Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 08:14, курсовая работа
Целью нашей работы является оценка уровня развития речи детей с интеллектуальной недостаточностью (дети с ЗПР) дошкольного возраста с дальнейшим подбором и апробированием методик по коррекции выявленных отклонений.
Объектом исследования стали дети с ЗПР старшего дошкольного возраста, находящиеся на лечении и обучении в ГОУ я/с №1478 компенсирующего вида для детей с ЗПР.
Предметом исследования является состояние речи у детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование аспекта работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном развитии 6
1.1 Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 6
1.2 Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с ЗПР. Специфика коррекционной работы 9
Выводы по главе 1 15
Глава 2. Экспериментальное исследование 16
2.1 Диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 16
2.2Проведение коррекционной работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном развитии 19
2.3Итоговая диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 20
Выводы по главе 2 22
Заключение 23
Список литературы 25
Эта лента широкая, а эта?___________________
5. Назвать профессии: Кто пишет книги?
Кто воспитывает детей?
Кто разносит газеты и журналы? и т. д.
XI. Грамматический строй, функции словоизменения и словообразования
— употребление существительных в разных падежах;
— именительный падеж;
— единственное и множественное число;
— игра «Найди себе пару»:
колесо- ____________________коса- ____________
стол- ____________________рука-_____
стул- ______________,_______дерево-
— родительный падеж множественного числа; Чего в лесу много?: *
куст- _____________________елки-
дерево- _____________________ ягоды-___________________
цветы- ___________________листья-____
— родительный падеж с отрицанием;
Игра «Чего нет»? (что это? — яблоко, чего нет? - яблока)
тетрадь- --------------______ помидор-
одеяло-------------__________ ветка- _
— дательный падеж;
Кому мальчик принес есть? _______
— винительный падеж;
Игра «Магазин»: что купишь?_____
Игра «Зоопарк»: кого видишь? _____
— творительный падеж;
Чем поливают грядки?___________
Чем девочка ест суп?_________
Чем мальчик режет хлеб? — предложный падеж;
На чем лежит предмет? —
У кого хобот? _____________ гребешок?
клюв? __________________ длинные уши?
— согласование существительного с прилагательным;
Какая по цвету?
редиска ___________ тетрадь ___________ ветка ___________
какое? яблоко_________ кресло _________ одеяло____________
какой? василек __________ помидор ____________
какие? варежки _______ помидоры_____________ карандаши_______
согласование числительного с существительным;
сосчитай утят ______________________________
кукол_________________________
употребление предлогов
(в, па, под, над, за); Где лежат карандаши?__________
Откуда я взяла карандаш? (из, с (со), из-за, из-под)
Игра «Угадай, куда спрятались игрушки?»________
словообразование (из 2-х слов — одно);
снег падает
______________________________
листья падают________________________
рыбу ловит____________________
прилагательные от существительных;
стол из дерева, значит какой?________
кружка ил железа _____________
стакан из стекла________________
комок из снега _________________
лодочка из бумаги________________
сапоги из кожи _________________
сапоги из резины________________________
существительные при помощи уменьшительных суффиксов;
большой стул, а маленький_____________________
рука-___________________ стакан______________________
птица-____________________ шапка-____________________
трава-__________________ ковер-_________________
XII. Связная речь
1. Вопросно-ответная форма (беседа)________________
2. Составление предложений по картинкам____________
3 Составление рассказа по сюжетной картине________
4. По серии картин_______________
5. Рассказ, описание (куклы, мишки)__________________
6.Пересказ рассказа (сказки)__________________
Приложение 2
Конспект занятия по связной речи
Тема: Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию.
Цели: Учить детей отвечать на вопрос развернутой фразой из трех-четырех слов, пересказывать текст, составленный из трех-четырех простых предложений, с наглядной опорой в виде натуральных объектов, предметов и действий с ними. Развивать внимание и словесно-логическое мышление детей.
Организационный момент. Логопед предлагает сесть только тому, кто повторит названия трех-четырех игрушек: машинка, кубик, мяч (робот, кукла, пирамидка; луноход, конструктор, коляска и т. п.).
