Особенности развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 09:43, курсовая работа
Краткое описание
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста. На протяжении ряда лет основные усилия советских учёных, исследовавших познавательные процессы детей дошкольного возраста, были сосредоточены на изучение двух проблем.
Содержание
Введение Глава 1. Теоретическое обоснование развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте 1.1 Мышление как психический познавательный процесс 1.2 Развитие мышления в дошкольном возрасте 1.3 Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте 2.1 Изучение уровня развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте 2.2 Рекомендации родителям и воспитателям по развитию у дошкольников наглядно-образного мышления Заключение Литература
Тема: Особенности развития
наглядно-образного мышления в старшем
дошкольном возрасте
Содержание
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование
развития наглядно-образного мышления
в старшем дошкольном возрасте
1.1 Мышление как психический
познавательный процесс
1.2 Развитие мышления в
дошкольном возрасте
1.3 Развитие наглядно-образного
мышления в дошкольном возрасте
Глава 2. Опытно-экспериментальное
изучение развития наглядно-образного
мышления в дошкольном возрасте
2.1 Изучение уровня развития
наглядно-образного мышления в
дошкольном возрасте
2.2 Рекомендации родителям
и воспитателям по развитию
у дошкольников наглядно-образного
мышления
Заключение
Литература
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Введение
В настоящее время особую актуальность
приобретает проблема умственного воспитания
детей дошкольного возраста.
На протяжении ряда лет основные
усилия советских учёных, исследовавших
познавательные процессы детей дошкольного
возраста, были сосредоточены на изучение
двух проблем. Одна из них - это проблема
развития процессов восприятия. Вторая
проблема - это проблема формирования
понятийного мышления. Вместе с тем значительно
меньше разработана проблема развития
наглядно-образного мышления дошкольников.
Важные материалы по этому вопросу содержатся
в работах А.В. Запорожца, А.А. Люблинской,
Г.И. Минской и др. Однако ещё недостаточно
изучены основные особенности формирования
и функционирования наглядно-образного
мышления.
В настоящее время бесспорно,
что в умственном развитии дошкольников
важное значение имеют наглядно-действенное
и наглядно-образное мышление. Развитие
этих форм мышления в значительной мере
определяет успешность перехода к более
сложным, понятийным формам мышления.
В связи с этим в современных психологических
исследованиях существенное место занимает
изучение основных функций этих более
элементарных форм, определение их роли
в общем процессе умственного развития
ребёнка. В ряде исследований показано,
что возможности этих форм мышления чрезвычайно
велики и пока используются далеко не
полностью.
С возрастом существенно изменяется
содержание мышления дошкольников, усложняются
их отношения с окружающими людьми, развивается
игровая деятельность, возникают различные
формы продуктивной деятельности, осуществление
которых требует познания новых сторон
и свойств предметов. Такое изменение
содержания мышления требует и более совершенных
его форм, обеспечивающих возможность
преобразовывать ситуацию не только в
плане внешней материальной деятельности,
но и в плане представляемой.
В ряде исследований (Б.Г. Ананьев,
О.И. Галкина, Л.Л. Гурова, А.А. Люблинская,
И.С. Якиманская и др.) убедительно показана
важная роль образного мышления при выполнении
разного рода деятельности, решении как
практических, так и познавательных задач.
Были выделены различные типы образов
и исследована их функция в осуществлении
мыслительных процессов.
Проблема образного мышления
интенсивно разрабатывалась рядом зарубежных
учёных (Р. Арнхейм, Д. Браун, Д. Хебб, Г.
Хейн, Р. Хольд и др.)
В ряде отечественных исследований
раскрывается структура наглядно-образного
мышления и даётся характеристика некоторых
особенностей его функционирования (Б.Г.
Ананьев, Л.Л. Гурова, В.П. Зинченко, Т.В.
Кудрявцев, Ф.Н. Лимякин, И.С. Якиманская
и др.).
Многие авторы (А.В. Запорожец,
А.А. Люблинская, Ж. Пиаже и др.) рассматривают
возникновение наглядно-образного мышления
как узловой момент в умственном развитии
ребенка. Однако условия формирования
наглядного мышления у дошкольников, механизмы
его осуществления изучены далеко не полностью.
