Особенности общения в социальных сетях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является общение как социально-психологический феномен.
Предметом исследования являются особенности общения пользователей социальных сетей.
Гипотеза: уровень коммуникативных навыков будет выше у активных пользователей социальных сетей, чем у людей не активных в социальной сети.
Изучение данной темы также дает возможность оценить роль социальной сети в современной жизни, выявить преимущества и недостатки виртуального общения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава. Психологические особенности общения в юношеском возрасте
1.Общение как научный феномен.
1.1 Структура, функции и основные понятия общения……………….5
1.2 Общение как психологическая проблема………………………….8
2. Общая характеристика юношеского возраста
2.1 Основные психологические особенности юношеского возраста
2.2 Общение в юношеском возрасте……………………………………15
2.3 Формы юношеского общения……………………………………….18
3. Общения в социальных сетях
3.1 История социальных сетей…………………………………………..22
3.2 Проблемы общения в социальных сетях……………………………24
Выводы по 1 главе………………………………………………………..28
Глава. Экспериментальное исследование особенностей общения в социальных сетях
Постановка проблемы и организация ее исследования………….33
Список литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая -особенности общения в социальных сетях.docx

— 72.34 Кб (Скачать файл)

Формирование  культуры и общественного сознания – от зарождения идей до их общественного  утверждения – происходит через  социальную коммуникацию.

Уточним смысл понятия коммуникация, латинский корень которого означает “совместный, общий, объединяющий, взаимный, обоюдный, предполагающий обмен знаниями и ценностями”. Сегодня во многих психологических, социологических и философских работах коммуникация рассматривается как фактор совместной деятельности людей, предполагающий активность его участников. При этом ученые принимают во внимание достижения семиотики и лингвистики, занимающихся анализом коммуникации.

Задача  семиотики (науки о знаковых системах) – выявление закономерностей  известных знаковых систем, их структурной  организации, функционирования и развития. Ядром общей семиотики является лингвосемиотика – наука об общественном обращении знаков естественного языка.

Задача  лингвистики (науки о естественном языке) – выявление закономерностей  становления, развития и функционирования естественного языка. Специфическая  особенность человеческого языка  – его членораздельность, внутренняя расчлененность высказывания на единицы  разных уровней (словосочетания, слова, морфемы, фонемы). В центре внимания лингвистики – внутренняя структура естественного языка, связи и сочетания его элементов. В структурной лингвистике вычленяют филологический, морфологический, лексический и синтаксический уровни. При этом исследуются национальные особенности языка в разные периоды его развития. Вместе с тем лингвистика изучает вопросы происхождения и развития языка, его связи с обществом. Изучение проблем коммуникации, анализ конкретного речевого поведения позволяют понять природу и сущность языка, принципы и закономерности его исторического развития.

Сегодня существуют смежные области знания о языке: этнолингвистика, психолингвистика, социолингвистика, социопсихолингвистика и др. В центре их внимания один объект – язык как система знаков и как единый принцип, лежащий в основе речи, диктующий ей свои правила. Сегодня в науке все, что связано с речью и языком, с одной стороны, изучают лингвисты, а с другой – исследователи коммуникации: философы, психологи, социологи. Однако первыми проблемы языка изучали всё-таки языковеды.

Структурная лингвистика, семиология (наука о знаках), семантика (наука о значениях) оказали существенное влияние на культурную антропологию. В 60-е гг. явления культуры начали рассматриваться по аналогии с феноменами языка (К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррида).

В XX столетии в лингвистике была открыта универсальная грамматика, которая стоит за синтаксическим разнообразием языков. Это открытие побудило антропологов перенести акценты с уникальности культур на поиск универсальных способов организаций культур.

Специфическая особенность человеческого языка  – наличие в нем высказываний о самом языке, т.е. язык способен к самоописанию (языкознание). Одна из главных проблем языкознания – происхождение языка. Здесь противоборствуют два старых воззрения – о сознательном изобретении слова людьми и о непосредственном создании его Богом.

Теория  сознательно-намеренного изобретения  языка утверждает: язык создан человеком  силою его разума и воли: “Язык  и слово в обширнейшем смысле, есть способность выражать понятия  членораздельными звуками; язык, в теснейшем смысле, есть содержание… собрание всех тех членораздельных звуков, которые какой-либо народ, по общему согласию, употребляет для взаимного сообщения, понятий”. При этом дар слова дан человеку как “естественный и необходимый”, а вот язык “есть нечто искусственное, произвольное, зависящее от людей”; “следствие договора, заключенного членами общества для сохранения общего единогласия ”.

В начале XIX в. ученые-языковеды подчеркивали роль грамматических правил языка, сохраняющих ею чистоту и точность, краткость и силу. Более того, правила призваны были сохранить самостоятельность и народность языка, когда он стал обретать черты, свойственные языку татар, литовцев, поляков. “Каждый язык, доколе не имеет своих собственных правил, известных, извлеченных из его внутренней природы, подвержен бывает частым изменениям от влияния на него других соседственных или даже отдаленных языков”.

Теория  о непосредственном создании языка  Богом, о “божественном создании языка в неразвитой форме” появилась, по свидетельству А.А. Потебни, задолго до теории намеренного изобретения языка, но и в XIX-XX вв. продолжает оставаться достаточно актуальной и влиятельной. Откровение языка понимают двояко: или Бог в образе человеческом был учителем первых людей, “или же язык открылся первым людям посредством собственной их природы”. Так или иначе первозданный язык был дан человеку, все остальные языки произошли позднее.

Сторонники  теории божественного создания языка  считают первозданный язык совершенным  по форме и содержанию. “Тот язык, - говорит К. Аксаков, - которым Адам в раю назвал весь мир, был один настоящий для человека; но человек  не сохранил первоначального блаженного единства первоначальной чистоты, для того необходимой. Падшее человечество, утратив первобытное и стремясь к новому высшему единству, пошло блуждать разными путями: сознание, одно и общее, облеклось различными призматическими туманами, различно преломляющими его светлые лучи, и стало различно проявляться”. А.А. Потебня не совсем разделяет мнение К. Аксакова: человечество утратило мудрость, дарованную ему изначально, а вместе с ней и достоинства первозданного языка. “История языка должна быть историей его падения. По-видимому, это подтверждается фактами: чем древнее флектирующий язык, тем он поэтичнее, богаче звуками и грамматическими формами; но это падение только мнимое, потому что сущность языка, связанная с ним мысль растет и преуспевает. Прогресс в языке есть явление… несомненное…”. Кроме того, “раздробление языков, с точки зрения истории языка, не может быть названо падением; оно не гибельно, а полезно, потому что… дает разносторонность общечеловеческой мысли”.

Приведённые теории, противоречивые по своей сущности, лежат у истоков языкознания. Они, по сути, не раскрывают вопроса о происхождении языка, поскольку рассматривают его как явление изначально заданное, а поэтому статичное, неразвивающееся. Эти ошибки попытался снять В. Гумбольт, который определяет язык как работу духа.

“Язык, - говорил Гумбольт, - есть не дело, не мертвое произведение, а деятельность, т.е. самый процесс производства. Поэтому его истинное определение может быть только генетическое: язык есть вечно повторяющееся усилие (работа) духа сделать членораздельный звук выражением мысли. Это – определение не языка, а речи, как она каждый раз произносится; но, собственно говоря, толь­ко совокупность таких актов речи есть язык. В языке образуется запас слов и система правил, посредством коих он в течение тысячелетий становится самостоятельной силой”.[14] Гумбольт не только улавливает двойственную сущность языка, считая его “столько же деятельностью, сколько и произведением”, он даёт новое направление языкознанию, указывая на связь языка и мышления: “Язык есть орган, образующий мысль”.

Таким образом, ученые приступают к исследованию образующегося посредством слова  понятия, без которого невозможно ис­тинное  мышление. При этом понятие рассматривается как индивидуальный акт отдельного лица. Вместе с тем указывается, что язык развивается только в обществе, потому что человек есть всегда часть целого, к которому принадлежит, - племени, народа, человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Общая  характеристика юношеского возраста

 

2.1. Основные  психологические особенности юношеского  возраста

 

Юношеский возраст - один из самых спутанных  и противоречивых в психологических представлениях и теориях. Спутанность и противоречивость представлений можно объяснить (как и подросткового возраста) становящимся характером самого возраста в истории цивилизации. По гипотезе Д.Б. Эльконина об историческом содержании детства, как подростковый, так и юношеский возраст исторически молоды и поэтому не обрели своей культурно-исторической формы и механизмов развития.

Юношеский возраст - период индивидуальной жизни, в котором становится способность деятельно, практически соотносить цели, ресурсы и условия для решения задач строительства собственной жизни, перспективы, характерной для взрослого человека (решение профессиональной, производственной задачи; проявление общественной позиции; осуществление общественно значимого поступка или действия; построение собственной семьи и т.п.).

Юность  не так давно выделилась в самостоятельный  период жизни человека, исторически  относясь к "переходному этапу" возмужания, взросления. Если у животных наступление взрослости достаточно тесно связано с возможностью самостоятельного существования и  произведения потомства, то в человеческом обществе критерием взросления становится не просто физическое возмужание, но и  овладение культурой, системой знаний, ценностей, норм, социальных традиций, подготовленность к осуществлению разных видов труда.

