Особенности коррекционной работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 08:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является оценка уровня развития речи детей с интеллектуальной недостаточностью (дети с ЗПР) дошкольного возраста с дальнейшим подбором и апробированием методик по коррекции выявленных отклонений.
Объектом исследования стали дети с ЗПР старшего дошкольного возраста, находящиеся на лечении и обучении в ГОУ я/с №1478 компенсирующего вида для детей с ЗПР.
Предметом исследования является состояние речи у детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование аспекта работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном развитии 6
1.1 Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 6
1.2 Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с ЗПР. Специфика коррекционной работы 9
Выводы по главе 1 15
Глава 2. Экспериментальное исследование 16
2.1 Диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 16
2.2Проведение коррекционной работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном развитии 19
2.3Итоговая диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 20
Выводы по главе 2 22
Заключение 23
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

«Особенности коррекционной работы по ра.doc

— 331.00 Кб (Скачать файл)

Эта лента широкая, а эта?___________________

5. Назвать профессии:  Кто пишет книги?

Кто воспитывает детей?

Кто разносит газеты и  журналы? и т. д.

XI. Грамматический строй, функции словоизменения   и   словообразования

—  употребление существительных в разных падежах;

—  именительный падеж;

—  единственное и  множественное число;

—  игра «Найди себе пару»:

колесо- ____________________коса- ____________

стол- ____________________рука-__________________

стул- ______________,_______дерево-

— родительный падеж  множественного числа; Чего в лесу много?: *

куст- _____________________елки-

дерево- _____________________ ягоды-___________________

цветы- ___________________листья-_____________________

— родительный падеж  с отрицанием;

Игра «Чего нет»? (что это? — яблоко, чего нет? - яблока)

тетрадь- --------------______ помидор-

одеяло-------------__________ ветка- _

—  дательный падеж;

Кому мальчик принес есть? _______

—  винительный падеж;

Игра «Магазин»: что купишь?_____

Игра «Зоопарк»: кого видишь? _____

—  творительный падеж;

Чем  поливают грядки?___________

Чем девочка ест суп?_________

Чем мальчик режет  хлеб? — предложный падеж;  

На чем лежит предмет? —

У кого хобот? _____________ гребешок?

клюв? __________________ длинные уши?

— согласование существительного с прилагательным;

Какая по цвету?

редиска ___________ тетрадь ___________ ветка ___________

какое? яблоко_________ кресло _________ одеяло____________

какой? василек __________  помидор ____________

какие? варежки _______ помидоры_____________ карандаши_______

согласование числительного  с существительным;

сосчитай утят  ______________________________

кукол______________________________

употребление предлогов (в, па, под, над, за); Где лежат карандаши?__________________

Откуда я взяла карандаш? (из, с (со), из-за, из-под)

Игра «Угадай, куда спрятались игрушки?»________

словообразование (из 2-х  слов — одно);

снег падает     _________________________________

листья  падают________________________________

рыбу ловит______________________

прилагательные от существительных;

стол из дерева, значит какой?________

кружка ил железа   _____________

стакан из стекла________________

комок из снега   _________________

лодочка из бумаги________________

сапоги из кожи _________________

сапоги из резины_________________________

существительные при помощи уменьшительных суффиксов; большой стул, а маленький________________________

рука-___________________ стакан______________________

птица-____________________ шапка-____________________

трава-__________________ ковер-_________________

XII.  Связная речь

1. Вопросно-ответная форма  (беседа)________________

2. Составление предложений  по картинкам____________

3 Составление рассказа по сюжетной картине________

4. По серии картин___________________________

5. Рассказ, описание (куклы,  мишки)__________________

6.Пересказ рассказа (сказки)__________________

  
Приложение 2

                               Конспект занятия по связной речи

Тема: Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

Цели: Учить  детей отвечать на вопрос развернутой  фразой  из  трех-четырех слов,   пересказывать   текст,   составленный   из   трех-четырех    простых предложений, с наглядной опорой в виде  натуральных  объектов,  предметов  и действий с ними. Развивать внимание и словесно-логическое мышление детей.

Организационный момент. Логопед предлагает сесть  только тому, кто повторит названия  трех-четырех  игрушек:  машинка,   кубик,   мяч   (робот,   кукла, пирамидка; луноход, конструктор, коляска и т. п.).

1. Дети сидят  полукругом около игрового уголка.  Логопед  предлагает  всем смотреть внимательно на то,  что  сейчас  произойдет.  В  помещение  входят мальчик и девочка из той лес группы, с которыми логопед  оговорил  заранее, какие действия необходимо им произвести.  Мальчик  берет  кубики  и  строит башню на ковре. Девочка кормит  куклу  Барби,  сидящую  на  стульчике.

