Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 21:53, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть особенности проявления детской одаренности в дошкольном возрасте.
Задачи работы:
- исследовать проблему умственной одаренности в трудах отечественных и зарубежных психологов;
- определить значимость дошкольного детства в развитии детской одаренности;
- провести эмпирическое исследование особенностей проявления умственной одаренности у дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….… 4
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА УМСТВЕННОЙ ОДАРЕННОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ… 8
1.1 Умственная одаренность как психологический феномен.……………………………………………..……………… 8
1.2 Проблема раннего проявления умственной одаренности.. 14
1.3 Значимость дошкольного детства в развитии детской одаренности……………………………………………………… 18
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ УМСТВЕННОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………………….. 23
2.1 Этапы и методы исследования………………………………. 23
2.2 Анализ результатов исследования…………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…… 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….….… 43
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….…. .45
Обработка данных.
В ходе обследования ребенка психолог фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего – 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов:
Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю», «Ничего не станет», «Так не бывает») - 1 балл.
Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения («У утки нет головы», «Утка сломалась», «Утка разделилась на части» и т. д.) - 2 балла.
Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию («Утка нырнула», «Утка заплыла за лодку»), построение новых композиций («Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку») и т. д. - 3 балла.
Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения «привязано» не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, которую принимает картинка при складывании («Утка стала домиком», «Стала похожа на мостик» и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.
3. Методика "Как спасти зайку"
Основание. Надситуативно-
Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
М а т е р и а л. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.
Инструкция к проведению.
Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"
Обработка данных.
В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.
Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.
Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.
Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.
4. Методика "Дощечка"
Основание. Детское экспериментирование.
Цель. Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами.
Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см)
Инструкция к проведению.
Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Психолог: "Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать".
Как только ребенок сложил доску в первый раз, психолог останавливает его и спрашивает: "Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?"
Услышав ответ ребенка, психолог вновь обращается к нему: "Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз". И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам.
Обработка данных.
При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка (называние формы получившегося предмета в результате складывания доски ("гараж", "лодочка" и т.д.), по одному баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Таблица 3. Результаты изучение уровня развития творческих способностей по методике
«Солнце в комнате»
№ |
Ф.И. ребенка |
Количество баллов |
Уровень развития творческих способностей |
1 |
Люда Б. |
5 |
В |
2 |
Вова Б. |
5 |
В |
3 |
Саша Е. |
4 |
ВС |
4 |
Женя К. |
5 |
В |
5 |
Аня М. |
4 |
ВС |
6 |
Паша В. |
3 |
С |
7 |
Юля Л. |
3 |
С |
8 |
Сергей Е. |
4 |
ВС |
9 |
Стас Ж. |
3 |
С |
10 |
Ксюша П. |
3 |
С |
11 |
Аня У. |
5 |
В |
12 |
Настя С. |
4 |
ВС |
13 |
Анна Ж. |
3 |
С |
14 |
Оля К. |
4 |
С |
15 |
Артем П. |
5 |
В |
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Таблица 4. Результаты изучение уровня развития творческих способностей по методике
«Складная картинка»
№ |
Ф.И. ребенка |
Кол-во баллов |
Уровень развития творческих способностей |
1 |
Люда Б. |
15 |
В |
2 |
Вова Б. |
12 |
ВС |
3 |
Саша Е. |
10 |
ВС |
4 |
Евгений К. |
15 |
В |
5 |
Анна М. |
10 |
ВС |
6 |
Павел В. |
9 |
С |
7 |
Юлия Л. |
8 |
С |
8 |
Сергей Е. |
9 |
С |
9 |
Стас Ж. |
9 |
С |
10 |
Ксения П. |
8 |
С |
11 |
Анна У. |
12 |
В |
12 |
Настя С. |
10 |
ВС |
13 |
Анна Ж. |
8 |
С |
14 |
Оля К. |
15 |
В |
15 |
Артем П. |
9 |
С |
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Таблица 5. Результаты исследования уровня творческих способностей по методике « Как спасти зайку»
№ |
Ф.И. ребенка |
Кол-во баллов |
Уровень развития творческих способностей |
1 |
Люда Б. |
15 |
В |
2 |
Вова Б. |
12 |
ВС |
3 |
Саша Е. |
10 |
ВС |
4 |
Евгений К. |
15 |
В |
5 |
Анна М. |
10 |
В |
6 |
Павел В. |
9 |
ВС |
7 |
Юлия Л. |
8 |
ВС |
8 |
Сергей Е. |
9 |
С |
9 |
Стас Ж. |
9 |
С |
10 |
Ксения П. |
8 |
С |
11 |
Анна У. |
12 |
ВС |
12 |
Настя С. |
10 |
В |
13 |
Анна Ж. |
8 |
С |
14 |
Оля К. |
15 |
В |
15 |
Артем П. |
9 |
С |
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Таблица 6. Результаты исследования уровня творческих способностей по методике «Дощечка»
№ |
Ф.И. ребенка |
Кол-во баллов |
Уровень развития творческих способностей |
1 |
Люда Б. |
15 |
ВС |
2 |
Вова Б. |
12 |
С |
3 |
Саша Е. |
10 |
В |
4 |
Евгений К. |
15 |
В |
5 |
Анна М. |
10 |
С |
6 |
Павел В. |
9 |
ВС |
7 |
Юлия Л. |
8 |
С |
8 |
Сергей Е. |
9 |
С |
9 |
Стас Ж. |
9 |
С |
10 |
Ксения П. |
8 |
С |
11 |
Анна У. |
12 |
В |
12 |
Настя С. |
10 |
ВС |
13 |
Анна Ж. |
8 |
С |
14 |
Оля К. |
15 |
В |
15 |
Артем П. |
9 |
С |
ПРИЛОЖЕНИЕ З
Таблица 7. Сводная таблица изучения уровня развития творческих способностей
№ |
Ф.И. ребенка |
Методика «Дощечка» |
Методика « Как спасти зайку» |
Методика «Солнце в комнате» |
Методика «Складная картинка» |
Уровень развития творческих способностей |
1 |
Люда Б. |
ВС |
В |
В |
В |
В |
2 |
Вова Б. |
С |
ВС |
В |
В |
В |
3 |
Саша Е. |
В |
ВС |
ВС |
ВС |
ВС |
4 |
Женя К. |
В |
В |
В |
В |
В |
5 |
Анна М. |
С |
В |
ВС |
ВС |
ВС |
6 |
Паша В. |
ВС |
ВС |
С |
ВС |
ВС |
7 |
Юля Л. |
С |
ВС |
С |
С |
С |
8 |
Сергей Е. |
С |
С |
С |
С |
С |
9 |
Стас Ж. |
С |
С |
ВС |
ВС |
ВС |
10 |
Ксюша П. |
С |
С |
С |
С |
С |
11 |
Аня У. |
В |
ВС |
С |
С |
С |
12 |
Настя С. |
ВС |
В |
В |
ВС |
В |
13 |
Аня Ж. |
В |
С |
ВС |
В |
ВС |
14 |
Оля К. |
В |
В |
В |
ВС |
В |
15 |
Артем П. |
С |
С |
С |
ВС |
С |
Информация о работе Особенности проявления умственной одаренности у дошкольников