Особенности восприятия произведений живописи детьми старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - выделить особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений живописи (натюрморт).
Объектом исследования является – восприятие детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является - методы и способы характеристики особенностей восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений живописи (натюрморт).
В ходе написания курсовой работы необходимо решить следующие поставленные задачи:
- изучить литературу по проблеме исследования;
- подобрать методики для диагностирования детей старшего дошкольного возраста по проблеме исследования;
- выделить особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста натюрморта;

Содержание

Введение ..........................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы проблемы восприятия
произведений живописи у детей старшего дошкольного
возраста.............................................................................................................7
Сущность и характеристика основных понятий по
проблеме ............................................................................................7
1.2. Психологические предпосылки развития восприятия
произведений живописи у детей старшего дошкольного
возраста..............................................................................................10
Натюрморт как средство развития восприятия у детей
старшего дошкольного возраста......................................................15
Выводы по I главе............................................................................................19
Глава II. Особенности восприятия детьми старшего
дошкольного возраста натюрморта как произведения
живописи..........................................................................................................20
2.1. Цель, задачи, содержание констатирующего эксперимента,
процедура и методика исследования.............................................20
Выводы по II главе...........................................................................................26
Заключение.......................................................................................................28
Список использованных источников.....................

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА о живописи.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

       Пейзаж—это художественный образ природы или города, т. е. эстетически осмысленное их изображение, как бы пропущенное через личное восприятие художника. Следовательно, пейзаж—не случайно попавший в поле зрения живописца уголок природы или города, а всегда сознательно выбранный мотив—единичное явление природы, которое имеет свой характер, обусловленный точкой зрения, освещением и погодой, определенное состояние природы, которое наиболее импонирует художнику, наиболее соответствует его настроению. Поэтому пейзажи столь разнообразны по содержанию, столь разные чувства они вызывают у зрителя.

        Пейзажист  способен не только передать состояние природы, не только выразить через него свое настроение, но и воссоздать дух своей эпохи.

       Натюрморт. В буквальном переводе с французского слово «натюрморт» означает «мертвая натура». Но это название, конечно, условно, так как далеко не определяет всей сути и многообразия данного жанра. Натюрморт включает в себя изображения всего богатства природного мира и мира вещей, окружающих человека. Это и то, что создано природой, — растения, цветы, снедь (овощи, битая дичь, рыба, фрукты), и то, что сделано человеком, — предметы домашней обстановки, орудия труда, книги, посуда, ткани и т.д.

          При воспроизведении вещественного мира сказывается личное отношение к нему живописца. С одной стороны, объективная сущность вещи, выражаемая в ее форме, цвете, фактуре; с другой — индивидуальность художника, воспринимающего эту вещь. Обе эти стороны — объективная и субъективная — неразрывно переплетаются. Известный художник К. Петров-Водкин, прекрасный мастер жанра натюрморта, определил его так: «Натюрморт — это одна из острых бесед живописца с натурой».

        В натюрморте художник выражает не только собственное отношение к окружающему миру, но и свое понимание прекрасного. Через картины этого жанра мы можем понять духовный мир их авторов [15, с.76].       

 

    1. Психологические предпосылки развития восприятия       произведений  живописи у детей старшего                                        дошкольного возраста

 

 

Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств (Маклаков А.Г.). Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности. Как и любой познавательный процесс, восприятие имеет определенные свойства. Таковыми свойствами являются: целостность; константность; структурность; осмысленность; избирательность. Восприятие классифицируется по разным основаниям. Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа: зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное. В психологии существует деление видов восприятия в зависимости от участия в нем других психологических образований - эмоциональное восприятие относится к восприятию искусства [15].  Определимся со спецификой восприятия старшими дошкольниками живописи, рассмотрим некоторые психические особенности их развития, которые в конечном итоге создают возможность приобщения детей к искусству. 

        Какие психические особенности старших дошкольников создают предпосылки для ознакомления их с живописью?

        Прежде чем начать разговор о том, какова же специфика понимания старшими дошкольниками живописи, рассмотрим некоторые психические особенности их развития, которые в конечном итоге создают возможность приобщения детей к искусству.

        В старшем дошкольном  возрасте  интенсивно развивается произвольное внимание, оно становится и более устойчивым, адекватным, целостным, осознанным. Это создает основу для развития последовательного, планомерного и логического восприятия содержания картины [27, с.6].

