Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 08:14, курсовая работа
Целью нашей работы является оценка уровня развития речи детей с интеллектуальной недостаточностью (дети с ЗПР) дошкольного возраста с дальнейшим подбором и апробированием методик по коррекции выявленных отклонений.
Объектом исследования стали дети с ЗПР старшего дошкольного возраста, находящиеся на лечении и обучении в ГОУ я/с №1478 компенсирующего вида для детей с ЗПР.
Предметом исследования является состояние речи у детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование аспекта работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном развитии 6
1.1 Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 6
1.2 Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с ЗПР. Специфика коррекционной работы 9
Выводы по главе 1 15
Глава 2. Экспериментальное исследование 16
2.1 Диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 16
2.2Проведение коррекционной работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном развитии 19
2.3Итоговая диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 20
Выводы по главе 2 22
Заключение 23
Список литературы 25
Таблица№2
Результаты первичного обследования уровня развития речи у экспериментальной группы детей
№ |
ИМЯ |
Первичное логопедическое обследование по речевой карте | |||||||||||
Интеллект |
Констр. деят-ть |
Моторное развитие |
Строение |
Артикуляционная моторика |
Общее звучание речи |
Понимание речи |
Произношение |
Фон. воспр-е и звук. анализ |
Словарь |
Грамм. строй, словоизменение и словообразование |
Связная речь | ||
1. |
Марина К. |
Ниже N |
Низкий |
Низкий |
N |
Низкий |
Средний |
Низкий |
Средний |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
2. |
Павел Е. |
Ниже N |
Средний |
Средний |
N |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Средний |
Высокий |
Высокий |
Средний |
Средний |
3. |
Максим Н. |
Ниже N |
Средний |
Низкий |
Ниже N |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Средний |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
4. |
Настя К. |
Ниже N |
Низкий |
Низкий |
N |
Средний |
Низкий |
Высокий |
Средний |
Средний |
Средний |
Низкий |
Средний |
5. |
Варя М. |
Ниже N |
Средний |
Средний |
N |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
ВНИМАНИЕ! ЭТО ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ РАБОТА ВЫПОЛНЕННА АВТОРАМИ NEZACHETOV.NET
МАТЕРИАЛ НЕПОЛНЫЙ
2.2Проведение
коррекционной работы по
Коррекционную работу мы строили с учетом уровня развития детей и опираясь на особенности детей с ЗПР. Первым этапом нашей работы стали ознакомительные занятия, с легкими упражнениями, играми и заданиями. Важным условием стало для нас то, чтобы дети начали нам доверять, раскрепостились и вели себя непринужденно на наших занятиях. Мы старались максимально их заинтересовать, вовлечь в предлагаемые игры.
Целью второго этапа работы стало формирование навыков речевого общения, постановка правильного звукопроизношения, проработка тех моментов, которые нарушены у участников эксперимента.
На первых двух этапах
работы обе группы – и контрольная
и экспериментальная –
ВНИМАНИЕ! ЭТО ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ РАБОТА ВЫПОЛНЕННА АВТОРАМИ NEZACHETOV.NET
МАТЕРИАЛ НЕПОЛНЫЙ
Таким образом, проведя коррекционную работу нам необходимо было провести итоговую вторичную диагностику уровня развития речи у обеих групп, участвовавших в нашем исследовании. Мы надеялись, что будут отмечена динамика у обеих групп, но в экспериментальной группе улучшения более значительны.
2.3Итоговая диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Таблица№1
Результаты первичного обследования уровня развития речи у контрольной группы детей
№ |
ИМЯ |
Первичное логопедическое обследование по речевой карте | |||||||||||
Интеллект |
Констр. деят-ть |
Моторное развитие |
Строение артикуляционногоаппар |
Артикуляционная моторика |
Общее звучание речи |
Понимание речи |
Произношение |
Фон. воспр-е и звук. анализ |
Словарь |
Грамм. строй, словоизменение и словообразование |
Связная речь | ||
1. |
Марина Ч. |
Ниже N |
Высокий |
Средний |
N |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
2. |
Андрей Ф. |
Ниже N |
Средний |
Средний |
Ниже N |
Средний |
Высокий |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
3. |
Мария С. |
Ниже N |
Средний |
Средний |
N |
Средний |
Высокий |
Средний |
Высокий |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
4. |
Ксеня М. |
Ниже N |
Средний |
Средний |
N |
Высокий |
Средний |
Высокий |
Высокий |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
5. |
Настя К. |
Ниже N |
Низкий |
Высокий |
N |
Высокий |
Средний |
Высокий |
Средний |
Средний |
Высокий |
Средний |
Средний |
Таблица№2
Результаты первичного обследования уровня развития речи у экспериментальной группы детей
№ |
ИМЯ |
Первичное логопедическое обследование по речевой карте | |||||||||||
Интеллект |
Констр. деят-ть |
Моторное развитие |
Строение |
Артикуляционная моторика |
Общее звучание речи |
Понимание речи |
Произношение |
Фон. воспр-е и звук. анализ |
Словарь |
Грамм. строй, словоизменение и словообразование |
Связная речь | ||
1. |
Марина К. |
Ниже N |
Средний |
Средний |
N |
Высокий |
Высокий |
Средний |
Высокий |
Средний |
Средний |
Средний |
Высокий |
2. |
Павел Е. |
Ниже N |
Высокий |
Высокий |
N |
Средний |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Средний |
Высокий |
3. |
Максим Н. |
Ниже N |
Высокий |
Средний |
Ниже N |
Высокий |
Высокий |
Средний |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Средний |
Средний |
4. |
Настя К. |
Ниже N |
Средний |
Средний |
N |
Высокий |
Средний |
Высокий |
Средний |
Средний |
Средний |
Высокий |
Средний |
5. |
Варя М. |
Ниже N |
Высокий |
Высокий |
N |
Высокий |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
Высокий |
Средний |
После проведения коррекционной работы, включающей в себя задания на развитие речи, звукопроизношения, словаря и др. аспектов у детей с ЗПР мы видим, что отмечаются улучшения в показателях, полученных в результате повторной диагностики, которая проводилась по той же речевой карте, которую мы использовали и для первичной диагностики. Если при первоначальном обследовании у многих детей в обеих группах во многих разделах низкий уровень владения речью, а высокий почти не встречается, то при повторном обследовании низкого уровня практически нет ни у кого.
Выводы по главе 2
На основе анализа
психолого-педагогической литературы
мы провели диагностическое исслед
Нами была разработана коррекционная программа по улучшению уровня владения речью, при помощи которой мы планировали повысить показатели, полученные в результате первичной диагностики у участников эксперимента. После проведения комплекса занятий и упражнений мы провели итоговую диагностику по той же речевой карте, которую использовали при первом обследовании, в результате была отмечена некоторая динамика.
При более глубоком анализе, можно заметить, что в контрольной группе и при первом, и при итоговом обследовании показатели немного ниже, чем в экспериментальной. После проведения коррекционной работы в контрольной группе у некоторых обследуемых замечаем изменение показателей со среднего уровня до высокого. Некоторые показатели остаются неизменны. В то время, как в экспериментальной группе все показатели изменились на один, а по некоторым аспектам, на два балла.
Таким образом, мы можем отметить повышение уровня владения речью у всех участников эксперимента. В экспериментальной группе, в которой занятия проводись на третьем этапе по усложненной схеме с добавлением некоторых игр, упражнений и занятий замечены бале значительные улучшения, нежели в контрольной группе, в которой занятия проводились без изменений и усложнений.
Заключение
Развитие речи становиться все более актуальной проблемой в современном обществе. Снижается уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы, не менее опасной, чем экологическая.
Отсюда огромная важность
работы педагогов, занимающихся обучением
русскому языку, формированием речи
подрастающего поколения. Педагоги
создают благоприятную
Ребенок уже до школы должен приобрести практические знания о количестве, величине, форме предметов, уметь произносить слова четко и понятно, грамотно строить предложения. Ребенку надо уметь практически оперировать небольшими множествами (сравнивать, уравнивать, уменьшать и увеличивать), сравнивать предметы по некоторым параметрам (длине, ширине, тяжести и др.), применять условную мерку при измерении длины и ширины предметов, объемов жидких и сыпучих тел и т.д. Всему этому детей специально учат в детском саду. В других случаях они приобретают эти знания и навыки на основе общения с окружающими.
Логопедическая коррекционная
работа во вспомогательной школе
занимает важное место в процессе
коррекции и развития детей с
интеллектуальными нарушениями. Нарушения
речи у детей с ЗПР являются
очень распространенными и имею
В своей работе мы хотели
оценить уровень развития речи детей
с интеллектуальной недостаточностью
(дети с ЗПР) дошкольного возраста,
а затем подобрать и
В исследовании мы провели
анализ научной психолого-
Проведение занятий
привело к положительным
Наше исследование строилось на предположении того, что у детей дошкольного возраста с ЗПР отмечаются отклонения от нормального состояния речи, которые при специально подобранных методиках коррекционной работы будут нивелироваться. Полученные результаты доказали, что у детей с ЗПР действительно отмечаются нарушения речи, которые при помощи наших методик и коррекционных занятий нивелировались. Это и определяет достоверность выдвигаемой нами гипотезы.