Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы определить особенности внимания старших дошкольников при задержке психического развития, а также разработать программу по проведению коррекционно - развивающей работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Подобрать и проанализировать психологическую, социальную, педагогическую и специальную литературу по теме исследования;
2. Рассмотреть психическое развитие детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
3. Раскрыть особенности внимания детей с задержкой психического развития;
4. Подобрать методики направленные на изучение переключения и распределения, продуктивность и устойчивость внимания;
5. Провести эмпирическое исследование внимания у дошкольников с задержкой психического развития;
6. Проанализировать полеченные результаты и сделать выводы;
7. Разработать программу по коррекции внимания у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Моя КУРСОВАЯ ЗПР.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

В последние  годы заметно увеличилось число  детей с задержкой психического развития. Более того, данные специальной  психологии свидетельствуют, что одной  из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в  настоящее время является именно задержка психического развития. А этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.

Актуальность  курсовой работы состоит в том, что  у детей с задержкой психического развития чётко прослеживается нарушение  внимания. По сравнению со сверстниками, чьё развитие соответствует норме, этим детям требуется больше времени, чтобы приступить к выполнению задания после получения инструкции. Они хуже выполняют задание, которые требуют сосредоточения внимания на материале не вызывают непосредственного интереса. Отличается истощаемость, «угасание» внимания. И в такой проблемной ситуации часто бывает, что психолог и педагог работают, изолировано, опираясь только на свои обследования, не используют метод друг друга, без согласования планов работы.

Многие известные  специалисты исследователи (П.М. Гриншпун, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, О. Н. Усанова, Т. Б. Филичева, и другие) также указали на то, что у детей с задержкой психического развития имеются нарушение развития внимания отмечаются, и специфические особенности психического развития в целом, что отчетливо уже прослеживаются в первичном обследовании. При задержке психического развития отмечается недоразвитие многих психических функций, в том числе внимания, особенно на уровне произвольности и осознанности. Отличительно недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения».

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы определить особенности внимания старших дошкольников при задержке психического развития, а также разработать программу по проведению коррекционно - развивающей работы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Подобрать и проанализировать психологическую, социальную, педагогическую и специальную литературу по теме исследования;
  2. Рассмотреть психическое развитие детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
  3. Раскрыть особенности внимания детей с задержкой психического развития;
  4. Подобрать методики направленные на изучение переключения и распределения, продуктивность и устойчивость внимания;
  5. Провести эмпирическое исследование внимания у дошкольников с задержкой психического развития;
  6. Проанализировать полеченные результаты и сделать выводы;
  7. Разработать программу по коррекции внимания у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Предмет исследования – особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста при задержке психического развития

Объект исследования - внимание как психический процесс у детей с задержкой психического развития.

Для решения  поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- теоритические  (изучение психологической, социальной, педагогической и специальной литературы);

- эмпирические (анализ медицинской и социально-педагогической документации в дошкольном учреждении);

- статистические (методы количественной и качественной  обработки результатов).

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у старших  дошкольников с задержкой психического развития возможно нарушения по сравнению с нормально развивающимися старшими дошкольниками.

Экспериментальная база проведения исследования: МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 26». Экспериментальная группа детей - старшие дошкольники с задержкой психического развития в количестве 5 человек, из них 4 мальчика и 1 девочка.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, библиографического списка и приложения.

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО

  1. 1 ВНИМАНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Внимание - один из тех познавательных процессов  человека, в отношении сущности и  права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих  пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся  уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов [10, С. 96].

Правильное  решение обсуждаемой проблемы состоит  в том, чтобы попытаться соединить  и учесть обе точки зрения, т.е. увидеть во внимании и сторону процессов и явлений, и нечто самостоятельное, независимое от них. Это значит встать на точку зрения, согласно которой внимание как отдельный, расположенный другим психический процесс не существует, но представляет собой вполне особенное состояние, характеризующее все эти процессы в целом. Одной из характерных особенностей нашей духовной жизни, писал известный американский психолог Э. Титченер, является тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется памятью, становится содержанием размышлений.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени.

Внимание - это  процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой [3, С. 56]. Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.

Устойчивость  внимания проявляется в способности в течение, длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т.п.), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности), четвертые - с внешними обстоятельствами осуществления деятельности.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество - рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг. При этом его внимание может быть сконцентрировано на определенной части читаемого текста, даже на отдельном предложении или слове, а также более или менее распределено по всему тексту. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы [3, С. 72].

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором - сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.

С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; второй - тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.

Все три обсуждаемые характеристики внимания связаны, помимо прочего, со специальными свойствами нервной системы человека, такими, как лабильность, возбудимость и торможение. Соответствующие свойства нервной системы непосредственно определяют качества внимания, особенно непроизвольного, и поэтому их следует рассматривать в основном как природно-обусловленные.

Распределение внимания - его следующая характеристика. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Заметим, что, когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание. Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его распределения обычно сужается [12, С.263].

Объем внимания - это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей - 5- 7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания. Поскольку экспериментальное определение объема внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти. Действительно, как мы убедимся далее, эти феномены тесным образом связаны друг с другом.

Внимание в  жизни и деятельности человека выполняет  много различных функций. Оно  активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. Рассмотрим основные виды внимания: социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредствованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание.

Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств (жестов, слов, указательных знаков, предметов). Непроизвольное внимание не связано с участие воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами. Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности - словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.

    1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Согласно последним  данным, под термином «задержка психического развития» понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом  или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедление темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма [22, С. 34].

Как отмечают исследователи, нарушения темпа нервно-психического развития могут быть выявлены уже  в раннем возрасте (до 3-х лет). Последствия  раннего органического поражения  мозга или функциональная незрелость ЦНС обуславливают ряд отклонений, затрудняющих взаимодействие ребенка с окружающей средой, вследствие чего не складывается полноценная база для последующего развития высших психических функций.

Рассматривая  психологические особенности старших  дошкольников с ЗПР, прежде всего, следует отметить, что это дети с нереализованными возрастными возможностями (У.В. Ульенкова). Все основные психические новообразования возраста у них формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие.

Информация о работе Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития