Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 19:58, курсовая работа
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы не готовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально – волевой. А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками.
Введение............................................................................................................стр 3- 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы готовности детей к обучению в школе................................................................................................................стр 4- 12
1.1. Готовность и виды готовности к школьному обучению………………стр 2- 7
1.2. Понятие психологической готовности…………………………….…..стр 7-12
Глава 2 Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к школе............................................................................................................стр 13-19
2.1 Организация и методы исследования..........................................................стр 13
2.2 Методики исследования...............................................................................стр 13
2.3Анализ и обсуждение результатов........................................................стр 16- 19
Заключение..........................................................................................................стр 19
Список литературы.......................................................................................стр 20- 21
Приложение...................................................................................................стр 21- 31
1.2.1 Развитие речи
Дети старшего дошкольного возраста могут производить полный звуковой анализ слова. Это способствует успешному овладению чтением и письмом. К концу дошкольного детства дети начинают чётко вычленять слова в предложении, что необходимо для овладения грамотой.
В исследованиях
Н.Г. Салминой показано, что дети
6-7 лет овладевают всеми формами
устной речи, присущей взрослому.
У них появляется развёрнутое
сообщение — монолог, рассказ,
в общении со сверстниками
развивается диалогическая
1.2.2 Развитие мышления
Мышление
– это процесс познания
- наглядно-действенное
(познание с помощью манипулиро
- наглядно-образное
(познание с помощью
- словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3 – 4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи. На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное. К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Так, например, в 6 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение.
1.2.3Развитие восприятия
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка.
Уже в
дошкольном возрасте дети
В старшем дошкольном возрасте дети уже в состоянии интерпретировать рисунки, достаточно сложные по композиции, рассматривать их сравнительно последовательно и детально, давать правильные объяснения, если сюжет не выходит за рамки знаний ребенка, его жизненного опыта.
1.2.4 Развитие памяти
Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает он это в основном непроизвольно. В памяти различают такие процессы как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. В зависимости от цели деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.
Непроизвольная
память — это запоминание и
воспроизведение, в котором
Различают также память образную и словесно-логическую. Образная память обеспечивает запоминание наглядных образов, цвет предметов, звуки, запахи, вкус, лица. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Словесно - логическая память — это память на отдельные слова, понятия, мысли.
По продолжительности
запоминания и сохранения материала
память подразделяется еще на кратковременную и долговременную.
Кроме того,
выделяют и оперативную память, которая обслуживает непосредственно осуществляемую человеком деятельность.
К 6 годам
жизни в психике ребенка
1.2.5 Развитие внимания
В дошкольном возрасте
внимание носит непроизвольный характер.
Состояние повышенного
Переломный
момент в развитии внимания исследователи
связывают с тем, что дети впервые
начинают сознательно управлять
своим вниманием, направляя и удерживая
его на определенных предметах. К 6 годам
возрастает устойчивость
внимания, ребенок лучше осознает предмет, выделяет в нем больше интересных для себя сторон. Но основное умение внимания состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления. Хотя дети старшего дошкольного возраста и овладевают произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим. Но возможности развития произвольного внимания к 6 годам уже велики. Этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является, по мнению В.С.Мухиной универсальным средством организации внимания. Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. [18]
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к школе
2.1 Организация и методы исследования.
Цель исследования: исследование психологической готовности детей 6 и 7 лет к обучению в школе.
Задачи исследования
4. Провести сравнительный анализ.
Объект исследования: 15 детей – воспитанников детского сада в возрасте 6 лет и 15 детей в возрасте 7 лет.
Методики исследования:
Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника Н.И. Гуткиной.
Методика исследования мотивов учения М.Р. Гинзбурга.
Методика определения школьной зрелости Я. Йирасека.
Исследование проводилось только в индивидуальной форме. Перед началом индивидуального обследования взрослый создавал комфортную для ребенка атмосферу общения. Сначала с ребенком проводили методику по выявлению внутренней позиции школьника Н.И. Гуткиной, затем - методику исследования мотивов учения М.Р. Гинзбурга, после чего проводилась методика определения школьной зрелости Я. Йирасека.
2.2 Методики исследования
2.2.1 Экспериментальная беседа по выявлению “внутренней позиции школьника” Н.И. Гуткиной
Беседа состоит
из 12 вопросов, текст которых представлен
в приложении №1.
Цель: Выявить отношение к школе.
Полученные результаты представлены в таблицах №1и №2 Приложения.
2.2.2 Методика определения мотивов учения М.Р. Гинзбурга
Форма проведения: индивидуальная.
Оборудование: стимульный материал к методике.
Цель: Выявить преобладающие мотивы учения.
Инструкция:
Сейчас я прочитаю тебе рассказ".
№1. "Мальчики
(девочки) разговаривали о
На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком №1: женщина, указывающая жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)
№2. Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2 - фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)
№3. Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей, играющих в мяч. (Игровой мотив.)
№4. Четвёртый
мальчик сказал: "Я хожу в
школу потому, что хочу быть
большим. Когда я в школе,
я чувствую себя взрослым. Психолог
выкладывает карточку с
№5. Пятая девочка сказала: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь". Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)
№6. Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки". Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Мотив получения отметки).
После прочтения
рассказа психолог задаёт
А как, по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)
С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2).
С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3).
Дети последовательно
осуществляют три выбора. Если
содержание недостаточно
Информация о работе Особенности психологической готовности 6-летних детей к школьному обучению