Особенности проявления темпераментов подростков в учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение особенностей проявления темпераментов в обучении.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность темперамента его свойств и типов.
2.Проанализировать характеристику особенностей подросткового возраста и темпераментов у подростков.
3.Представить психологическую характеристику учебной деятельности и определить требования учебной деятельности к личности ученика.
4.Выявить особенности проявления темпераментов в разных учебных ситуациях.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Психологическая характеристика темперамента подростков как предмет научного познания …………………………………………………… 6
1.1. Сущность темперамента, его свойств и типов ……………………6
1.2. Особенности проявления подросткового возраста и темперамента у подростков………………………………………………………………………. 13
1.3. Характеристика учебной деятельности и её требования к личности учащегося………………………………………………………………………. 19
Глава 2. Выявление особенностей проявления темперамента в разных учебных ситуациях…………………………………………………………...... 25
2.1. Описание методов исследования………………………………….……… 25
2.2. Анализ результатов исследования………………………………..……… 29
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Officeт Wordк.docx

— 67.60 Кб (Скачать файл)

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА  ПО  ДИСЦИПЛИНЕ ПСИХОЛОГИЯ

 

 Особенности проявления темпераментов подростков в учебной деятельности

 

 

Работу выполнила:

 

 

 

 

 

Пинск, 2012

 

 

 

 

 

Содержание 

                                                                                     стр.

Введение ……………………………………………………………………….    3

Глава 1.  Психологическая характеристика темперамента подростков как предмет научного познания ……………………………………………………  6

1.1. Сущность темперамента, его свойств и типов ……………………6         1.2. Особенности проявления подросткового возраста и темперамента у подростков………………………………………………………………………. 13

1.3. Характеристика учебной деятельности и её требования к личности учащегося……………………………………………………………………….  19

Глава 2. Выявление особенностей проявления темперамента в разных учебных ситуациях…………………………………………………………......  25 

2.1. Описание методов исследования………………………………….……… 25

2.2.  Анализ результатов исследования………………………………..……… 29

Заключение 

Список  использованной литературы

Приложение

 

 

 

 

 

Введение

Проблема, о которой пойдет речь, занимает человечество уже более 25 столетий. Она называется красивым и звучным словом – темперамент. Люди начинаются знакомиться с понятием «темперамент» очень рано. Еще  в детстве мы замечаем, что одни из нас более подвижные, веселые  настойчивые, а другие медлительные застенчивые, неторопливые в словах и поступках. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.

Известный психолог Мерлин писал: «Представьте себе две реки –  одну спокойную, равнинную, другую –  стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов и брызг. Течение  второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены… Нечто подобное можно  наблюдать и в поведении  людей».

Темперамент легко определить по скорости движений человека, по темпу  его речи, по умению быстро и легко  включаться в работу, по отзывчивости на чувства других людей, по умению увлекаться делом, проявляя при этом большую настойчивость и страстность, по суетливости, по желанию общаться с товарищами, по быстроте смены  настроений, по смелости и даже по выражению  лица и тембру голоса. Приведенные  выше примеры подводят к пониманию  того, что темперамент является динамической характеристикой человека и что  от темперамента зависят психический  темп и ритм, быстрота возникновения  чувств, их длительность и устойчивость, смекалистость, направленность на определенные контакты с предметами и людьми, на интерес человека к себе или  другим.

Изучение типа темперамента в подростковом возрасте является актуальной для современной психологии проблемой. Период отрочества характеризуется динамичными изменениями всех физиологических систем и психических функций. Одновременно с этим, подростку приходится осваивать новые социальные роли и функции, перестраивать отношения с окружающим миром, изменять представления о себе как о личности. Особенности проявления темперамента мы можем наблюдать в повседневной жизни. И так как учебная деятельность является неотъемлемой частью жизни, то особенности темперамента проявляются и в ней. Деятельность учителя предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, к ним мы также можем отнести и особенности темперамента. Поэтому педагогу необходимо знать, какие типы темперамента преобладают среди его учеников, и как они влияют на учебную деятельность учащихся. Так как ему необходимо учитывать это при подготовке к урокам.

Наукой точно не указано, на сколько темп работы на уроке, скорость усвоения нового материала учащимися, уровень понимания нового материала  и последующая правильность выполнения заданий зависит от типов темперамента.

Вопрос темперамента затрагивал умы многих ученых, еще в Древней  Греции врач Гиппократ предложил  концепцию темперамент. Б.М. Теплов дает свое определение темперамента. Такие ученые как Э. Кречмер и  У. Шелдон предлагали свои типологии  темпераментов, они связывали их с особенностями телосложения, т.е. конституцией и получили название конституционных  типологий. Одним из ученых, который  внес существенный вклад в научное  понимание темперамента, является И. П. Павлов. Он выделил четыре ярко выраженных типа ВНД , которые соответствуют  четырем типам темперамента. Многие ученые изучали возрастные особенности  подростков. Первым подростковый возраст  выделил как время второго, самостоятельного рождения в жизнь и роста самосознания человека Ж.Ж. Руссо. Основные идеи, которые и сегодня составляют ядро психологии подросткового возраста, были изложены в труде С. Холла «Взросление». В отечественной психологии основы понимания закономерностей развития в подростничестве заложены в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман и др. Но особенности проявления темпераментов подростков в учебной деятельности  обоснованно не были изучены не одним из ученых.

Целью данной работы является определение особенностей проявления темпераментов в обучении.

Исходя из цели были поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность темперамента его свойств и типов.
  2. Проанализировать характеристику особенностей подросткового возраста и темпераментов у подростков.
  3. Представить психологическую характеристику учебной деятельности и  определить требования учебной деятельности к личности ученика.
  4. Выявить особенности проявления темпераментов в разных учебных ситуациях.

 

Объект исследования:  учебная деятельность.

Предмет исследования:  особенности  темпераментов подростков как предмет  научного познания.

  1. Методы исследования:  анализ научной литературы; опросник Г.Ю. Айзенка; метод изучения продуктов деятельности учащихся; наблюдение.

Гипотеза исследования:  Темп, динамика и характер содержания учебной работы будут зависеть от типа темперамента.

Глава 1. Психологическая характеристика темпераментов подростков как предмет научного познания.

    1. Сущность темперамента, его свойств и типов.

От рождения человек обладает определенными, присущими только ему  психологическими свойствами.  Эти  свойства одинаково проявляются  в различной деятельности  независимо от её содержания и остаются сравнительно постоянными на протяжении всей жизни. В своих взаимосвязях эти индивидуальные свойства образуют типы темперамента. Слово «темперамент» - латинского происхождения (temperamentum) , означает соразмерность, «соотношение частей». Темперамент – это индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия.

Темперамент является биологическим фундаментом личности, т.е., основан на свойствах нервной системы, связан со строением тела человека, (его конституцией), с обменом веществ в организме. И.П. Павлов раскрыл закономерности высшей нервной деятельности, установил, что в основе темперамента лежат те же причины, что и в основе индивидуальных особенностей условно-рефлекторной деятельности человека, — свойства нервной системы. Эти свойства являются наследственными и чрезвычайно плохо поддаются изменению.

К основным свойством нервной системы относятся:

1) сила нервной системы,  т. е. сила процессов возбуждения  и торможения. От этого свойства  зависит работоспособность клеток  коры головного мозга, их выносливость;

2) подвижность нервных  процессов (скорость смены возбуждения  торможением и наоборот). По этому  свойству нервной системы у разных людей индивидуальные различия проявляются особенно ярко;

3) уравновешенность нервной  системы (степень соответствия  силы возбуждения силе торможения). Это свойство также у разных людей проявляется по-разному. Известно, например, что нередко тормозной процесс отстает по своей силе от возбудительного процесса. [1, с 7-9] Академик И. П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса — возбуждение и торможение — отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные: по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности: 1) «безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы  соответствует темпераменту холерика);  2) «живой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной  системы соответствует темпераменту сангвиника); 3) «спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы соответствует темпераменту флегматика); 4) «слабый» (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип нервной системы обусловливает темперамент меланхолика).

Темперамент человека есть не что иное, как психическое проявление типа высшей нервной системы. [ 6, c 159]

В 50-е годы XX в. в лаборатории  В.И. Теплова - В.Д. Небылицына были предприняты  экспериментальные исследования свойств  нервных процессов, в результате которых типология И.П. Павлова  была дополнена новыми сведениями, среди которых такие свойства, как:

-динамичность нервных  процессов со стороны возбуждения  (по быстроте и легкости выработки  положительных условно-рефлекторных связей);

- лабильность нервных  процессов - свойство, определяющее  скорость возникновения и прекращения  возбудительного или тормозного процесса;

- сенситивиость определяется нижними порогами анализаторных систем. Хотя это свойство нередко совпадает с показателями слабости нервных процессов, бывает немало исключений когда сильный тип высшей нервной деятельности сочетается с высокой сенситивностью. Она характеризуется наименьшей силой внешних воздействий, провоцирующих психическую реакцию и скоростью ее возникновения;

-пластичность нервной  системы как способность к  быстрой переделке рефлекторных  реакций показывает насколько  легко человек приспосабливается к изменившимся условиям; легкость переключения с одного вида занятий на другой или изменение поведения в общении.

- ригидность - это трудность  перестройки, приспособления к  новым условиям, что связано с  низкой пластичностью нервной  системы.

При современной психологической  характеристике темпераментов , кроме  упоминаемых выше типологических черт, рассматривают также ряд других свойств высшей нервной деятельности.

- Реактивность характеризуется  быстротой и энергичностью произвольных  ответных психических реакций.  Это во многом совпадает с  понятие подвижности нервных  процессов. 

-Активность демонстрирует  степень энергичности, интенсивности  воздействия субъекта на внешний мир, преодоление препятствий для достижения цели, его стремление проявить себя, настойчивость, сосредоточенность.

-Экстраверсия, интроверсия  - определяют, от чего преимущественно  зависят реакции и деятельность  человека — от внешних впечатлений,  возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт);

-Эмоциональная возбудимость  характеризуется тем, насколько  слабое воздействие необходимо  для возникновения эмоциональной  реакции и с какой скоростью  она возникает.[3,с 186-187]

 

К свойствам темперамента, по мнению В.С. Мерлина, можно отнести  «индивидуальные особенности, которые: 1) регулируют динамику психической деятельности в целом; 2) характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов; 3) имеют устойчивый и постоянный характер, сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени; 4) находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента; 5) однозначно обусловлены общим типом нервной системы.» [2, с. 365].

В чистом виде темпераменты встречаются  сравнительно редко. Обычно у человека преобладают черты какого-либо одного темперамента, но при этом могут наблюдаться и отдельные черты, свойственные другому темпераменту. Однако для правильного индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания, т. е. для практических нужд, вполне можно исходить из общей оценки темперамента, ориентируясь на его основную характеристику, не вдаваясь в особые тонкости и детали. Условно можно считать, что каждый ученик тяготеет к одному из четырех типов темперамента. [4,с 397]

 Холерик — это человек, нервная система которого  определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности  с отрицательными циклами спада, депрессии, обусловливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми. [5,с 159]

Характерологические черты

Позитивные:                                                        Негативные:

-высокая активность;                                 -  цикличность в работе, в пережи-

- энергичность;                                            ваниях, настроениях;

-быстро уясняет обстановку;                    - вспыльчивость;

- общителен:                                                - резкость в отношениях;

- решителен;                                                - неустойчивость в поведении;

Информация о работе Особенности проявления темпераментов подростков в учебной деятельности