2. Когда дети  просмотрели  выполненные   мальчиком  и  девочкой  действия, логопед задает вопросы, на которые просит отвечать полно и точно:


 —  Кто вошел в группу?

 —  Что взял Алеша?

 —  Что взяла Катя?

 —  Что строил Алеша?

 —  Кого  кормила Катя?

(Вопрос что  делал? в начале обучения вызывает  сложности  у  детей  данной категории.)

3. Словарная  работа. Логопед объясняет, что сейчас ребята будут  подбирать слова и за каждое правильно сказанное слово они  получат  звездочку.  Далее говорит: «Алеша выстроил башню, а что еще можно строить?».

Дети подбирают  слова: строят дом (гараж, дачу, магазин, аптеку и т. п.). Логопед продолжает: «Катя кормила Барби, а что еще можно делать с куклой?»

(Логопед помогает  детям жестами, подсказывающими  словами и т. п.)

4. Динамическая  пауза. Дети встают около своих  стульчиков. Логопед  читает стихотворение,   содержащее    словесные    команды.    Ребята    совершают соответствующие действия.

Девочки и мальчики прыгают, как мячики, Ножками топают, ручками хлопают, Головкой кивают, все вместе отдыхают.

5. На ковер  выставляются три красные и  одна желтая игрушки. Логопед  просит детей  убрать  «лишнюю»  игрушку  (неподходящую  по  цвету   остальным)   и подталкивает ход рассуждений  детей  наводящими  вопросами:  «Какого  цвета игрушки? Все они одного цвета?» и т.п. Таким же образом  можно  рассмотреть три большие игрушки и одну совсем маленькую («лишнюю» по размеру) и т.д.

6. Логопед напоминает  детям о том, что делали в  кукольном уголке  Алеша  и Катя, затем объясняет, что сейчас  ребята  услышат  рассказ.  Не  торопясь, четко, громко и выразительно логопед рассказывает:

— Алеша и  Катя вошли в группу. Алеша взял кубики. Катя взяла куклу Барби.

Алеша строил башню. Катя кормила куклу. Дети играли.

Логопед просит детей самих рассказать о том, что они  видели.  Начинается опрос с детей из сильной подгруппы. Опрашиваются трое-пятеро ребят.

7. Подводится  итог занятия, оценивается деятельность детей.


 

 

Тема «в магазине игрушек»

Цель. Активизация и закрепление в речи детей слов-названий игрушек; тренировка в правильном употреблении выражений: «Сколько стоит?», «Скажите, пожалуйста...», «Дайте, пожалуйста...», «Получите, пожалуйста...», «Заверните, пожалуйста...».

Оборудование. Разнообразные игрушки с ценниками, чеки, деньги, стол (прилавок), табличка «Касса».

Перед уроком педагог проводит экскурсию в магазин. Воспитанники знакомятся с общим видом магазина, их внимание обращают на работу продавцов, кассиров. Педагог знакомит учащихся со словами «прилавок», «отдел», «чеки», «продавец», «кассир». В дальнейшем на занятии эти слова необходимо выделить, назвать несколько раз, записать на доске или укрепить на стенде карточки с записями этих слов, т.е. провести словарную работу.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы занятия.

Педагог: Сегодня у нас будет игра «В магазине игрушек». Вы научитесь выбирать понравившиеся игрушки, платить в кассу деньги, получать чеки и т.д.

Педагог напоминает воспитанникам о посещении магазина и спрашивает: «Какие вы видели игрушки? Кто продает их? Что можно спросить у продавца?» (Отвечая на последний вопрос, дети отраженно за педагогом повторяют вопросы и просьбы, с которыми они обратятся в магазине.)

3. Обучение диалогу с помощью дидактической игры «В магазине игрушек».

Непосредственно перед  игрой ведущий отбирает для «продажи» игрушки, картинки, вещи, с названиями которых учащиеся хорошо знакомы. Вместе с детьми раскладывает эти предметы на столе (прилавке), устраивает кассу, изготавливает чеки. Затем дети выбирают продавца и кассира. Остальные воспитанники усаживаются на стулья напротив магазина.

Педагог: У нас открылся магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы сможете их купить. Но чтобы вам их продали, надо правильно спрашивать и отвечать на вопросы.

Во время «продажи»  и «покупки» происходит разговор. Первым покупает игрушку педагог, давая речевой образец. Учитель: Я хочу купить мяч. Сколько он стоит? Продавец: Пятнадцать рублей. Покупатель идет в кассу. Покупатель: Получите пятнадцать рублей. Если кассир молча дает ему чек, учитель не берет его, а говорит: «Скажи: "Возьмите чек"». Кассир: Возьмите чек.

