Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 14:22, курсовая работа
В работе представлен теоретический анализ развития образной и словесной памяти у детей с нарушением слуха младшего школьного возраста, а также практическая часть исследования особенностей образной и словесной памяти у детей с нарушением слуха младшего школьного возраста с обоснованием блока диагностических методов, базы и выборки исследования и анализом полученных результатов
ВВЕДЕНИЕ 3
Теоретический анализ развития образной и словесной памяти у детей с нарушением слуха младшего школьного возраста 6
Определение памяти. Процессы и виды памяти 6
Развитие памяти у детей младшего школьного возраста 13
Характеристика психического развития детей с нарушениями
слуха 19
Развитие образной и словесной памяти у детей с нарушениями
слуха 23
Исследование особенностей образной и словесной памяти у детей с нарушением слуха младшего школьного возраста 28
Обоснование блока диагностических методов, базы и выборки исследования 28
Анализ результатов эмпирического исследования 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
Вместе с тем сам по себе процесс обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей носит характер творческих поисков, нуждается в новых способах усовершенствования практики. В связи с этим необходимо изучение характера особенностей психического развития детей данной категории, и в частности памяти, так как именно благодаря памяти происходит накопление ребенком знаний умений и навыков.
Понимая актуальность этой проблемы мы посчитали важным исследовать особенности развития памяти у детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста, предположив, что именно в этом возрасте явно прослеживаются все особенности этого психического процесса. Исходя из того, что зрение у глухих и слабослышащих детей играет компенсаторную функцию, мы предположили, что и память этих детей главным образом опирается на зрительное восприятие. Таким образом, нами была выдвинута гипотеза о том, что у детей с нарушениями слуха в младшем школьном возрасте уровень развития образной памяти выше уровня развития словесной памяти.
При изучении психологической и дефектологической литературы мы смогли пронаблюдать, что многие известные ученые, занимавшиеся этой проблемой и проводившие множество исследований, приходили к такому заключению.
Мы провели свое эмпирическое исследование особенностей памяти у детей младшего школьного возраста имеющих нарушения слуха, в ходе которого выяснили, что это не факт. То есть, говоря иными словами, в данном исследовании наша гепотез не нашла своего подтверждения.
Исходя из результатов проведенной работы, мы делаем вывод, что своевременное выявление первичного отклонения, правильная коррекция вторичных дефектов, регулярное и систематическое занятие с детьми позволяют им развиваться согласно возрастным нормам, т.е. как в нашем случае образная память детей с нарушениями слуха не обгоняет в своем развитии словесную память и наоборот, уровень словесной памяти не превышает уровня образной памяти. Оба данных вида памяти развиваются в соответствии с законами развития здоровых детей, а какие-либо преобладания у конкретных индивидов того или другого вида памяти может быть связано с особенностями их характерологических свойств.
С помощью проводимых психолого-педагогических исследований сурдопсихология раскрывает, какими путями и средствами следует воспитывать и обучать глухих и слабослышащих детей, чтобы, учитывая особенности, обеспечить им компенсаторное развитие, и дает психолого-педагогические рекомендации к совершенствованию процесса обучения и воспитания.
Конечно, проведенное нами исследование большой роли в вопросах сурдопсихологии и сурдопедагогики не сыграет, но полученные в ходе него результаты могут быть использованы при составлении статистических данных об уровне развития памяти у детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение А
В данном приложении представлены сырые баллы исследования.
Ф.И. |
Запоминание предметов |
Заучивание 6 слов |
Геометрические фигуры |
Слова | ||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
c |
m |
n |
B |
T |
A |
c |
m |
n |
B |
T |
A | |
Ч.К. |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
36 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
16 |
8 |
0 |
2 |
80 |
25 |
105 |
6 |
2 |
2 |
50 |
35 |
85 |
Х.К. |
6 |
5 |
6 |
6 |
5 |
5 |
33 |
- |
1 |
1 |
3 |
3 |
1 |
9 |
7 |
3 |
0 |
57,1 |
25 |
82,1 |
4 |
2 |
4 |
25 |
40 |
65 |
Н.Н. |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
36 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
10 |
10 |
0 |
0 |
100 |
19 |
119 |
7 |
0 |
3 |
70 |
33 |
103 |
Т.Н. |
4 |
4 |
5 |
5 |
6 |
6 |
31 |
- |
- |
1 |
1 |
2 |
1 |
5 |
6 |
2 |
2 |
50 |
30 |
80 |
6 |
1 |
4 |
50 |
47 |
97 |
М.Е |
5 |
5 |
6 |
6 |
6 |
5 |
32 |
- |
1 |
1 |
2 |
2 |
- |
6 |
9 |
0 |
1 |
90 |
23 |
113 |
6 |
1 |
3 |
55,5 |
42 |
97,5 |
В.А. |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
36 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
13 |
10 |
0 |
0 |
100 |
18 |
118 |
8 |
0 |
2 |
80 |
31 |
111 |
Е.М. |
3 |
4 |
5 |
4 |
5 |
3 |
24 |
- |
- |
- |
1 |
1 |
- |
2 |
5 |
2 |
3 |
37,5 |
36 |
73,5 |
3 |
2 |
5 |
12,5 |
67 |
79,5 |
Ср. |
32,5 |
8,7 |
98,6 |
91,1 |
Информация о работе Особенности памяти детей с нарушением слуха