Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 11:17, курсовая работа
Объектом исследования является общение как социально-психологический феномен.
Предметом исследования являются особенности общения пользователей социальных сетей.
Гипотеза: уровень коммуникативных навыков будет выше у активных пользователей социальных сетей, чем у людей не активных в социальной сети.
Изучение данной темы также дает возможность оценить роль социальной сети в современной жизни, выявить преимущества и недостатки виртуального общения.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава. Психологические особенности общения в юношеском возрасте
1.Общение как научный феномен.
1.1 Структура, функции и основные понятия общения……………….5
1.2 Общение как психологическая проблема………………………….8
2. Общая характеристика юношеского возраста
2.1 Основные психологические особенности юношеского возраста
2.2 Общение в юношеском возрасте……………………………………15
2.3 Формы юношеского общения……………………………………….18
3. Общения в социальных сетях
3.1 История социальных сетей…………………………………………..22
3.2 Проблемы общения в социальных сетях……………………………24
Выводы по 1 главе………………………………………………………..28
Глава. Экспериментальное исследование особенностей общения в социальных сетях
Постановка проблемы и организация ее исследования………….33
Список литературы…………
Все
вопросы разделены авторами на 5
типов коммуникативных
- ситуации, в которых требуется реакция
на положительные высказывания партнера
(вопросы 1, 2, 11, 12)
- ситуации, в которых подросток (старшеклассник)
должен реагировать на отрицательные
высказывания (вопросы 3, 4, 5, 15, 23, 24)
- ситуации, в которых к подростку (старшекласснику)
обращаются с просьбой (вопросы 6, 10, 14,
16, 17, 25)
- ситуации беседы (13, 18, 19, 26, 27)
- ситуации, в которых требуется проявление
эмпатии (понимание чувств и состояний
другого человека (вопросы 7, 8, 9, 20, 21, 22).
Обработка и анализ результатов: Отметьте, какой способ общения Вы выбрали (зависимый, компетентный, агрессивный) в каждой предложенной ситуации в соответствии с ключом. Проанализируйте результаты: какие умения у Вас сформированы, какой тип поведения преобладает?
Блоки умений:
1. Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника - вопросы 1, 2, 11, 12.
2. Реагирование на справедливую критику - вопросы 4, 13.
3. Реагирование на несправедливую критику - вопросы 3, 9.
4. Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника - вопросы 5, 14, 15, 23, 24.
5. Умение обратиться к сверстнику с просьбой - вопросы 6, 16.
6. Умение ответить
отказом на чужую просьбу,
7. Умение самому оказать сочувствие, поддержку - вопросы 7, 20.
8. Умение самому
принимать сочувствие и
9. Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность - вопросы 18, 26.
10. Реагирование на попытку вступить с тобой в контакт - вопросы 19, 27.
Методика «Шкала эмоционального отклика»А. Меграбяна и Н. Эпштейна
Для исследования эмпатии используется методика «Шкала эмоционального отклика» (Balanced Emotional Empathy Scale — BEES). Этот опросник был разработан Альбертом Меграбяном (Albert Mehrabian) и модифицирован Н. Эпштейном. С точки зрения А. Меграбяна, эмоциональная эмпатия — это способность сопереживать другому человеку, чувствовать то, что чувствует другой, переживать те же эмоциональные состояния, идентифицировать себя с ним. Как показали исследования, эмоциональная эмпатия связана с общим состоянием здоровья человека, его социальной адаптированностью и отражает уровень развития навыков взаимодействия с людьми.
Опросник состоит из 25 суждений закрытого типа — как прямых, так и обратных. Испытуемый должен оценить степень своего согласия/несогласия с каждым из них. Шкала ответов (от «полностью согласен» до «полностью не согласен») дает возможность выразить оттенки отношения к каждой ситуации общения. По сравнению с исходным вариантом опросника несколько изменена шкала ответов, составлены таблицы пересчета «сырых» баллов в стандартные оценки.
Методика «Измерение коммуникативной и социальной компетентности» (КОСКОМ). В. Н. Куницына. Предназначена для измерения социальной компетентности как сложного многоуровневого психол. образования, в к-рое также входит социально-психол. компетентность. Опросник состоит из 90 суждений, к-рыми выявляются 15 шкал. 8 шкал измеряют конкретные личностные свойства. К ним относятся: 1) понимание людей (ПЛ); 2) понимание ситуаций (ПС); 3) сноровка, хватка, предприимчивость (СН); 4) моральные установки (МУ); 5) мотивация достижения (МД); 6) эмоциональная устойчивость (Эст); 7) стабильность человеческих отношений (ОТ); 8) уверенность (УВ). 2 шкалы КОСКОМ: 9) имидж; 10) эго-компетентность измеряют знание о себе и склонность работать над собственным обликом, своим имиджем, способность к самопрезентации; 11) Шкала социально-психол. компетентности. Отражает широту и требования репертуара ролевого поведения, знание механизмов человеческого взаимодействия, умение решать межличностные проблемы, умение ладить с людьми; 12) Шкала коммуникативной компетентности; 13) Шкала вербальной компетентности. Эти 2 шкалы измеряют степень речевой умелости и сформированности навыков взаимодействия; 14) Шкала оперативной социальной компетентности (ОСК, социальная компетентность сегодняшнего дня). Эта шкала измеряет не конкретные профессиональные и прочие знания, а общую социальную ориентацию и осведомленность; 15) Шкала лжи.
Мотивация аффиляции.
Модификация теста-опросника А.Мехрабиана (М.Ш. Магомед-Эминов).
Тест-опросник мотивации аффиляции (ТМА) предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности, входящих в структуру мотивации аффиляции: стремление к принятию (СП) и страха отвержения (СО).
Методика
применима для измерения
Тест представляет собой опросник, состоящий из двух шкал: шкалы мотива (СП) и шкалы мотива (СО).
Также нами была разработана анкета.
Анкета
Ваш пол-
Ваш возраст-
А) от 1 часа до 3
Б) от 4 часов до 7
В) нахожусь там всегда
Г) захожу изредка
А) до 10 человек
Б) от 10 до 50
В) от 100 до 500
Г) от 500 и выше
А) да
Б) нет
А) от 5 до 20
Б) от 20 до 50
В) от 50 и выше
А) переписываюсь с друзьями
Б) слушаю музыку/видео
В) сижу в подписках
Г) сижу в приложениях
Д) все перечисленное
А) ежедневно
Б) несколько раз в неделю
В) несколько раз в месяц
Г) пару раз в год
Д) поставил фотографию, когда создал страницу, больше не менял
А) от 1 до 3
Б) от 3 до 10
В) от 10 и больше
8) Как часто вы дарите подарки в социальных сетях ? _______________
А) до 10
Б) от 10 до 50
В) от 50 и более
Г) мне не отправляли подарки
Список литературы
1. Белинская Е Жичкина А. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 165 с.
2. Горявский Ю. Назад в будущее // Мир Internet. №10 М 2001 35 с.
3. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете М.: Дашков и Ко, 2004. – 117 с.
4. Искусство общения в Интернет, или сказкотерапия в действии // Мир ПК. – 2003 215 с.
5. Крол Эд. Всё об Internet: Руководство и каталог. – Киев: BHV, 2002. – 156 6. Мэтт Гофф. Сетевой ликбез // Спецвыпуск Хакера. – 2001. – №7.
7. Образование. Коммуникация.
8. Петрова Н.П. Компьютерное
9. Петров К. Мобильная революция // Мир Internet. – 2001. – №5
10. Симонович С.В Евсеев Г. А Мураховский В. И. Вы купили компьютер:Полное руководство для начинающих в вопросах и ответах. – М.: АСТ–ПРЕСС; Инфорком–Пресс, 2006. – 544с
11. Эйдман, И. В. Прорыв в будущее : социология интернет-революции / Игорь Эйдман. - М. : О.Г.И., 2007. - 380 с.
12. Http://internet.strana.ru/.
13. Http://www.gumer.info.ru/
14. WWW.expert.ru/
15. WWW.psychology.ru/
16 http://internet.ru/
17 http://www.social-networking.
18 http://www.alexa.com/