        Существенно меняются образные память и воображение: увеличивается объем сохраняемых представлений, они становятся осмысленными, четкими, дифференцированными, связными и системными. Развитие словесно-смысловой логической памяти влияет на изменение процесса воображения. В старшем дошкольном возрасте у детей формируется преднамеренное воображение, т. е. ребенок может строить и воплощать свой замысел. Своеобразие развития памяти и воображения способствует восприятию изобразительного искусства в форме обобщенных представлений.

На основе имеющегося у  детей наглядно-действенного мышления формируются наглядно-образные его формы. Благодаря этому дошкольники пошлют связи и отношения между предметами и явлениями, изображенными на картине, понимают язык живописи, т. е. художественный образ и выразительные средства, используемые живописцем.

Развитое образное мышление создает  предпосылки для формирования логического мышления, определенных понятий. Старший дошкольник способен сравнивать, сопоставлять, обобщать, высказывать правильные логические суждения и делать относительно верные выводы. При установлении различных связей между предметами и явлениями ребенок легко выделяет функциональные связи (назначение, использование предметов), значительно труднее раскрывает пространственные и временные отношения (в смысловом их значении). Однако при целенаправленной педагогической работе он с успехом преодолевает эти трудности.

        Высокий познавательный уровень старших дошкольников обусловливает формирование у детей эстетического оценочного отношения  к воспринимаемому, умение видеть в нем прекрасное или безобразное. У ребенка постелен- О но развиваются эстетические представления  и чувства,  на основе которых формируется творческое воображение самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивной, игровой, речевой и др.). Но не только эстетические чувства и отношения проявляются у детей в старшем дошкольном возрасте. У них совершенствуются и моральные чувства, которые с взрослением приобретают социальный характер[27, с.7].

        Старшие дошкольники выделяют познавательную, эстетическую и нравственную ценность содержания картины. Оценивая познавательную ценность произведения, они легко понимают, о чем рассказал художник в своей картине.

          Однако понять замысел художника, идею произведения (о чем картина) им удается не сразу. Они воспринимают сюжетную линию, но не могут еще анализировать отношения, переданные художником.  

          Дети способны определить нравственную ценность содержания картины: «Картина рассказывает о дружбе в семье, учит доброте» (о картине «Семья», художник Г. П. Сорогин). Но им сложнее уяснить нравственную ценность портретного, жанра, чем сюжетного произведения. Это объясняется возрастными особенностями развития — невысокий уровень аналитико-синтетической деятельности.              

           Понимание дошкольником характера изображенного человека, его психического состояния достигается лишь при активном целенаправленном, эмоциональном руководстве воспитателя процессом восприятия. Рассматривая вместе с детьми портрет «Девочка с куклой» (художник В. А. Тропинин), дети обратили внимание на то, что на картине изображена добрая девочка - она бережно прижимает руками куклу. У ребят возрастает интерес к содержанию картины.

Понимание художественных образов  в произведении вызывает у детей  сильные чувства, проявляющиеся  в сопереживании с героями  произведения. Оценивая содержание картины, они изменяют собственное поведение в соответствии с идеалами художника.

         При целенаправленных занятиях у детей качественно изменяется восприятие красоты. Ребенок начинает понимать красоту сочетания красок, линий, видеть ритмичность в картине. Чем глубже и разнообразнее знания детей об окружающей действительности, тем сильнее чувства. Детей волнует красота пейзажа, натюрморта, выразительное лицо на портрете, жанровые картины, отражающие актуальные события современности.

          В ходе работы по ознакомлению детей с живописью совершенствуются их представления о средствах выразительности — цвете, композиции, линии,

светотени и т. д. Они правильно  воспринимают выразительные средства - как форму передачи содержания произведения, его настроения. Особенность восприятия старшими дошкольниками цвета в живописи состоит в том, что цвет они выделяют сразу, так как он ярок, знаком детям, они постоянно рисуют, «играют» цветом, легко увязывают его с настроением, выраженным в произведении. Однако дети шестого года жизни способны воспринимать цвет и как средство для раскрытия основной мысли содержания, через цвет оценивают эстетические достоинства картины.

          Кроме цвета, дети легко воспринимают мимику лица, понимают это средство как выражение настроения произведения в целом, так и выражение нравственных взаимоотношений между изображенными людьми. В лицах прежде рассматривают губы, затем глаза и в последнюю очередь (не без помощи педагога) брови.      

          Труднее детям дается выделение композиционного построения картины. Они легко выделяют композиционный центр (если вопрос воспитателя поставлен точно и правильно), но затрудняются отвечать на вопрос, почему художник расположил в картине людей именно таким образом, что он хотел этим подчеркнуть.

        В дальнейшем ими определяются разные способы композиционного решения, однако устанавливать зависимость между композицией и основной идеей произведения дети еще не могут, они нуждаются в помощи воспитателя, который учит их всматриваться в картину. Если содержание произведения вызывает у ребят интерес, то они самостоятельно начинают внимательно рассматривать картину, делать интересные для себя открытия [27, с.9].

        Воспринимать самостоятельно ритм, линию, светотень в произведении жи- вописи старшие дошкольники вначале не могут, это умение формируется в систе- матической работе по ознакомлению с живописью. При рассматривании подлинников картин в музее дети обращают внимание на различную технику письма: «Мазки здесь грубые, толстые, а здесь их почти не видно, они мелкие»,— определяют ребята. Они пытаются догадаться, почему художник именно так написал свое произведение. Встреча с подлинным искусством в музее оказывает на дошкольников более сильное эмоциональное воздействие, чем репродукции, пробуждает у них интерес к живописи.

     Овладев умением выделять средства выразительности в жанровой живописи, старшие дошкольники легко переносят его на другие живописные жанры. Рассматривая, например, портрет, самостоятельно приходят к выводу, что в портрете люди написаны иначе: «В жанровой живописи всегда много людей и они в движении, а в портретах — неподвижные, думающие» — такие ответы можно слышать от детей [27, с.10].

     Особенности развития психических процессов у дошкольников и специфика восприятия ими изобразительного искусства обусловили постановку задач по ознакомлению их с живописью, о которых речь пойдет в следующей главе, на примере натюрморта.

 

 

    1. Натюрморт как средство развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста

 

 

Натюрморт - первый жанр живописи, с которым, как показывают исследования психологов, обязательно нужно знакомить дошкольников, ибо он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик детей, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов, любоваться ими.

Для детей дошкольного возраста характерна малая детализированность восприятий и их большая эмоциональная насыщенность. Особенность восприятия старшими дошкольниками цвета в живописи состоит в том, что цвет они выделяют сразу, так как он ярок, знаком детям, они постоянно рисуют, «играют» цветом, легко увязывают его с настроением, выраженным в произведении. В частности, в живописи при работе над натюрмортом не рассматривается сам феномен цвета, основные свойства, возможности, влияние и воздействие цвета на раскрытие общего колористического состояния натуры, целостность и эмоциональная выразительность цветового решения [20].      

Вначале дети объясняют свое восприятие к натюрморту лишь одним словом -  нравится. Им бывает трудно объяснить, почему понравилось то или иное произведение. Отвечают на вопрос односложно, в их ответах отсутствуют эпитеты, образные сравнения, метафоры. Мотивы выбора понравившейся картины чаще отвлеченные или обусловлены личным опытом. Но в результате работы отмечаются два вида восприятия. Первый - эмоционально-личностный, для которого характерны личные мотивы, собственные интерпретации, связанные с опытом ребенка, его эмоциями и интересом. Второй - это когда старший дошкольник проявляет эстетическое отношение к произведению искусства, дает оценку содержания, нравственно-эстетических отношений изображенного на картине. Опыт работы показывает, что старшие дошкольники выделяют познавательную, эстетическую и нравственную ценность содержания картины. Понимание художественных образов в произведении вызывает у детей чувства, проявляющиеся в сопереживании с героями произведения. Оценивая содержание картины, они изменяют собственное поведение в соответствии с идеалами художника.                                    

При целенаправленных занятиях у детей  качественно изменяется восприятие красоты. Ребенок начинает понимать красоту сочетания красок, видеть ритмичность в картине. В ходе работы по ознакомлению детей с живописью совершенствуются их представления о средствах выразительности -  цвете, композиции, линии, светотени. Они правильно воспринимают выразительные средства - как форму передачи содержания произведения, его настроения. Особенность восприятия старшими дошкольниками цвета в живописи состоит в том, что цвет они выделяют сразу, так как он ярок, знаком детям, они постоянно рисуют, «играют» цветом, легко увязывают его с настроением, выраженным в произведении. Труднее детям дается выделение композиционного построения картины. Дети усваивают, что композиционный центр можно выделить цветом, величиной, формой устанавливать зависимость между композицией и основной идеей произведения дети еще не могут, они нуждаются в помощи воспитателя, который учит их всматриваться в картину.

Информация о работе Особенности восприятия произведений живописи детьми старшего дошкольного возраста