Следует отметить, что способность
к оперированию представлениями не является
непосредственным результатом усвоения
ребенком знаний и умений. Анализ ряда
психологических исследований дает основание
полагать, что данная способность возникает
в процессе взаимодействия различных
линий психологического развития ребенка
- развития предметных и орудийных действий,
речи, подражания, игровой деятельности
и т.д.
Анализ как отечественных, так
и зарубежных исследований показывает,
что развитие наглядно-образного мышления
- это сложный и длительный процесс, всесторонне
и полное изучение которого требует проведения
цикла экспериментальных и теоретических
работ.
Цель исследования - изучить
особенности развития наглядно-образного
мышления у детей дошкольного возраста.
Объект исследования - дети
дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие
наглядно-образного мышления у детей дошкольного
возраста.
Задачи исследования:
На основе анализа психолого-педагогической
литературы дать характеристику мышлению
как психическому познавательному процессу.
Рассмотреть развитие мышления
в дошкольном возрасте.
Изучить развитие наглядно-образного
мышления в дошкольном возрасте.
В исследовании мы использовали
теоретические и экспериментальные методы:
анализ психолого-педагогической литературы,
эксперимент, наблюдение.
Глава 1. Теоретическое
обоснование развития наглядно-образного
мышления в старшем дошкольном возрасте
1.1 Мышление как
психический познавательный процесс
Информация, полученная человеком
из окружающего мира, позволяет человеку
представлять не только внешнюю, но и внутреннюю
сторону предмета, представлять предметы
в отсутствии их самих, предвидеть их изменение
во времени, устремлять мыслью в необозримые
дали и микромир. Все это возможно благодаря
процессу мышления.
Мышлением называется отражение
связей и отношений между предметами и
явлениями действительности, ведущее
к получению новых знаний.
Мышление, как ощущение и восприятие,
- психический процесс. Однако, в отличие
от процессов чувственного познания, в
процессе мышления происходит отражение
предметов и явлений действительности,
в их существенных признаках и отношениях.
Путём восприятия человек познаёт единичные
предметы в совокупности их случайных
и основных признаков. Выделяя в процессе
мышления основное, существенное в явлениях,
человек «проникает в глубь вещей», познаёт
разнообразие зависимости между явлениями
и их закономерности.
Жизнь человека постоянно ставит
перед ним острые и неотложные проблемы
и задачи. Возникновение таких проблем,
трудностей, неожиданностей означает,
что в окружающей нас действительности
есть еще много неизвестного, непонятного,
непредвиденного, скрытого, требующего
все более глубокого познания мира, открытия
в нем все новых и новых процессов, свойств
и взаимоотношений людей и вещей. Вселенная
бесконечна, и бесконечен процесс ее познания.
Мышление устремлено в эти бескрайние
глубины неизведанного, нового. Каждый
человек делает множество открытий в своей
жизни (неважно, что эти открытия небольшие,
только для себя, а не для человечества).
Таким образом, мышление - это социально
обусловленный, неразрывно связанный
с речью психический процесс поисков и
открытия существенно нового. Мышление
возникает на основе практической деятельности
их чувственного познания и далеко выходит
за его пределы.
Для мыслительной деятельности
человека существенна ее взаимосвязь
не только с чувственным познанием, но
и с языком, с речью. В этом проявляется
одно из принципиальных различий между
человеческой психикой и психикой животных.
Только с появлением речи становится возможным
«отделить» от познаваемого объекта то
или иное его свойство и закрепить, зафиксировать
представление или понятие о нем в специальном
слове. Мысль обретает в слове материальную
оболочку. Таким образом, человеческое
мышление, в каких бы формах оно ни осуществлялось,
невозможно без языка. Всякая мысль возникает
и развивается в неразрывной связи с речью.
Чем глубже и основательнее продумана
та или иная мысль, тем более четко и ясно
она выражается в словах, в устной и письменной
речи. И наоборот, чем больше совершенствуется,
оттачивается словесная формулировка
какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее
становится сама эта мысль.
Органическая, неразрывная
связь мышления с языком, отчетливо обнаруживает
социальную, общественно-историческую
сущность человеческого мышления. Познание
необходимо предполагает преемственность
всех знаний, приобретаемых в ходе человеческой
истории. Эта историческая преемственность
знаний возможна лишь в случае их фиксации,
закрепления, сохранения и передачи от
одного человека к другому, от поколения
к поколению. Такая фиксация всех основных
результатов познания осуществляется
с помощью языка - в книгах, журналах и
т.д. Во всем этом наглядно проявляется
социальная природа человеческого мышления.
Умственное развитие человека необходимо
совершается в процессе усвоения знаний,
выработанных человечеством в ходе общественно-исторического
развития. В процессе общественно-исторического
развития познания и преобразования природы
и общества вырабатываются, развиваются
и систематизируются научные знания. Процесс
познания мира индивидом обусловлен, опосредствован
историческим развитием научного знания,
результаты которого каждый индивид осваивает
в ходе обучения. Фактически это общение
человека с человечеством.
Психологически исследовать
мышление как процесс значит изучить внутренние,
скрытые причины, приводящие к образованию
тех или иных познавательных результатов.
Всякий мыслительный процесс
является по своему внутреннему строению
действием или актом деятельности, направленным
на разрешение определенной задачи. Задача
эта заключает в себе цель для мыслительной
деятельности индивида, соотнесенную
с условиями, которыми она задана. Направляясь
на ту или иную цель, на решение определенной
задачи, всякий мыслительный акт субъекта
исходит из тех или иных мотивов. Начальным
моментом мыслительного процесса обычно
является проблемная ситуация. Мыслить
человек начинает, когда у него появляется
потребность что-то понять. Мышление обычно
начинается с проблемы или вопроса, с удивления
или недоумения, с противоречия. Этой проблемной
ситуацией определяется вовлечение личности
в мыслительный процесс; он всегда направлен
на разрешение какой-то задачи.
Такое начало предполагает
и определенный конец. Разрешение задачи
является естественным завершением мыслительного
процесса. Всякое прекращение его, пока
эта цель не достигнута, будет испытываться
субъектом как срыв или неудача. Весь процесс
мышления в целом представляется сознательно
регулируемой мыслительной операцией.
К познанию предмета и разрешению
стоящей перед человеком задачи мышление
идет посредством многообразных операций,
составляющих различные взаимосвязанные
и друг в друга переходящие стороны мыслительные
процесса. Таковыми являются сравнение,
анализ и синтез, абстракция и обобщение.
Все эти операции являются различными
сторонами основной операции мышления
- «опосредования», т.е. раскрытия все более
существенных объективных связей и отношений.
Сравнение, сопоставляя вещи,
явления, их свойства, вскрывает тождество
и различия. Выявляя тождество одних и
различия других вещей, сравнение приводит
к их классификации. Сравнение является
часто первичной формой познания: вещи
сначала познаются путем сравнения. Это
вместе с тем и элементарная форма познания.
Тождество и различие, основные категории
рассудочного познания, выступают сначала
как внешние отношения. Более глубокое
познание требует раскрытия внутренних
связей, закономерностей и существенных
свойств. Это осуществляется другими сторонами
мыслительного процесса или видами мыслительных
операций - прежде всего анализом и синтезом.
Анализ - это мысленное расчленение
предмета, явления, ситуации и выявление
составляющих его элементов, частей, моментов,
сторон. В элементарной форме анализ выражается
в практическом разложении предметов
на составные части. Анализ бывает практическим
(когда мыслительный процесс непосредственно
включен в речевую деятельность) и умственным
(теоретическим). Если анализ оторван от
других операций, он становится порочным,
механистичным. Элементы такого анализа
наблюдаются у ребенка на первых этапах
развития мышления, когда ребенок разбирает,
ломает игрушки на отдельные части, никак
не используя их дальше.
Синтез восстанавливает расчленяемое
анализом целое, вскрывая более или менее
существенные связи и отношения выделенных
анализом элементов. Анализ расчленяет
проблему; синтез по-новому объединяет
данные для ее разрешения. Анализируя
и синтезируя, мысль идет от более или
менее расплывчатого представления о
предмете к понятию, в котором анализом
выявлены основные элементы и синтезом
раскрыты существенные связи целого.
Анализ и синтез, как и все мыслительные
операции, возникают сначала в плане действия.
Теоретическому мыслительному анализу
предшествует практический анализ вещей
в действии, который расчленяет их в практическом
синтезе, в производственной деятельности
людей. Формируясь сначала в практике,
анализ и синтез затем становятся операциями
или сторонами теоретического мыслительного
процесса.