Особенности психологической готовности 6-летних детей к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы не готовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально – волевой. А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками.

Содержание

Введение............................................................................................................стр 3- 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы готовности детей к обучению в школе................................................................................................................стр 4- 12
1.1. Готовность и виды готовности к школьному обучению………………стр 2- 7
1.2. Понятие психологической готовности…………………………….…..стр 7-12
Глава 2 Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к школе............................................................................................................стр 13-19
2.1 Организация и методы исследования..........................................................стр 13
2.2 Методики исследования...............................................................................стр 13
2.3Анализ и обсуждение результатов........................................................стр 16- 19
Заключение..........................................................................................................стр 19
Список литературы.......................................................................................стр 20- 21
Приложение...................................................................................................стр 21- 31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Елецкий государственный  университет  И.А.Бунина

Кафедра психофизиологии  и педагогической психологии

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

«Особенности  психологической готовности 6-летних детей к школьному обучению».

 

 

 

 

                                                                                                     Выполнил:

                                                                                          студентка гр.Д-31

                                                                                                 Шалеева.К.О

 

                                                                                                      Проверил:

                                                                                 научный руководитель

                                                                             кандидат педагогических 

                                                                                                  наук, доцент

                                                                                                Колосова. И.Г

 

 

Елец 2013

Оглавление

 

Введение............................................................................................................стр 3- 4

 

Глава 1 Теоретические аспекты проблемы готовности детей к обучению в школе................................................................................................................стр 4- 12

 

1.1. Готовность и виды готовности к школьному обучению………………стр 2- 7

 

1.2. Понятие психологической готовности…………………………….…..стр 7-12

 

Глава 2 Экспериментальное  исследование психологической готовности ребенка к школе............................................................................................................стр 13-19

 

2.1 Организация  и методы исследования..........................................................стр  13

 

2.2 Методики  исследования...............................................................................стр  13

 

2.3Анализ и  обсуждение результатов........................................................стр 16- 19

 

Заключение..........................................................................................................стр 19

 

Список литературы.......................................................................................стр 20- 21

 

Приложение...................................................................................................стр 21- 31

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                  

                                        

                                                Введение  

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы не готовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: социальный,

психологический, эмоционально – волевой.

А. Анастази трактует понятие  школьной зрелости как овладение  умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками. [1]. И. Шванцара определяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении. Л.И. Божович указывает, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. [2]

 На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

 Вопросы психологической  готовности к обучению в школе  рассматривают педагоги, психологи,  дефектологи: Л.И. Божович., Л.А. Венгер., А.Л. Венгер., Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова [2,4, 6, 8, 11, 18, 24]. Ученые считают, что для дифференцированного подхода к школьной адаптации детей необходимо знание о различных аспектах их готовности к школе – мотивационной, интеллектуальной, социальной. Необходимость сравнительного изучения различных сторон школьной готовности у детей 6 лет осознана большинством психологов.

Актуальность данной проблемы и определила тему нашей курсовой работы.

Объект исследования: психологическая готовность.

Предмет исследования: особенности психологической готовности к школе 6-летних детей.

Цель исследования: исследование особенностей психологической готовности детей 6- летних к обучению в школе.

Задачи  исследования:

  1. Проанализировать основные теоретические подходы по проблеме психологической готовности 6-летнего ребенка к обучению в школе;
  2. Составить программу и осуществить подбор методов исследования;
  3. Провести экспериментальное исследование готовности детей к обучению в школе;
  4. Проанализировать результаты исследования.

Гипотеза  исследования: заключается в предположении о том, что недостаточность мотивации у 6-летних детей позволяет утверждать о недостаточности психологической готовности ребенка к школе.  

Методики  исследования:

  • Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника Н. И. Гуткиной.
  • Методика исследования мотивов учения М.Р. Гинзбурга.
  • Методика определения школьной зрелости Я. Йирасека.

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы готовности детей к обучению в школе.

 1.1 Изучение проблемы готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии.

Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается  на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

В.С. Мухина утверждает, что  готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности. [18]. Д.Б. Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым. [21]. Наиболее полно понятие «готовность к школе» дано в определении Л.А. Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора, прежде всего, является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность. [4]

Новое отношение  ребенка к окружающей среде, возникающее  при поступлении в школу, Л.И. Божович  назвала «внутренней позицией школьника», считая это новообразование критерием  готовности к обучению в школе. В своих                                                                                                                                  исследованиях Т.А. Нежнова указывает, что новая социальная позиция и соответствующая ей деятельность развиваются постольку, поскольку они принимаются субъектом, то есть становятся предметом его собственных потребностей и стремлений, содержанием его «внутренней позиции». [2,19]

А.Н. Леонтьев считает  непосредственно движущей силой  развития ребенка его реальную деятельность с изменениями во «внутренней позиции». В последние годы все большее внимание проблеме готовности к школьному обучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса, как отмечает Я. Йирасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит отражение в тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических процессах. Поступающий в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях. К умственной области авторы относят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению и так далее.

Под эмоциональной  зрелостью они понимают эмоциональную  устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.

Социальная  зрелость связывается ими с потребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детских групп, а так же со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.

Ф.Л. Илг, Л.Б. Эймс провели исследование, посвященное  выявлению параметров готовности к  школьному обучению. В результате возникла специальная система заданий, которая позволяла обследовать детей от 5 до 10 лет. Разработанные в исследовании тесты имеют практическое значение и обладают прогнозирующей способностью. Кроме тестовых заданий авторы предлагают в случае неподготовленности ребенка к школе забирать его оттуда и путем многочисленных тренировок доводить до нужного уровня готовности. Однако эта точка зрения не единственная. Так, Д.П. Озубел предлагает, в случае неподготовленности ребенка, изменить программу обучения в школе и тем самым постепенно выравнивать развитие всех детей.

Составными  компонентами психологической готовности ребенка к школе являются: мотивационная (личностная), интеллектуальная, эмоционально – волевая.

Мотивационная готовность – наличие у ребенка желания учиться. Возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только поняты, но и прочувствованы ими. В мотивационном плане были выделены две группы мотивов учения:

Широкие социальные мотивы учения или мотивы, связанные  с потребностями ребенка в  общении с другими людьми, в  их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место  в системе доступных ему общественных отношений.

Мотивы, связанные  непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Личностная  готовность к школе выражается в  отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности, включает так же формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями и одноклассниками.

Интеллектуальная  готовность предполагает наличие у  ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности. В.В. Давыдов считает, что ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. [10]

В отечественной  психологии при изучении интеллектуального  компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму  усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов.

Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. [21]

Д.Б. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается  в игре в коллективе детей, позволяющей  ребенку подняться на более высокую ступень. [21]. Исследования Е.Е. Кравцовой показали, что для развития произвольности у ребенка при работе следует выполнять ряд условий [15]: необходимо сочетать индивидуальные и коллективные формы деятельности, учитывать возрастные особенности ребенка, использовать игры с правилами.

Кроме указанных  составляющих психологической готовности к школе, исследователи выделяют уровень развития речи.

Р.С. Немов утверждает, что речевая готовность детей  к обучению и учению, прежде всего, проявляется в их умении пользоваться для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма. К 6 годам появляется и развивается более сложная самостоятельная форма речи – развернутое монологическое высказывание. К этому времени лексикон ребенка состоит примерно из 14 тысяч слов. Речь у детей дошкольного и младшего школьного возрастов развивается параллельно с совершенствованием мышления. В дошкольном возрасте в основном завершается процесс овладения речью: к 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму; развивается звуковая сторона речи.

Информация о работе Особенности психологической готовности 6-летних детей к школьному обучению