1. Дети сидят
полукругом около игрового
2. Когда дети просмотрели выполненные мальчиком и девочкой действия, логопед задает вопросы, на которые просит отвечать полно и точно:
— Кто вошел в группу?
— Что взял Алеша?
— Что взяла Катя?
— Что строил Алеша?
— Кого кормила Катя?
(Вопрос что
делал? в начале обучения
3. Словарная работа. Логопед объясняет, что сейчас ребята будут подбирать слова и за каждое правильно сказанное слово они получат звездочку. Далее говорит: «Алеша выстроил башню, а что еще можно строить?».
Дети подбирают слова: строят дом (гараж, дачу, магазин, аптеку и т. п.). Логопед продолжает: «Катя кормила Барби, а что еще можно делать с куклой?»
(Логопед помогает
детям жестами,
4. Динамическая
пауза. Дети встают около
Девочки и мальчики прыгают, как мячики, Ножками топают, ручками хлопают, Головкой кивают, все вместе отдыхают.
5. На ковер выставляются три красные и одна желтая игрушки. Логопед просит детей убрать «лишнюю» игрушку (неподходящую по цвету остальным) и подталкивает ход рассуждений детей наводящими вопросами: «Какого цвета игрушки? Все они одного цвета?» и т.п. Таким же образом можно рассмотреть три большие игрушки и одну совсем маленькую («лишнюю» по размеру) и т.д.
6. Логопед напоминает детям о том, что делали в кукольном уголке Алеша и Катя, затем объясняет, что сейчас ребята услышат рассказ. Не торопясь, четко, громко и выразительно логопед рассказывает:
— Алеша и Катя вошли в группу. Алеша взял кубики. Катя взяла куклу Барби.
Алеша строил башню. Катя кормила куклу. Дети играли.
Логопед просит детей самих рассказать о том, что они видели. Начинается опрос с детей из сильной подгруппы. Опрашиваются трое-пятеро ребят.
7. Подводится итог занятия, оценивается деятельность детей.
Тема «в магазине игрушек»
Цель. Активизация и закрепление в речи детей слов-названий игрушек; тренировка в правильном употреблении выражений: «Сколько стоит?», «Скажите, пожалуйста...», «Дайте, пожалуйста...», «Получите, пожалуйста...», «Заверните, пожалуйста...».
Оборудование. Разнообразные игрушки с ценниками, чеки, деньги, стол (прилавок), табличка «Касса».
Перед уроком педагог проводит экскурсию в магазин. Воспитанники знакомятся с общим видом магазина, их внимание обращают на работу продавцов, кассиров. Педагог знакомит учащихся со словами «прилавок», «отдел», «чеки», «продавец», «кассир». В дальнейшем на занятии эти слова необходимо выделить, назвать несколько раз, записать на доске или укрепить на стенде карточки с записями этих слов, т.е. провести словарную работу.
Ход занятия:
Педагог: Сегодня у нас будет игра «В магазине игрушек». Вы научитесь выбирать понравившиеся игрушки, платить в кассу деньги, получать чеки и т.д.
Педагог напоминает воспитанникам о посещении магазина и спрашивает: «Какие вы видели игрушки? Кто продает их? Что можно спросить у продавца?» (Отвечая на последний вопрос, дети отраженно за педагогом повторяют вопросы и просьбы, с которыми они обратятся в магазине.)
3. Обучение диалогу с помощью дидактической игры «В магазине игрушек».
Непосредственно перед игрой ведущий отбирает для «продажи» игрушки, картинки, вещи, с названиями которых учащиеся хорошо знакомы. Вместе с детьми раскладывает эти предметы на столе (прилавке), устраивает кассу, изготавливает чеки. Затем дети выбирают продавца и кассира. Остальные воспитанники усаживаются на стулья напротив магазина.
Педагог: У нас открылся магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы сможете их купить. Но чтобы вам их продали, надо правильно спрашивать и отвечать на вопросы.
Во время «продажи» и «покупки» происходит разговор. Первым покупает игрушку педагог, давая речевой образец. Учитель: Я хочу купить мяч. Сколько он стоит? Продавец: Пятнадцать рублей. Покупатель идет в кассу. Покупатель: Получите пятнадцать рублей. Если кассир молча дает ему чек, учитель не берет его, а говорит: «Скажи: "Возьмите чек"». Кассир: Возьмите чек.
Затем покупатель возвращается к продавцу, отдает ему чек и говорит: «Дайте, пожалуйста, мяч». Продавец: Пожалуйста.
Далее педагог предлагает одному из учеников что-нибудь купить. При этом просит остальных учащихся следить, правильно ли говорит их товарищ.
Если ребенок - покупатель молча подходит к прилавку и берет куклу, педагог обращается к продавцу: «Не показывай — пусть скажет, какую игрушку он хочет посмотреть». Продавец: Скажи, какую игрушку ты хочешь посмотреть. Покупатель: Куклу. (Тянет ее у продавца.) Учитель: Скажи полным предложением. При затруднении ребенка правильно построить предложение педагог даёт образец вопроса («Можно посмотреть куклу?») и ученик его повторяет.
Взрослый обращается к детям: «О чем еще не спросил Алеша?» — «Сколько стоит?», «Сколько денег надо?» — раздаются голоса. Педагог говорит покупателю: «Спроси, сколько стоит?». Ученик: Сколько стоит?
Продавец называет цену игрушки.
Затем ребенок направляется в кассу и отраженно за педагогом говорит: «Получите двадцать рублей». Кассир: Возьмите чек.
(В начальный период обучения функции «кассира» и «продавца» выполняют воспитанники с наиболее сохранным интеллектом.)
Ребенок берет чек, подходит к продавцу и получает куклу. Занятие продолжается до тех пор, пока большинство детей не купят себе игрушки. Роль продавца и кассира воспитанники играют по очереди.
4. Итог занятия. Дети рассказывают, что они делали на занятии. Педагог обобщает результаты игры, затем обращается к детям: «Вы хорошо работали, многими я доволен. Но Маша и Слава плохо слушали, редко отвечали. Проверьте их, задайте им вопросы».
Лена: Маша, что мы делали?
Маша: В магазин играли.
Аня (обращаясь к Славе): Что купил в магазине, скажи.
Слава: Машинку купил.
(Такой прием весьма эффективен, воспитанники стараются быть строгими проверяющими, пытаются добиться от товарищей нужных высказываний.)
Аналогично проводятся занятия по знакомству с магазинами
«Канцелярские товары», «Овощи - фрукты»,
«Булочная» С каждым занятием помощь
взрослого уменьшается.
Тема занятия «Поездка в автобусе»
Цель. Закрепить в активной речи детей слова «автобус», «остановка», «пассажиры», «билет», «контролер»; развивать у воспитанников вопросно-ответную форму речи; умение правильно вести себя в транспорте.
Оборудование. Стулья, игрушечный руль, ящичек для кассы, монеты, проездные билеты, таблички с надписями «Остановка», «Вход», «Выход».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2.Знакомство с темой занятия.
Педагог показывает детям картину с изображением улицы и спрашивает: «Что нарисовано на картине?» Ребята перечисляют: автобус, троллейбус, трамвай, машина. «Как одним словом все это назвать?» — спрашивает педагог. Дети отвечают: «Транспорт».
(Далее проводится
короткая беседа о видах
3.Обучение диалогу по теме «В автобусе».
Дети расставляют стулья, прикрепляют знаки информации «Вход», «Выход». На высокой подставке устанавливается табличка «Остановка».Педагог : Кто хочет быть водителем? Дети: Я! Я хочу! Педагог: Водителем будет Коля.
Тот садится в кабину построенного из стульев автобуса. Учитель: Для проверки билетов нужен контролер. Кто им будет?
Дети: Я буду! Можно мне? Буду контролером! Педагог: Контролером будет Слава.
Дети выстраиваются в очередь на автобус, и между ними и педагогом развертывается примерно следующий диалог.
Педагог: Кто последний на автобус? Ребенок: Я последний.
Педагог: О чем еще люди спрашивают друг друга на остановке?
Дети: Вы давно стоите? Долго ждете? Как доехать
до
школы? На какой остановке нужно выходить?
И т.п.
Подъезжает «автобус», все рассаживаются
по своим местам. Вместе с педагогом ребята
декламируют стихотворение:
Вошли пассажиры, закрылись все двери.