Особенности развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 09:43, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста.
На протяжении ряда лет основные усилия советских учёных, исследовавших познавательные процессы детей дошкольного возраста, были сосредоточены на изучение двух проблем.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте
1.1 Мышление как психический познавательный процесс
1.2 Развитие мышления в дошкольном возрасте
1.3 Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
2.1 Изучение уровня развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
2.2 Рекомендации родителям и воспитателям по развитию у дошкольников наглядно-образного мышления
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

пример курсовой.docx

— 73.69 Кб (Скачать файл)

Для изучения сформированности элементарных образных представлений об окружающем мире нами была использована диагностика «Нелепицы» (см. Приложение № 1). Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Детям предлагались картинки с изображением животных в нелепых ситуациях (кот сидит на дереве, гусь на цепи и др.). Ребенок работал по инструкции в течение 3 минут. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть. В момент выполнения ребенком задания мы фиксировали время выполнения, количество правильно отмеченных нелепиц и правильность их объяснения.

Полученные результаты мы оценивали по 10-бальной системе и соотносили с нормативами:

Баллы

Показатели

Уровень развития

10 баллов

Ребенок за отведенное время (3 мин) заметил все имеющиеся на картинке нелепицы, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

Очень высокий

8-9 баллов

Ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 1-3 из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

Высокий

6-7 баллов

Ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 3-4 из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

Средний

4-5 баллов

Ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

Средний

2-3 балла

За отведенное время ребенок не успел заметить 1-4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

Низкий

0-1 балл

За отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4 из 7 имеющихся нелепиц.

Очень низкий


 

Результаты изучения уровня сформированности элементарных образных представлений ребенка об окружающем мире мы оформили в таблицы по каждой возрастной группе.

Результаты изучения сформированности образных представлений об окружающем мире у детей младшего дошкольного возраста (методика №1)

Имя ребенка

Уровни сформированности образных представлений

об окружающем мире

Очень

высокий

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

 

1

Лилия Н.

       

2

Вика Л.

       

3

Дима С.

       

4

Димы П.

       

5

Егор А.

       

6

Алла Г.

       

7

Артем П.

       

8

Галя К.

       

9

Регина Ж.

       

10

Алена Ш.

       

11

Наташа Л.

       

12

Сергей Н.

       

13

Петр О.

       

14

Оля В.

       

15

Сергей У.

       

16

Карина Р.

       

17

Давид Е.

       

18

Настя Ч.

       

19

Юра Н.

       

20

Тимур К.

       

 

Из таблицы видно, что в младшем дошкольном возрасте преобладает низкий уровень сформированности элементарных образных представлений об окружающем мире. Соответственно, низкий уровень развития имеет и наглядно-образное мышление. При выполнении задания детям данного возраста было свойственно называть нелепости в вопросительной форме, что говорит об их неуверенности в правильности ответов. Многих их них (Оля В., Наташа Л., Дима П., Егор А) не смогли и не успели за отведенное время объяснить как должно быть на самом деле. Таким образом, низкий уровень образных представлений имеют 12 детей из 20, что составило 60%; очень низкий уровень имеют 8 детей - 40%.

 

Результаты изучения сформированности образных представлений об окружающем мире у детей среднего дошкольного возраста (методика №1)

Имя ребенка

Уровни сформированности образных представлений

об окружающем мире

Очень

высокий

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

 

1

Костя М.

       

2

Маша Ч.

       

3

Денис Л.

       

4

Максим Д.

       

5

Таня Х.

       

6

Оля И.

       

7

Нина Ш.

       

8

Ефим Э.

       

9

Майя К.

       

10

Паша Т.

       

11

Тарас О.

       

12

Даша С.

       

13

Саша Н.

       

14

Оля Н.

       

15

Сергей В.

       

16

Вова П.

       

17

Таня Р.

       

18

Дима С.

       

19

Оксана Г.

       

20

Рустам Г.

