Особенности психологической готовности 6-летних детей к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы не готовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально – волевой. А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками.

Содержание

Введение............................................................................................................стр 3- 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы готовности детей к обучению в школе................................................................................................................стр 4- 12
1.1. Готовность и виды готовности к школьному обучению………………стр 2- 7
1.2. Понятие психологической готовности…………………………….…..стр 7-12
Глава 2 Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к школе............................................................................................................стр 13-19
2.1 Организация и методы исследования..........................................................стр 13
2.2 Методики исследования...............................................................................стр 13
2.3Анализ и обсуждение результатов........................................................стр 16- 19
Заключение..........................................................................................................стр 19
Список литературы.......................................................................................стр 20- 21
Приложение...................................................................................................стр 21- 31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

 

1.2.1 Развитие речи

Дети старшего дошкольного возраста могут производить  полный звуковой анализ слова. Это способствует успешному овладению чтением  и письмом. К концу дошкольного  детства дети начинают чётко вычленять  слова в предложении, что необходимо для овладения грамотой.

 В исследованиях  Н.Г. Салминой показано, что дети 6-7 лет овладевают всеми формами  устной речи, присущей взрослому.  У них появляется развёрнутое  сообщение — монолог, рассказ,  в общении со сверстниками  развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровой деятельности. Использование новых форм речи, переход к развёрнутым высказываниям, обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребёнком в этот период. Благодаря  внеситуативно-познавательныму общению  увеличивается словарный запас, усваивается правильные грамматические конструкции. В старшем дошкольном возрасте, наряду с ситуативной и контекстной речью, ребёнок овладевает и объяснительной. Контекстная речь достаточно полно описывает ситуацию, для того, чтобы быть понятной без непосредственного восприятия. Особым типом речи ребёнка является объяснительная речь. Объяснительная речь требует определённой последовательности изложения, выделения и указания главных связей и отношений в ситуации, которую собеседник должен понять. Овладение данным типом речи имеет существенное значение, как для формирования коллективных взаимоотношений, так и для умственного развития детей.

 

1.2.2 Развитие  мышления

 Мышление  – это процесс познания человеком  действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений. Выделяют три вида мышления:

- наглядно-действенное  (познание с помощью манипулирования предметами );

- наглядно-образное (познание с помощью представлений  предметов явлений);

- словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

 Наглядно-действенное  мышление особенно интенсивно  развивается у ребенка с 3 –  4 лет. Он постигает свойства  предметов, учится оперировать  предметами, устанавливать отношения  между ними и решать самые  разные практические задачи. На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное. К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Так, например, в 6 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение.

 

1.2.3Развитие  восприятия

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его  восприятия и формирование представлений  о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении  в пространстве, а также запахе, вкусе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка.

 Уже в  дошкольном возрасте дети сталкиваются  с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства – живописью, музыкой, скульптурой. Восприятие в возрасте 6-7 лет становится осмысленным, целенаправленным, анализирующем. В нем выделяются произвольные действия – наблюдения, рассматривание, поиск. Значительное влияние на восприятие в это время оказывает речь, так что ребенок начинает активно использовать название качеств, признаков, состояний различных объектов. В дошкольном возрасте происходит переход к использованию общепринятых сенсорных эталонов. Ознакомление с сенсорными эталонами постепенно углубляется. Детей знакомят с более тонкими разновидностями эталонных свойств, со связями и отношениями между эталонами.

В старшем дошкольном возрасте дети уже в состоянии  интерпретировать рисунки, достаточно сложные по композиции, рассматривать их сравнительно последовательно и детально, давать правильные объяснения, если сюжет не выходит за рамки знаний ребенка, его жизненного опыта.

 

1.2.4 Развитие  памяти

Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает он это в основном непроизвольно. В памяти различают такие процессы как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. В зависимости от цели деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.

 Непроизвольная  память — это запоминание и  воспроизведение, в котором отсутствует  специальная цель что-то запомнить  или припомнить. Запоминание и воспроизведение осуществляются непосредственно в деятельности и не зависят от воли и сознания. Произвольная память — это анемическая деятельность, специально направленная на запоминание какого-нибудь материала, предполагающая самостоятельную постановку цели запомнить и вспомнить этот материал и связанная с использованием особых приемов и способов запоминания.

Различают также память образную и словесно-логическую. Образная память обеспечивает запоминание наглядных образов, цвет предметов, звуки, запахи, вкус, лица. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Словесно - логическая память — это память на отдельные слова, понятия, мысли.

По продолжительности  запоминания и сохранения материала  память подразделяется еще на кратковременную и долговременную. Кроме того,                                                                                                                                  

выделяют и  оперативную память, которая обслуживает  непосредственно осуществляемую человеком деятельность.

 К 6 годам  жизни в психике ребенка появляется  важное новообразование — у  него развивается произвольная  память. К произвольному запоминанию  и воспроизведению малыши обращаются  в сравнительно редких случаях,  когда такая необходимость возникает непосредственно в их деятельности или когда этого требуют взрослые. На первоклассника обрушится лавина сведений, правил, заданий, большинство из которых вовсе не будут яркими, впечатляющими и интересными. Чтобы они могли запомниться непроизвольно, ему необходимо будет производить для запоминания сознательные волевые усилия и использовать определенные приемы. Одним из основных достижений старшего дошкольника является развития произвольного запоминания. Важной особенностью этого возраста, является то обстоятельство, что перед ребёнком 6-7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определённого материала. Наличие такой возможности связано с тем, что ребёнок начинает использовать различные приёмы, предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловые и ассоциативное связывание материала. Несмотря на существенные достижения в овладении произвольным запоминанием, господствующим видом памяти остаётся память непроизвольная. К произвольному запоминанию и воспроизведению дети обращаются в сравнительно редких случаях.

1.2.5 Развитие  внимания

В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания, как указывает В.С. Мухина, связано  с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие такое повышение, с возрастом изменяются. [18]

Переломный  момент в развитии внимания исследователи  связывают с тем, что дети впервые  начинают сознательно управлять  своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. К 6 годам возрастает устойчивость                                                                                                                                  

внимания, ребенок  лучше осознает предмет, выделяет в нем больше интересных для себя сторон. Но основное умение внимания состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления. Хотя дети старшего дошкольного возраста и овладевают произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим. Но возможности развития произвольного внимания к 6  годам уже велики. Этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является, по мнению В.С.Мухиной универсальным средством организации внимания. Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. [18]

 

                                                                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к школе

2.1 Организация  и методы исследования.

 

Цель  исследования: исследование психологической готовности детей 6 и 7 лет к обучению в школе.

Задачи  исследования

  1. Составить программу и осуществить подбор методов исследования;
  2. Провести диагностику готовности детей к обучению в школе;
  3. Проанализировать результаты исследования.

     4. Провести сравнительный анализ.

Объект  исследования: 15 детей – воспитанников детского сада в возрасте 6 лет и 15 детей в возрасте 7 лет.

Методики  исследования:

Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции  школьника Н.И. Гуткиной.

Методика исследования мотивов учения М.Р. Гинзбурга.

Методика определения  школьной зрелости Я. Йирасека.

Исследование  проводилось только в индивидуальной форме. Перед началом индивидуального обследования взрослый создавал комфортную для ребенка атмосферу общения. Сначала с ребенком проводили методику по выявлению внутренней позиции школьника Н.И. Гуткиной, затем - методику исследования мотивов учения М.Р. Гинзбурга, после чего проводилась методика определения школьной зрелости Я. Йирасека.

2.2 Методики  исследования

2.2.1 Экспериментальная беседа по  выявлению “внутренней позиции  школьника” Н.И. Гуткиной

Беседа состоит  из 12 вопросов, текст которых представлен  в приложении №1.                                                                                                                                    Проведение. Перед тем, как задавать вопросы, устанавливается эмоциональный контакт с ребенком. Беседа проводится в спокойной обстановке. Ответы ребенка фиксируются в протоколе.

Цель: Выявить  отношение к школе.

Полученные результаты представлены в таблицах №1и №2 Приложения.

2.2.2 Методика определения мотивов  учения М.Р. Гинзбурга

Форма проведения: индивидуальная.

Оборудование: стимульный материал к методике.

Цель: Выявить  преобладающие мотивы учения.

Инструкция:

Сейчас я  прочитаю тебе рассказ".

 

 №1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе.  Первый мальчик сказал; "Я хожу  в школу потому, что меня мама  заставляет. Если бы не мама, я  бы в школу не ходил".

На стол перед  ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком №1: женщина, указывающая жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)

 

 №2. Второй  мальчик (девочка) сказал: "Я  хожу в школу потому, что мне  нравится делать уроки. Даже  если бы школы не было, я  всё равно бы учился".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2 - фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)

 

 №3. Третий  мальчик сказал: "Я хожу в  школу потому, что там весело  и много ребят, с которыми  можно поиграть".

Психолог выкладывает  карточку с рисунком № 3: фигурки  двух детей, играющих в мяч. (Игровой мотив.)

 

 №4. Четвёртый  мальчик сказал: "Я хожу в  школу потому, что хочу быть  большим. Когда я в школе,  я чувствую себя взрослым. Психолог  выкладывает карточку с рисунком  № 4: две фигурки, изображённые  спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)

 

 №5. Пятая  девочка сказала: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь". Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)

 

 №6. Шестой  мальчик сказал: "Я хожу в  школу потому, что получаю там  пятёрки". Психолог выкладывает  карточку с рисунком № 6. фигурка  ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Мотив получения отметки).

                                                                                                                                    

 После прочтения  рассказа психолог задаёт вопросы:

А как, по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)

С кем из них  ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2).

С кем из них  ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3).

 

 Дети последовательно  осуществляют три выбора. Если  содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Информация о работе Особенности психологической готовности 6-летних детей к школьному обучению