Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 12:32, курсовая работа
Цель: выявление особенностей интернет-зависимости у подростков с разным уровнем коммуникативной компетентности
Задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы интернет-зависимости в работах зарубежных и отечественных авторов.
2. Выявить взаимосвязь феномена интернет-зависимости и коммуникативной компетентности.
3. Рассмотреть особенности интернет-зависимости у подростков с разным уровнем коммуникативной компетентности.
Этими чертами являются:
- крайняя несамостоятельность;
- неумение отказать, сказать "нет" из-за страха быть отвергнутым другими людьми;
- ранимость критикой или неодобрением;
- нежелание брать на себя ответственность и принимать решения, и как следствие сильное подчинение значимым людям.
Все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решения.
В ходе своих исследований К. Янг выяснила, что большая часть интернет-пользователей зависят от общения (91%), а остальные от информации. При этом по данным опроса интернет-зависимых привлекают такие особенности сети, как: анонимность (86%), доступность (63%), безопасность (58%) и простота использования (37%).
Исследователи выделяют несколько причин возникновения Интернет-зависимости в подростковом возрасте, среди которых основными являются:
1. Низкий уровень социально-психологической адаптации (чувство скованности в коллективе).
2. Негативная «Я-концепция» (сильное расхождение между идеальным и реальным Я).
3. Трудности в коммуникативной деятельности (затруднения в общении и установлении контактов с людьми).
4. Несформированные организаторские навыки (неумение рационально управлять временем нахождения в Сети).
5. Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребёнку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребёнка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребёнка, не слышат его.
Конечно, по указанной причине может развиваться не только зависимость от компьютерных игр и развлечений, но и другие виды зависимости, а также различные формы отклонений в поведении.
6. Отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.
7. Наличие серьезных физических недостатков, тяжелых заболевания, инвалидности.
В основе причин, вызывающих интернет-зависимость лежит нарушение «равновесия» между подростком и социальной средой, что создает трудности в адаптации к требованиям этой среды.
Таким образом, в группу риска могут попадать следующие категории подростков:
- Подростки, считающие, что
от них ничего не зависит
в жизни. В их неудачах виноват
кто-то другой. Такие подростки
часто оставляют дела не
- Подростки с низкой самооценкой, которые с помощью игры стремятся самоутвердиться, либо почувствовать себя героем-победителем в виртуальной битве, либо выиграть огромную сумму денег.
- Подростки с высокой степенью внушаемости, готовностью подчиниться чужой воле, подростки, которым не хватает самостоятельности, решительности.
- Подростки, мечтающие стать лидерами, но так и не ставшие ими. Они пытаются реализовать свой лидерский потенциал в Сети.
- Подростки с низким
уровнем коммуникативной
В психолого-педагогических исследованиях под коммуникативной компетентностью подразумевают коммуникативные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.
Выделяют три блока компонентов коммуникативной компетентности, тесно взаимосвязанных друг с другом:
1) Эмоциональный. Этот блок
включает в себя такие
2) Когнитивный. Этот блок связан с познанием другого человека, он включает в себя способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие при межличностном взаимодействии.
3) Поведенческий. Отражает способность подростка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.
Особенности формирования коммуникативной компетенции подростка определяются интенсивным ростом самосознания, стремлением к самоутверждению и самореализации в общении, предметной направленностью взаимодействия, которые характерны для этого возраста.
Ведущим видом деятельности в этот период является межличностное общение со сверстниками. Отрочество является максимально благоприятным периодом для формирования коммуникативной сферы личности, мировоззрения, самосознания, рефлексии. Именно, в этот период можно эффективно воздействовать на процесс формирования коммуникативной компетенции личности подростка. [Пед. обр-е и наука, 2009,№4, Л.В.Коновалова / Коммуникативная компетенция подростка С.77-80]
Поэтому, если коммуникативная компетентность в этом возрасте не достаточно сформирована и подростки испытывают затруднения в общении со сверстниками, они начинают общаться виртуально, потому что виртуальное общение обладает такими характеристиками, как: анонимность, невидимость, ощущение безопасности, ограниченное сенсорное переживание, трудность выражения эмоций и наличие собственного интернет-сленга.
Таким образом, все социальные факторы, вызывающие у подростка депрессию, могут стать причиной увлечения Глобальной Сетью. Получая психологическую разрядку, подросток быстро привыкает к такому способу решения проблем. Влияние Интернета на психику подростка неоднозначно. У некоторых вырабатывается стойкая зависимость от него. Это в основном дети и подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные и школьные отношения, у которых нет никаких серьезных увлечений. Они плохо адаптируются в социуме и поэтому пытаются жить в виртуальном мире, где все возможно, все дозволено, где они сами устанавливают правила.
1.3. Проявление психологических особенностей личности подростка сквозь призму интернет-зависимости
Исследование "Фонда Развития Интернет", проведенное Г.В. Солдатовой, О.С. Гостимской, Е.Ю. Кропалевой позволило определить круг потребностей, которые подростки удовлетворяют с помощью Интернета [. http://www.fid.ru]. Среди них: потребность в автономии и самостоятельности (в процессе социализации эта потребность предполагает, в первую очередь, стремление к независимости от родителей); потребность в самореализации и признании; потребность в признании и познании; удовлетворение социальной потребности в общении, в принадлежности к группе по интересам, в любви; потребность в обладании; познавательную потребность, также владение новыми знаниями способствует достижению признания со стороны сверстников и самореализации. В результате использования Интернета возникает ощущение полного контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет потребность в безопасности - одну из базовых в системе потребностей человека.
Особенность подросткового возраста – глубокая перестройка организма. Быстрое возмужание усиливает ощущение своей «взрослости»: повышается интерес к своей внешности, формируется новый образ физического «Я». В этом возрасте ребенок остро переживает по поводу изъянов во внешности. Подросток стремится к тому, чтобы его внешний вид соответствовал определенному идеалу.
Одно из уникальных особенностей киберпространства Интернета – возможность поэкспериментировать с самоидентификацией. В социальных сетях, ролевых компьютерных играх человек может выбрать любое имя, внешность, манеру поведения. Для подростка это возможность примерить на себя роль своего кумира либо другого воображаемого идеала как близкого, так и очень далекого от своего «Я-реального». В основном удовлетворение этой потребности через виртуальную среду характерно для подростков с невыдающейся внешностью. Таким образом, ребенок снимает напряжение, вызываемое осознанием несоответствия (зачастую мнимого) своего «физического Я» ожиданиям окружающих, в основном сверстников.
В подростковый период формируется чувство взрослости: желание высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших, связанные с борьбой за самостоятельность, самоутверждение как личности. Вместе с потребностями в самостоятельности формируется потребность в уважении, доверии, признании человеческого достоинства. Такая эмансипация со стороны подростка часто пресекается взрослыми, что ведет к конфликтам в семье.
Интернет удовлетворяет потребность ребенка в лидерстве и стимулирует предприимчивость. Ребенок в Сети чувствует себя взрослым, с ним общаются на равных, никто не спрашивает его возраст, судят по поведению, а не по социальному статусу. Даже если им совершаются ошибки, никто не наказывает за них.
Потребность в эмоциональной безопасности формирует в подростке желание слиться с коллективом. Подросток ищет поддержки у сверстников, так как именно их мнение становится более значимым. Именно в этом возрасте становится важной, также и потребность в интимно-личностном общении.
В Интернете потребность в интимно-личностном общении и эмоциональной безопасности подросток может реализовать через социальные сети, чаты или электронную почту. Киберпространство Интернета гарантирует анонимность. Всемирная паутина сближает людей намного быстрее чем, это происходит в реальной жизни. Люди, общаясь виртуально, испытывают настоящие чувства и эмоции. Они ссорятся, общаются, строят определенные отношения, причем достаточно реальные. Все зависит от того, насколько близко к сердцу принимать эти отношения. Чаще всего виртуальные отношения захватывают подростка с легкостью, и он забывает про своих «реальных» друзей и начинает портить с ними отношения. Реальная жизнь может показаться бледной и скучной, поэтому люди уходят с головой в виртуальную реальность, так как здесь их возможности безграничны. Исчезает фактор расстояния, общение не требует личного знакомства, что снимает многие психологические барьеры, позволяет высказываться в соответствии со своими взглядами, дает неограниченную возможность самовыражения в диалоге.
Таким образом, все основные потребности подросткового возраста могут стать причиной развития интернет-зависимости.
Выводы по первой главе
1. Под интернет-зависимостью понимают феномен психологической зависимости от сети Интернет, проявляющийся в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети затягивает субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире.
2. Критериями интернет-
3. Существует несколько видов интернет-зависимости, такие как: навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам, игровая зависимость, киберсексуальная зависимость, а также пристрастие к просмотру фильмов через интернет и чрезмерная сетевая вовлеченность.
4. В психолого-педагогических исследованиях под коммуникативной компетентностью подразумевают коммуникативные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. При оценивании коммуникативной компетентности оценка идет на трех уровнях – эмоциональном, когнитивном и поведенческом.
5. Причинами интернет-зависимости подростка могут являться ряд личностных особенностей подростка, недостаточный уровень коммуникативной компетентности, низкий уровень социализации подростка, а также физические недостатки, такие как инвалидность, тяжелые заболевания и недостатки во внешности.
2. ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ИНТЕРНЕТ-
2.1. Организация и проведение исследования особенностей интернет-зависимости у подростков с разным уровнем коммуникативной компетентности.
Многие авторы обращают внимание на то, что развитие коммуникативной сферы – важная задача подросткового возраста. Именно сфера общения является основной формирующей личности подростка.
Важными составляющими коммуникативной сферы являются коммуникативные способности и коммуникативная компетентность. Именно они обеспечивают успешное взаимодействие человека с людьми через процессы общения.
Нам кажется, что существует влияние коммуникативной компетентности на формирование интернет-зависимости, поэтому нами было проведено исследование, в котором мы рассматривали особенности интернет-зависимости у подростков с разным уровнем коммуникативной компетентности.
Целью нашего исследования является выявление особенностей интернет-зависимости у подростков с разным уровнем коммуникативной компетентности.
Перед началом исследования мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Провести теоретический
анализ проблемы интернет-
2. Выявить взаимосвязь феномена интернет-зависимости и коммуникативной компетентности.
3. Рассмотреть особенности интернет-зависимости у подростков с разным уровнем коммуникативной компетентности.
Исследование проводилось на базе «МАОУ гимназии №70» г. Екатеринбурга среди восьмых классов. Было опрошено 48 подростков из которых было 20 мальчиков и 28 девочек.