       

 

Из таблицы видно, что 8 детей (Костя М., Таня Х., Оля И. Нина Ш., Даша С., Саша Н., Оля Н., Дима С) из 20 - 40% - правильно назвали все нелепицы, но не успели за отведенное время (3 минуты) сказать как должно быть в реальности. Эти дети имеют средний уровень сформированности образных представлений. Высокий уровень сформированности образных представлений имеют 5 детей (Маша Ч., Ефим Э., Майя К., Тарас О., Оксана Г), что составляет от общего количества обследуемых детей этого возраста 25%. Эти дети за отведенное время правильно отметили все нелепицы, но 1-3 из них не успели объяснить.35% от общего количества обследуемых детей среднего возраста имеют низкий (25%) и очень низкий (10%) уровень сформированности образных представлений. Эти дети слабо справились с заданием, показали низкие результаты в первой части исследования - при определении нелепиц - и не справились со второй частью задания, где им необходимо было объяснить как должно быть на самом деле.

Результаты изучения сформированности образных представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста (методика №1)

Имя ребенка

Уровни сформированности образных представлений

об окружающем мире

Очень

высокий

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

 

1

Вова З.

       

2

Юля С.

       

3

Катя Л.

       

4

Кирилл П.

       

5

Рома К.

       

6

Настя А.

       

7

Антон М.

       

8

Жанна К.

       

9

Юля И.

       

10

Илья Ш.

       

11

Марат А.

       

12

Света Ц.

       

13

Жанна А.

       

14

Антон Б.

       

15

Степан К.

       

16

Коля К.

       

17

Оля К.

       

18

Вика Л.

       

19

Сергей Н.

       

20

Наташа П.

       

 

 

Из таблицы видно, что 50% детей имеют высокий уровень сформированности образных представлений об окружающем мире. Эти дети заметили и отметили все имеющиеся нелепицы, но 1-3 из них не успели до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.25% детей (Вова З., Юля С., Жанна К., Коля К) имеют очень высокий уровень сформированности образных представлений об окружающем мире. Во время проведения исследования эти дети показали высокие результаты, которые характеризуются тем что, за отведенное время (3 мин) были замечены все имеющиеся на картинке нелепицы, объяснены, что не так, и, кроме того, сказано, как на самом деле должно быть. Средний уровень сформированности образных представлений имеют 20% (Настя А., Света Ц., Жанна А., Степан К.).

На следующем этапе изучения нами наглядно-образного мышления у дошкольников детям предлагалась методика «Времена года» (см. Приложение №2).

Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания временя - 2 мин. - ребенок должен не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года. Полученные результаты мы оценивали по 10-балльной системе и делали выводы об уровне развития у ребенка наглядно-образного мышления через сформированности образных представлений о явлениях природы и временах года:

 

Баллы

Показатели

Уровень развития

10 баллов

за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).

Очень высокий

8-9 баллов

ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

Высокий

6-7 баллов

ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

Средний

4-5 баллов

ребенок правильно определил время года только на одной - двух картинках из 4-х и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

Низкий

0-3 балла

ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака.

Очень низкий


 

Результаты изучения уровня сформированности у дошкольников образных представлений о явлениях природы и временах года мы оформляли в таблицы по каждой возрастной группе, выводя при этом и диаграммы.

Результаты изучения сформированности образных представлений о явлениях природы и временах года у детей младшего дошкольного возраста (методика № 2)

Имя ребенка

Уровни сформированности образных представлений

о явлениях природы и временах года

Очень

высокий

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

 

1

Лилия Н.

       

2

Вика Л.

       

3

Дима С.

       

4

Димы П.

       

5

Егор А.

       

6

Алла Г.

       

7

Артем П.

       

8

Галя К.

       

9

Регина Ж.

       

10

Алена Ш.

       

11

Наташа Л.

       

12

Сергей Н.

       

13

Петр О.

       

14

Оля В.

       

15

Сергей У.

       

16

Карина Р.

       

17

Давид Е.

       

18

Настя Ч.

       

19

Юра Н.

       

20

Тимур К.

       

Информация о работе Особенности развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте