Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 11:17, курсовая работа
Цель исследования: определить особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
2. Раскрыть понятие межличностных отношений в психологической науке;
3. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников;
4. Рассмотреть способы, приемы, методы способствующие развитию межличностных отношений младшего школьника;
5. Провести исследование на выявление групповой динамики.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы и проблемы межличностных отношений младшего школьника. ……………………………………………… 6
1.1 Понятие и характеристика межличностных отношений. Различные подходы к пониманию межличностных отношений………………………….. 6
1.2 Особенности межличностных отношений младшего школьника. .. 11 1.3 Способы, приемы, методы способствующие развитию межличностных отношений младшего школьника. ……………………………………… 18
Выводы по главе 1…………………………………………………………….. 31
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию межличностных отношений младших школьников……………………………………………. 33
2.1 Обоснование и описание выбранных методик…………………………… 33
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента… 43
Выводы по гл.2………………………………………………………………. 52
Заключение
Психологическая дистанция характеризует степень близости межличностных отношений партнеров по общению (приятельские, товарищеские, дружеские, доверительные), подчеркивает определенный этап в динамике развития межличностных отношений.
Межличностная совместимость — это оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности. Она основана на принципах сходства и взаимодополняемости. Показателями являются удовлетворенность совместным взаимодействием и его результатом. Вторичный результат — появление взаимной симпатии. Противоположный феномен совместимости — это несовместимость, а чувства, вызываемые ею — антипатия. Межличностная совместимость рассматривается как состояние, процесс и результат [Обозов 1979]. Она развивается в пространственно-временных рамках и конкретных условиях (нормальных, экстремальных и пр.), которые оказывают влияние на ее проявление.
Межличностная привлекательность — это сложное психологическое свойство личности, которое как бы «притягивает к себе» партнера по общению и непроизвольно вызывает у него чувство симпатии. Привлекательность человека зависит от его физического и социального облика, способности к сопереживанию и т. д. [журавлев.с.62]
Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определённых чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: эффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных появлений [25.с.2].
Таким образом, в современной психологии существуют различные подходы к пониманию межличностных отношений, каждый из которых имеет свой предмет изучения:
-социометрический (избирательные предпочтения детей);
- социокогнитивный (познание и оценка другого и решение социальных проблем):
- деятельностный (отношения как результат общения и совместной деятельности детей).
Младшее школьное детство - это период (7-11 лет), когда происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических и формирования основных социально-нравственных качеств личности. Для этой стадии характерны:
- доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных потребностей ребенка;
- доминирующая роль школы в формировании и развитии социально-познавательных интересов;
- возрастание способности ребенка противостоять отрицательным влияниям среды при сохранении главных защитных функций за семьей и школой. (Кулагина.с 124)
Переход от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту характеризуется рядом важнейших изменений происходящих в физическом, умственном и эмоциональном развитии школьника. Все более начинает проявлять себя мотивационно - потребностная сфера - сфера общения, эмоциональных контактов. Общаться его заставляет все более усложняющаяся учебная деятельность. Обычно дети начинают общаться по симпатиям, общности каких-либо интересов. Немалую роль играет и близость их места жительства и половых признаках.
По степени эмоционального вовлечения общения ребенка со сверстниками, оно может быть товарищеским и приятельскими. Товарищеское общение - эмоционально менее глубокое общение ребенка, реализуется в основном в классе и преимущественно со своим полом. Приятельское - как в классе, так и вне его и тоже в основном со своим полом.
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет труднее. И положение ребенка в структуре личных взаимоотношений со сверстниками также труднее будет исправить.
На положение ребенка в системе личных взаимоотношений влияет и такой
феномен как речевая культура.
Речевая культура общения состоит не только в том, что ребенок правильно произносит и правильно подбирает слова вежливости. Ребенок, обладающий только этими возможностями, может вызвать у сверстников чувство снисходительного превосходства над ним, так как его речь не окрашена наличием у него волевого потенциала, выражаемого в экспрессии, проявляемой уверенности в себе и чувстве собственного достоинства.
Именно усваиваемые и использованные ребенком средства эффективного общения в первую очередь определят отношение к нему окружающих людей. Общение становится особой школой социальных отношений. Ребенок пока бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Именно в условиях самостоятельного общения ребенок открывает для себя разнообразные стили возможного построения отношений [5,С.254]
В младшем
школьном возрасте происходит перестройка
отношений ребенка со взрослыми и сверстниками.
Реально имеется две сферы социальных
отношений: «ребенок - взрослый» и «ребенок
- дети». Эти сферы взаимодействуют друг
с другом через иерархические связи.
В сфере «ребенок - взрослый» помимо отношений
«ребенок - родители» возникают новые
отношения «ребенок - учитель», поднимающие
ребенка на уровень общественных требований
к его поведению.
Сложность усвоения специфики взаимоотношений с учителем, одноклассниками. Учитель - самая авторитетная личность для младших школьников, особенно в первые два года обучения. Его оценки, суждения воспринимаются как истинные, не подлежащие проверке, контролю. С одной стороны, ребенок тянется к учителю, в котором видит (точнее, хотел бы видеть!) прежде всего справедливого, доброго, внимательного человека. С другой - он чувствует и даже понимает, что учитель - это человек, который много знает, должен быть требовательным, уметь поощрять и наказывать, создавать общую атмосферу жизни и деятельности коллектива. Поэтому одна часть детей видят в своем учителе, прежде всего человеческое начало, а другая (гораздо более значительная) - именно педагогическое, «учительское» начало. Здесь многое определяется тем опытом, который накопил ребенок в детском саду.
В первом классе дети выбирают партнера в основном потому, что он «не дерётся», «не обижается», «дал конфету», «приносит вкусное», т.е. потому что товарищ не делает ему ничего плохого.
Итак, основными мотивами симпатии у первоклассников является примерное поведение, хорошая учёба, опрятный внешний вид, доброжелательное отношение к товарищам.[обухова.с.178]
Во втором классе дети мотивировали свой выбор определениями нравственными качествами товарища: добрый, отзывчивый, трудолюбивый, честный, дисциплинированный, вежливый, не ссорится, выполняет обязанности. Во втором классе появляются мотивы, связанные с содержательной стороной общения. Они обусловлены общностью интересов, совместным проведение досуга.
Между 7 и 10 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.
Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у ребенка складывается система личных отношений в классе. Ее основу составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими.
Данные социометрических исследований показывают, что положение ученика в системе сложившихся в классе межличностных отношений определяется рядом факторов, общих для разных возрастных групп. Так, например, дети, получающие наибольшее число от одноклассников («звезды»), характеризуются рядом общих черт: они обладают ровным характером, общительны, имеют хорошие способности, отличаются инициативностью и богатой фантазией; большинство из них хорошо учится; девочки отличаются привлекательной внешностью.
Группа школьников, имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, также обладает некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости, так и в замкнутости; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.
«Непривлекательные» для сверстников первоклассники характеризуются следующими особенностями: непричастность к классному активу; неопрятность; плохая учеба и поведение; непостоянство в дружбе; дружба с нарушителями дисциплины, а также плаксивость.
Таким образом, первоклассники оценивают своих сверстников, прежде всего по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель.
К концу младшего
школьного возраста критерии приемлемости
несколько меняются. При оценке сверстников
на первом месте также стоит общественная
активность, в которой дети уже ценят действительно
организаторские способности, а не просто
сам факт общественного поручения, данного
учителем, как это было в первом классе;
и по-прежнему красивая внешность. В этом
возрасте для детей значимость приобретают
и определенные личностные качества: самостоятельность,
уверенность в себе, честность. Примечательно,
что показатели, связанные с учением, у
третьеклассников менее значимы и отходят
на второй план. Для «непривлекательных»
Почти в каждом классе есть дети, которые не могут найти свое место в коллективе, испытывают трудности во взаимоотношениях с одноклассниками, так как их поведение воспринимается как неадекватное, непоследовательное, полное противоречий. Внутри детского коллектива можно наблюдать споры, конфликты, неприятие отдельных детей. Ребята, боясь остаться в одиночестве, объединяются в пары или мини – группы, часто мигрируют из одной группы в другую, что может восприниматься как предательство и приводит к конфликтам. Это связано с тем, что процесс понимания и осознания себя, особенностей своего характера, его сильных и слабых сторон у одних детей еще не включен, а у других претерпевает качественные изменения, связанные с приближением подросткового возраста. Как известно, новообразованием в этот период является способность к рефлексии родительского мнения и выработке собственной позиции по отношению к оценке взрослого. В связи с эти у ребенка появляется гамма новых чувств и ощущений. Дети, стремясь узнать себя, идут на эксперименты, которые часто воспринимаются сверстниками и взрослыми как демонстративное или агрессивное поведение и вызывают порицание окружающих. (школьный психолог с. 16)
При отсутствии инструментов самопознания, которые ребенок способен осознать и применить, процесс понимания и осознания себя носит неуправляемый характер. Высокий уровень понимания детьми нравственных качеств личности, познание своих сильных и слабых сторон, атмосфера доверия позволят ему, вслед за внутренними изменениями, изменить и свое поведение, а также поможет в понимании товарищей. (школьный психолог стр 16)
Дружба. По степени
эмоционального вовлечения общение ребенка
со сверстниками может быть товарищеским
и приятельским. Товарищеское, то есть
эмоционально менее глубокое общение
ребенка реализуется в основном в классе
и преимущественно со своим полом. Приятельское
— как в классе, так и вне его и тоже в основном
со своим полом (только 8% мальчиков и 11%
девочек — с противоположным полом). Численность
групп составляет в 1-м классе — по 2-3, в
3-м — по 4-5 человек.
Именно в младшем школьном возрасте появляется
социально-психологический феномен дружбы
как индивидуально-избирательных глубоких
межличностных детских отношений, характеризующихся
взаимной привязанностью, основанной
на чувстве симпатии и безусловного принятия
другого.
«Дети много выигрывают от близких, доверительных
отношений друг с другом. Благодаря дружбе
дети усваивают социальные понятия, овладевают
социальными навыками и развивают самоуважение»
[11,с. 537].
В младшем школьном возрасте наиболее
распространенной является групповая
дружба.
Я. Л. Коломинский предлагает рассматривать
так называемые первый и второй круги
общения школьников. В первый круг общения
входят «те одноклассники, которые являются
для него объектом устойчивого выбора,—
те, к кому он испытывает постоянную симпатию,
эмоциональное тяготение».
Однако круг общения школьника не ограничивается
только первым кругом. Среди оставшихся
имеются такие, выбирать которых для общения
ребенок постоянно избегает, и есть такие,
«в отношении которых ученик колеблется,
испытывая к ним большую или меньшую симпатию».
Эти последние и составляют «второй круг
общения» школьника.[8,с.208-212].
Личные характеристики детей, которые
служат основанием для взаимных выборов,
с возрастом меняются: если в 1-м и во 2-м
классе взаимные выборы детей определяются
их успехами или неуспехами в учебе —
соответственно 85% и 70% выборов (Матюхина
М. В. и др.), то в более старшем возрасте
положение школьника в группе уже больше
зависит, во-первых, от его личностных
качеств и, во-вторых, от характерных особенностей
самой группы (Реан А. А., Коломинский Я.
Л.).
Если иметь в виду только личностные качества,
то «популярности в группе вредит как
излишняя агрессивность, так и излишняя
застенчивость» [11, с. 541].
Способность делать выводы о мыслях, ожиданиях,
чувствах и намерениях других людей играет
центральную роль в понимании того, что
значит быть другом. Дети, которые могут
посмотреть на вещи глазами окружающих,
обладают лучшей способностью к формированию
крепких близких отношений с людьми. [8,
c. 371]
Информация о работе Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте