Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 22:32, курсовая работа
Проблема, связанная с переходом ребенка с одного возрастного этапа на другой представляет для возрастной и социальной особый интерес. Значимость социальной ситуации развития для понимания основных проблем процесса перехода отмечалась многими психологами (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.), при этом значительное внимание уделялось, как развитию детской личности, так и вопросам развития интеллекта у детей. В детском дошкольном периоде вся психическая жизнь ребенка и отношение его к окружающему миру перестраивается. Основой такой перестройки является появление в дошкольном возрасте внутренней психической жизни и внутренней регуляции поведения. Становление внутренней само регуляции и внутренней психической жизни связано с большим числом новообразований в сознании и психике дошкольника. На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Основная характеристика условий психического развития в дошкольном возрасте……………………………………………………………………………..……...5
1.1 Игровая деятельность………………………………………………………………...7
2 Развитие психических функций в дошкольном возрасте…………………………...11
2.1 Основные формы умственной деятельности ребенка дошкольного возраста…..13
3 Кризис семи лет и проблема готовности к школе…………………………………...19
3.1 Формирование культуры взаимоотношений………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………………26
Глоссарий………………………………………………………………………………...29
Список использованных источников…………………………………………………..32
Приложения……………………………………………………………………………...34
Эгоцентризм выступает как отличительная особенность познавательной позиции ребенка дошкольного возраста. Данный термин, как и само понятие, в психологию были введены Ж. Пиаже. В основе позиции эгоцентризма лежит невыделенность самого себя и, вследствие этого, принятие собственной позиции как абсолютной и единственной. У дошкольника позицию эгоцентризма выражается как невозможность принятия другой точки зрения, учитывать различные параметры субъекта при отсутствии представлений о сохранении количества и иных феноменах Пиаже.
Такой феномен как эгоцентрическая речь характерна для детей дошкольного возраста, т.е. речь, которая не обращена к собеседнику, речь для себя. Пиаже рассматривал этап эгоцентрической речи, как промежуточный этап между индивидуальным и социализированном мышлением у ребенка. С. Выготский показывал, что эгоцентрическая речь является этапом становления внутренней речи, которая в свою очередь есть главное средство мышления человека.
В дошкольном возрасте развитие мышления идет по пути, на котором преодолевается эгоцентризм и развивается децентрация. Преодоление децентрации, в свою очередь, заключается в присвоении средств, которые позволяют вставать на объективно-общественную точку зрения. Переход с позиции непосредственной на позицию новую, объективно - общественную, имеющая всегда опосредованный характер, и составляющая суть децентрации. Данный переход происходит всегда при взаимодействии ребенка с взрослым, которое может происходить как стихийно, так и организованно. Развитию децентрализации способствуют формирование условно-динамической позиции и обучение ребенка пользованию мер и меток, которые разрушают глобальность восприятия.
Умственное развитие у ребенка дошкольного возраста представляет собой взаимодействие и тесную связь таких форм мышления как: наглядно - действенное, наглядно-образное и логического. Связь наглядно - образного мышления и наглядно действенного наиболее эффективно во время детского экспериментирования в момент, когда вместе с ясными и отчетливыми знаниями, у ребенка появляются неясные, смутные знания. С точки зрения Н.Н.Поддъякова взаимный переход неясных и ясных знаний ребенка, являются сутью саморазвития мышления у ребенка. В конце дошкольного возраста у ребенка наступает кризис семи лет. Ребенок начинает отказываться от выполнения привычных норм поведения, и воспитание его становится все более сложным. Согласно Выготскому за данными симптомами стоит потеря непосредственности: между действиями ребенка и его переживаниями вклинивается момент интеллектуальности. Внутренняя и внешняя жизнь ребенка дифференцируется.
Позитивным во время кризиса семи лет является опосредованности и произвольность психической жизни ребёнка. Появляется обобщение собственных его переживаний; круг интересов ребёнком и его социальных контактов становится шире, общение со сверстниками и взрослыми становится произвольным. Детская временная перспектива расширяется, возникает стремление, включится в общественную жизнь, занять определенную социальную позицию. Данное стремление находит свою реализацию во время поступления ребенка в школу.
Психологическая готовность ребенка к школе включает мотивационную (личностную), интеллектуальную и волевую готовность. Помимо социальной позиции школьника, личностная готовность предполагает ориентацию на учебное содержание. Волевая готовность связана со способностью, действовать по правилу, которое задал учитель и с развитием произвольности. Умственная готовность подразумевает под собой овладение познавательной деятельностью и интеллектуальную готовность ребенка.
Переход к обучению в школе своевременным может быть только тогда, когда, когда он соответствует психологической зрелости и готовности ребенка.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Ведущая деятельность |
Теоретический конструкт, обозначающий, обозначающий деятельность, в ко-торой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основой для перехода к новой ведущей деятельности. |
2 |
Воображение |
Способность человека к построению
новых образов путём |
3 |
Дошкольный возраст |
Этап индивидуального |
4 |
Игра |
Форма активности животного организма, которая основана на условном моделировании той или иной развёрнутой деятельности. |
5 |
Личность |
Относительно устойчивая система поведение индивида, построенная, прежде всего на основе включенности в социальный контекст. |
6 |
Память |
Одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. |
7 |
Само регуляция |
Понятие, используемое в различных социальных науках, в частности в психологии, связанное с обеспечением самоорганизации различных видов психической активности человека. |
8 |
Самосознание |
Сознание субъектом самого себя в отличие от иного - других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий. |
9 |
Сюжетно-ролевая игра |
Деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. |
10 |
Эгоцентризм |
Особенность детского мышления, которая заключается в невыделенности себя и своей позиции. |
1 |
Выгодский Л.С. Педагогическая психология. - М.:АСТ,2010. |
2 |
Эльконин, Д. Б. Ролевая игра – ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста / Д. Б. Эльконин // Эльконин, Д. Б. Детская психология. – М., 2007. |
3 |
Смирнова, Е. О. Детская психология: учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2006. |
4 |
Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М., 1992. |
5 |
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994. |
6 |
Выготский, Л.С. Психология развития человека. - М.: Эксмо, 2003. |
7 |
Гамезо, М.В. Возрастная психология. / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 200.3 |
8 |
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. |
9 |
Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. - М.: Изд-во РОУ, 2005. |
10 |
Гуткина Н.И. Педагогическая психология./Н.И.Гуткина, Э.Г.Вартанова, В.К.Заруцкий; под ред. И.Ю.Кулагиной. - М.:Сфера,2008. |
11 |
Молодцова Н.Г. Практикум по практической психологии. - СПб. Питер, 2006. |
А |
|
1 Выгодский Л.С. Педагогическая психология. - М.:АСТ,2010.
2 Выгодский Л.С. Педагогическая психология. - М.:АСТ,2010.
3 Гамезо, М.В. Возрастная психология. / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 200.3
4 Гамезо, М.В. Возрастная психология. / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 200.3
5 Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
6 Эльконин, Д. Б. Ролевая игра – ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста / Д. Б. Эльконин // Эльконин, Д. Б. Детская психология. – М., 2007.
7 Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. - М.: Изд-во РОУ, 2005.
8 Смирнова, Е. О. Детская психология: учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2006.
9 Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.
10 Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М., 1992.
11 Выготский, Л.С. Психология развития человека. - М.: Эксмо, 2003.
12 Гуткина Н.И. Педагогическая психология./Н.И.Гуткина, Э.Г.Вартанова, В.К.Заруцкий; под ред. И.Ю.Кулагиной. - М.:Сфера,2008.
13 Гуткина Н.И. Педагогическая психология./Н.И.Гуткина, Э.Г.Вартанова, В.К.Заруцкий; под ред. И.Ю.Кулагиной. - М.:Сфера,2008.
14 Молодцова Н.Г. Практикум по практической психологии. - СПб. Питер, 2006.
Информация о работе Особенности психического развития в дошкольный период