Юность  разделяют на раннюю и позднюю. Ранний юношеский возраст - это вторая стадия фазы жизни человека, названная взрослением или переходным возрастом, содержанием которой является переход от детства к взрослому возрасту. Определим возрастные рамки этой стадии, т.к терминология в области взросления несколько запутана. Внутри перехода от детства к взрослости границы между подростковым и юношеским возрастом условны и часто пересекаются. Никто не назовет 13-летнего мальчика юношей, а 18-19-летнего - подростком, но возраст между 14-15 и 16-17 годами не обладает такой определенностью и в одних случаях относится к юности, а в других - к концу отрочества. В схеме возрастной периодизации онтогенеза границы юношеского возраста обозначены между 17-21 годом для юношей и 16-20 годами для девушек, но в физиологии его верхнюю границу часто отодвигают к 22-23 годам у юношей и 19-20 годам у девушек. В связи с явлением акселерации границы подросткового возраста сдвинулись вниз и в настоящее время этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет. Соответственно раньше начинается юность. Ранняя юность-это старший школьный возраст-15-17лет. В это время вырастающий ребёнок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Позднюю юность считают периодом жизни молодого человека, который характеризуется самостоятельностью в решении задач строительства собственной жизни, перспективы, характерной для взрослого человека (решение профессиональной, производственной задачи; проявление общественной позиции; осуществление общественно значимого поступка или действия; построение собственной семьи и т.п.). Позднюю юность относят к 20-23 годам.

Границы юности связаны с возрастом обязательного  участия человека в общественной жизни. Юность - возраст обязательного  участия в выборах органов  государственной власти. В юности человек делает выбор внутренней позиции и это весьма многотрудная работа. Молодому человеку, обратившемуся  к анализу и сопоставлению  общечеловеческих ценностей и своих  собственных склонностей и ценностных ориентаций, предстоит сознательно  разрушить или принять исторически  обусловленные нормативы и ценности, которые определили его поведение  в детстве и отрочестве. Он выбирает для себя неадаптивную или адаптивную позицию в жизни, при этом считает, что именно избранная им позиция является единственно для него приемлемой и, следовательно, единственно правильной .

Юность  направлена на поиск своего места  в мире. Но как бы ни была она интеллектуально  готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает ещё нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких и других людей.

Часто юность считают бурной, объединяя  её в один период с подростковым возрастом. Поиски своего места в  этом мире, поиски смысла жизни могут  стать особенно напряжёнными. Возникают  новые потребности интеллектуального  и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем. Этот период у одних  может оказаться напряженным, а  у других плавно и постепенно передвигаться  к переломному моменту в своей  жизни. При благополучном протекании ранней юности старшеклассника радует спокойный упорядоченный уклад  жизни, им не свойственны романтические  порывы, у них хорошие отношения  с родителями и учителями. Но при  этом дети менее самостоятельны, более  пассивны, иногда более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях. Вообще считается, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста. Те, кто прошёл через них, обычно в большей мере независимы, творчески относятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим  принимать самостоятельные решения  в сложных ситуациях по сравнению  с теми, у кого процесс формирования личности проходил в это время  легко. Существуют ещё два варианта развития. Это, во-первых, быстрые, скачкообразные изменения, которые благодаря высокому уровню саморегуляции хорошо контролируются, не вызывая резких эмоциональных срывов. Старшеклассники рано определяют свои жизненные цели и настойчиво стремятся к их достижению. Однако у них слабее развиты рефлексия и эмоциональная сфера. Другой вариант связан с особенно мучительными поисками своего пути. Такие дети не уверены в себе, и себя плохо понимают. У них недостаточное развитие рефлексии, отсутствие глубокого самопознания. Такие дети импульсивны, непоследовательны в поступках и в отношениях, недостаточно ответственны. Часто они отвергают ценности родителей, но вместо этого не в состоянии предложить ничего своего.

Главное психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего  мира. Обретая способность погружаться  в себя, в свои переживания, юноша  заново открывает целый мир новых  эмоций, красоту природы, звуки музыки. Он (юноша) начинает воспринимать и  осмысливать свои эмоции уже не как  производные от каких-то внешних  событий, а как состояния собственного “Я". Вместе с осознанием своей  уникальности, неповторимости, непохожести  на других приходит чувство одиночества. Юношеское “Я “ ещё неопределённо, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или  ощущение внутренней пустоты, которую  необходимо чем-то заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении.

Информация о работе Особенности общения в социальных сетях