Особенности развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 09:43, курсовая работа
Краткое описание
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста. На протяжении ряда лет основные усилия советских учёных, исследовавших познавательные процессы детей дошкольного возраста, были сосредоточены на изучение двух проблем.
Содержание
Введение Глава 1. Теоретическое обоснование развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте 1.1 Мышление как психический познавательный процесс 1.2 Развитие мышления в дошкольном возрасте 1.3 Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте 2.1 Изучение уровня развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте 2.2 Рекомендации родителям и воспитателям по развитию у дошкольников наглядно-образного мышления Заключение Литература
В ряде отечественных исследований
раскрывается структура наглядно-образного
мышления и дается характеристика некоторых
особенностей его функционирования (Б.Г.
Ананьев, Л.Л. Гурова, В.П. Зинченко, Е.Н.
Кабанова-Меллер, Т.В. Кудрявцев, Ф.Н. Шемякин,
И.С. Якиманская и др.). В качестве основного
средства осуществления этой формы мышления
выступают образы, которые могут различаться
по степени обобщенности, по способам
формирования и функционирования. Сама
мыслительная деятельность выступает
как оперирование образами.
Некоторые авторы (Т.В. Кудрявцев,
И.С. Якиманская и др.) обращают внимание
на необходимость четкого различия двух
понятий - тип образа и тип оперирования
образом. В ряде исследований показано,
что тип оперирования образами об известной
мере не зависит от типа самих образов.
В других исследованиях имеются
данные о том, что тип образа (его структура,
его функциональные особенности) влияет
на процесс оперирования, расширяя или
сужая возможности последнего (В.П. Зинченко,
Н.Н. Поддъяков).
В работах И.С. Якиманской выделены
три типа оперирования образами. Первый
тип характеризуется усиление представлять
предметы (или их части) в различных пространственных
положениях. Для второго типа характерно
преобразование структуры и пространственного
положения исходного образа. Третий тип
оперирования заключается в построении
принципиально новых образов, на основе
сложных преобразований исходных образов.
Многие авторы (А.В. Запорожец,
А.А. Люблинская, Ж. Плаже и др.) рассматривают
возникновение наглядно-образного мышления
как узловой момент в умственном развитии
ребенка. Однако условия формирования
образного мышления у дошкольников, механизмы
его осуществления изучены далеко не полностью.
В ряде исследований (Т.В. Кудрявцев,
И.С. Якиманская и др.) выделены основные
типы оперирования образами. Один из этих
типов заключается в мысленном воспроизведении
объекта в различных пространственных
положениях. Такое оперирование является
существенным моментом функционирования
наглядно-образного мышления детей и имеет
важное значение в процессе осуществления
детской деятельности. Умение детей представлять
объекты в различном пространственном
положении - это достаточно сложное умение.
Оно включает в качестве исходных звеньев
другие, более простые умения, например
представление предметов в том положении,
в котором они находились в процессе непосредственного
восприятия.
Переход к умениям представлять
предметы в различных пространственных
положениях может осуществляться на основе
формирования промежуточных умений. Они
заключаются в том, что ребёнок представляет
разные пространственные положения скрытых
частей объекта по видимым. Важно отметить,
что эти умения играют роль не только промежуточного
этапа, подводящего к формированию более
сложных умений. Они имеют самостоятельное
значение в ходе развития познавательной
деятельности ребёнка.
Один из важных признаков развития
наглядно-образного мышления состоит
в том, насколько новый образ отличается
от исходных данных, на основе которых
он построен.
Степень различия между формируемым
новым образом и исходными образами, отражающими
условия задачи, характеризует глубину
и радикальность мысленных преобразований
этих исходных образов.
В своей повседневной жизни
дети дошкольного возраста очень рано
сталкиваются с изменением и развитием
различных предметов и явлений. Экспериментальные
исследования, а также систематические
наблюдения за деятельностью дошкольников
дают основание полагать, что одна из своеобразных
форм чувственного обобщения, которая
далеко выходит за пределы непосредственно
воспринимаемого и является исходным
моментом развития более сложных форм
обобщения, возникает в процессе познания
детьми предметов в их изменении и развитии.
Характерная черта такого познания - формирование
в этом процессе особых представлений,
отражающих последовательность изменений,
преобразования объекта, которые недоступны
непосредственному восприятию.
Важным условием возникновения
наглядно-образного мышления является
формирование у детей умений различать
план реальных объектов и план моделей,
отражающих эти объекты. С помощью таких
моделей ребёнок представляет себе скрытые
стороны ситуации. В процессе использования
моделей у детей формируются особые действия
с двойственной направленностью - они
осуществляются ребёнком на модели, а
относятся им к оригиналу. Это создаёт
предпосылки «отрыва» действий от модели
и от оригинала и осуществления их в плане
представлений.
Развитие образного отражения
действительности у дошкольников идёт
в основном по двум основным линиям: а)
совершенствования и усложнения структуры
отдельных образов, обеспечивающих обобщённое
отражение предметов и явлений; б) формирования
системы конкретных представлений о том
или ином предмете. Отдельные представления,
входящие в эту систему, имеют конкретный
характер. Однако, будучи объединены в
систему, эти представления позволяют
ребёнку осуществлять обобщённое отражение
окружающих предметов и явлений.
Основная линия развития наглядно-образного
мышления заключается в формировании
умения оперировать образами предметов
или их частей. В качестве основы такого
оперирования выступает умение детей
произвольно актуализировать эти образы.
Такие умения возникают у детей в ходе
усвоения двух тесно взаимосвязанных
систем действий. Вначале формируется
система анализирующих действий, в процессе
которых ребёнка обучают последовательно
выделять основные, а затем производные
части предмета, то есть обучают идти от
общего к частному.
Затем в продуктивной деятельности
формируется система воспроизводящих
действий, в процессе которых ребёнка
обучают воссоздавать вначале основные
части предметов, а затем производные.
Логика воспроизведения соответствует
логике анализа предмета и развёртывается
от общего к частному.
В ходе такого обучения у детей
развивается способность произвольно
актуализировать представление о воспринятом
предмете и затем воплощать это представление
в конструировании или рисунке.
Существенный момент развития
наглядно-образного мышления - формирование
у детей определённой техники оперирования
образами. Основой такого оперирования
является использование детьми особой
группы средств мыслительной деятельности,
с помощью которых осуществляются различного
рода мысленные перемещения предметов
в пространстве.
Образное мышление - основной
вид мышления детей 5-6 летнего возраста.
И как показывают исследования психологов,
уже в этом возрасте дети могут овладеть
многими возможностями, связанными с этим
видом мышления. Например, Они могут научиться
мысленно преобразовывать образы реальных
предметов, строить наглядные модели (типа
схем), отображающие существенные свойства
объектов или явлений, планировать свои
действия в уме.
Способность к использованию
в мышлении модельных образов, которая
начинает складываться у детей 3-4 лет,
становится у детей 5-6 лет основой понимания
различных отношений предметов, позволяет
детям усваивать обобщенные знания и применять
их при решении новых мыслительных задач.
Эта способность проявляется, в частности,
в том, что дети легко и быстро понимают
схематические изображения, предлагаемые
взрослыми, и с успехом пользуются ими.
У детей 5-6 лет ведущее значение
приобретает наглядно образное мышление.
К наглядно-действенному мышлению старшие
дошкольники обращаются, как правило,
только в случаях решения задач, которые
невозможно решить без действенных проб,
причем эти пробы часто приобретают планомерный
характер. Так, в задании, где детям предлагалось
путем нажимов на кнопки провести куклу
по заданному пути, старшие дошкольники
после двух-трех неудачных нажимов переходили
к апробированию кнопок, причем у части
детей вырабатывалось система опробования
- ребенок исследовал их воздействие на
движение куклы в определенном порядке.
Задания, в которых связи, существенные
для достижения цели, можно обнаружить
без проб, старшие дошкольники обычно
решают в уме, а затем уже выполняют безошибочно
практическое действие
Младшие дошкольники решают
подобные задачи при помощи внешних ориентировочных
действий, т.е. на уровне наглядно-действенного
мышления. Так, если детям предлагают задачу
на использование рычага, где прямой результат
действия заключается в отодвигании от
себя его ближнего плеча, а косвенный в
приближении дальнего, младшие дошкольники
пробуют двигать рычаг в разных направлениях,
пока не найдут нужного.
Дети 4-5 лет при решении более
простых, а потом и более сложных задач
с косвенным результатом постепенно начинают
переходить от внешних проб к пробам, совершаемым
в уме. После того как ребенка знакомят
с несколькими вариантами задачи, он может
решить новый ее вариант, уже не прибегая
к внешним действиям с предметами, а получить
необходимый результат в уме.
Возможность обобщать полученный
опыт, переходить к решению задач с косвенным
результатом в уме возникает благодаря
тому, что образы, которыми пользуется
ребенок, сами приобретают обобщенный
характер, отображают не все особенности
предмета, ситуации, а только те, которые
существенны с точки зрения решения той
или иной задачи.
Проведенный нами анализ как
отечественных, так и зарубежных исследований
показывает, что развитие наглядно-образного
мышления - это сложный и длительный процесс.
Н.Н. Поддъяков показал, что развитие внутреннего
плана у детей дошкольного возраста проходит
следующие этапы:
1-й этап. Ребенок еще
не может действовать в уме,
но уже способен манипулировать
вещами в наглядно-действенном
плане, преобразовывать непосредственно
воспринимаемую им предметную
ситуацию с помощью практических
действий. На этом этапе развитие
мышления состоят в том, что
вначале ситуация дается ребенку
наглядно, во всех существенных
признаках, а затем часть из
них исключается, и акцент ставится
на память ребенка. Первоначально развитие
интеллекта идет через развитие припоминания
ранее виденного ими слышанного, прочувствованного
ими сделанного, через перенос однажды
найденных решений задачи на новые условия
и ситуации.
2-й этап. Здесь в постановку
задачи уже включается речь. Сама
задача может быть решена ребенком
еще только во внешнем плане,
путем непосредственного манипулирования
материальными объектами или
методом проб и ошибок. Допускается
некоторая модификация ранее
найденного решения при его
переносе на новые условия
и ситуации. Обнаруженное решение
в словесной форме может быть
выражено ребенком, поэтому на
данном этапе важно добиться
от него понимания словесной
инструкции, формулировки и объяснения
на словах найденного решения.
3-й этап. Задача решается
уже в наглядно-образном плане
путем манипулирования образами-представлениями
объектов. От ребенка требуется
осознание способов действий, направленных
на решение задачи, их разделение
на практические - преобразование
предметной ситуации и теоретические
- осознание способа произведенного
требования.
4-й этап. Это - заключительный
этап, на котором задача вслед
за найденным ее наглядно-действенное
и образным решением воспроизводится
и реализуется во внутренне
представленному плану. Здесь развитие
интеллекта сводится к формированию
у ребенка умения самостоятельно
вырабатывать решение задачи
и сознательно ему следовать.
Благодаря такому научению происходит
переход от внешнего к внутреннему
плану действий.
Итак, основное значение в познании
дошкольниками окружающего мира приобретает
наглядно-образное мышление. Оно дает
ребенку возможность усваивать обобщенные
знания о предметах и явлениях действительности,
становится источником детского творчества.
Уровень развития наглядно-образного
мышления, достигаемый в дошкольном возрасте,
имеет непреходящее значение для всей
последующей жизни человека, служит тем
основным вкладом, который дошкольное
детство вносит в общий процесс психического
развития.
Глава 2. Опытно-экспериментальное
изучение развития наглядно-образного
мышления в дошкольном возрасте
2.1 Изучение уровня
развития наглядно-образного мышления
в дошкольном возрасте
Для изучения развития наглядно-образного
мышления в дошкольном возрасте нами была
проведена опытно-экспериментальная работа,
направленная на определения уровня развития
наглядно-образного мышления в младшем,
среднем и старшем дошкольном возрасте.
В эксперименте принимали участие дошкольники
3-7 лет.
Для изучения развития данного
вида мышления мы использовали следующие
универсальные методики, позволившие
оценить нам развитие наглядно-образного
мышления у детей младшего, среднего и
старшего дошкольного возраста:
«Нелепицы», направленную на
изучение наглядно-образного мышления
и элементарных образных представлений
ребенка об окружающем мире;
«Время года», позволившую нам
оценить непосредственно уровень развития
наглядно-образного мышления у дошкольников;