Затем покупатель возвращается к продавцу, отдает ему чек и говорит: «Дайте, пожалуйста, мяч». Продавец: Пожалуйста.

Далее педагог предлагает одному из учеников что-нибудь купить. При этом просит остальных учащихся следить, правильно ли говорит их товарищ.

Если ребенок - покупатель молча подходит к прилавку и берет куклу, педагог обращается к продавцу: «Не показывай — пусть скажет, какую игрушку он хочет посмотреть». Продавец: Скажи, какую игрушку ты хочешь посмотреть. Покупатель: Куклу. (Тянет ее у продавца.) Учитель: Скажи полным предложением. При затруднении ребенка правильно построить предложение педагог даёт образец вопроса («Можно посмотреть куклу?») и ученик его повторяет.

Взрослый обращается к детям: «О чем еще не спросил Алеша?» — «Сколько стоит?», «Сколько денег надо?» — раздаются голоса. Педагог говорит покупателю: «Спроси, сколько стоит?». Ученик: Сколько стоит?

Продавец называет цену игрушки.

Затем ребенок направляется в кассу и отраженно за педагогом говорит: «Получите двадцать рублей». Кассир: Возьмите чек.

(В начальный период  обучения функции «кассира» и «продавца» выполняют воспитанники с наиболее сохранным интеллектом.)

Ребенок берет чек, подходит к продавцу и получает куклу. Занятие продолжается до тех пор, пока большинство детей не купят себе игрушки. Роль продавца и кассира воспитанники играют по очереди.

4. Итог занятия. Дети рассказывают, что они делали на занятии. Педагог обобщает результаты игры, затем обращается к детям: «Вы хорошо работали, многими я доволен. Но Маша и Слава плохо слушали, редко отвечали. Проверьте их, задайте им вопросы».

Лена: Маша, что мы делали?

Маша: В магазин играли.

Аня (обращаясь к Славе): Что купил в магазине, скажи.

Слава: Машинку купил.

(Такой прием весьма  эффективен, воспитанники стараются  быть строгими проверяющими, пытаются  добиться от товарищей нужных высказываний.)

Аналогично проводятся занятия по знакомству с магазинами 
«Канцелярские товары», «Овощи - фрукты», «Булочная» С каждым занятием помощь взрослого уменьшается.

 

Тема занятия «Поездка в автобусе»

Цель. Закрепить в активной речи детей слова «автобус», «остановка», «пассажиры», «билет», «контролер»; развивать у воспитанников вопросно-ответную форму речи; умение правильно вести себя в транспорте.

Оборудование. Стулья, игрушечный руль, ящичек для кассы, монеты, проездные билеты, таблички с надписями «Остановка», «Вход», «Выход».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2.Знакомство с темой занятия.

Педагог показывает детям картину с изображением улицы и спрашивает: «Что нарисовано на картине?» Ребята перечисляют: автобус, троллейбус, трамвай, машина. «Как одним словом все это назвать?» — спрашивает педагог. Дети отвечают: «Транспорт».

(Далее проводится  короткая беседа о видах городского  транспорта, его назначении; особо обращается внимание на правила поведения пассажиров. Затем педагог сообщает детям: «Сегодня мы будем учиться пользоваться автобусом, спрашивать и отвечать, какая остановка, сколько стоит билет и т.д.»).

3.Обучение диалогу по теме «В автобусе».

Дети расставляют стулья, прикрепляют знаки информации «Вход», «Выход». На высокой подставке устанавливается табличка «Остановка».Педагог : Кто хочет быть водителем? Дети: Я! Я хочу! Педагог: Водителем будет Коля.

Тот садится в кабину построенного из стульев автобуса. Учитель: Для проверки билетов нужен контролер. Кто им будет?

Дети: Я буду! Можно мне? Буду контролером! Педагог: Контролером будет Слава.

Дети выстраиваются в очередь на автобус, и между ними и педагогом развертывается примерно следующий диалог.

Педагог: Кто последний на автобус? Ребенок: Я последний.

Педагог: О чем еще люди спрашивают друг друга на остановке? 

Дети: Вы давно стоите? Долго ждете? Как доехать до 
школы? На какой остановке нужно выходить? И т.п. 
Подъезжает «автобус», все рассаживаются по своим местам. Вместе с педагогом ребята декламируют стихотворение:

Вошли пассажиры, закрылись  все двери.

Информация о работе Особенности коррекционной работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном развитии