвечали на все задаваемые школьниками вопросы.

Проверялась выполненное задание каждого из учащихся, точно ли он понял инструкцию. После этого учащиеся работали самостоятельно. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции занимало 10–15 мин.

В конце были обработаны и интерпретированы результаты исследования.

 

 


4 Анализ и интерпретация результатов

По результатам диагностики можно провести следующую интерпретацию

1. Школа зверей

Согласно данным диагностики у большинства испытуемых отмечен уровень выше среднего проявлений тревожности, агрессивности и адаптивности (таблица 4) (медиана = 25; мода = 26; модальная частота = 4 – 23,5%)

Таблица  4 – Данные описательной статистики

Показатель

N набл.

Медиана

Мода

Частота

Минимум

Максимум

Стд.откл.

Положение

60

3,00000

Множест.

5

2,00000

5,00000

1,064121

Контур

60

3,00000

3,000000

6

2,00000

5,00000

0,985184

Нажим

60

3,00000

3,000000

8

2,00000

5,00000

0,831370

Сенс анализаторы

60

3,00000

3,000000

8

2,00000

5,00000

0,785905

Соц контакты

60

4,00000

4,000000

8

3,00000

5,00000

0,747545

Отнош с учителем

60

4,00000

4,000000

10

3,00000

5,00000

0,635934

Учебная деятельность

60

4,00000

4,000000

9

2,00000

5,00000

0,861770

Интегральный показатель

60

25,00000

26,00000

4

20,00000

28,00000

2,480809

 

Рисунок 1 – Гистограмма разброса данных диагностики по интегральному показателю

Низкий уровень  адаптивности, равно как и высокие тревожности и агрессивности в контрольной и экспериментальной группе отмечены не были. Высокий уровень адаптивности при низких показателях тревожности и агрессивности характерен для 4 школьников из контрольной группы и 7 школьников из экспериментальной группы. Высокий уровень адаптивности при средних показателях агрессивности и тревожности отмечен у 22 школьников из контрольной группы и 12 школьников из экспериментальной группы. Для 4 школьников из контрольной группы и 10 школьников из экспериментальной группы характерны средние уровни агрессивности и тревожности при средних уровнях адаптивности. Только один ребенок из экспериментальной группы нарисовал рисунок полностью посвященный процессу учебной деятельности без указаний (включая вербальные) на иного рода деятельность в стенах школы. С родителями и этим учеником планируется дальнейшая психологическая работа.

2. Школьная мотивация (по Лускановой)

Для большинства испытуемых характерен средний уровень школьной мотивации при доминировании социальных мотивов над познавательнми (таблица 5)

Таблица 5 – Данные описательной статистики

Показатель

N набл.

Среднее

Медиана

Мода

Частота

Минимум

Максимум

Стд.откл.

мотивация

60

19,471

19,0000

18,00

4

15,00000

25,00000

2,718401

Информация о работе Особенности адаптации первоклассников в зависимости от уровней тревожности и мотивации