Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Память существует у ребенка с момента рождения, без этого было бы не возможно, какое-то ни было развитие. Мозг ребенка особо пластичен, он с легкостью запечатлевает полученный опыт. Если мы посмотрим, какое количество новых действий осваивает ребенок за первые три года жизни, то поразимся объемам его памяти. Достаточно напомнить, что в течение полутора лет (с 1 года 6 месяцев до 3 лет), дети практически овладевают родным языком. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию воспроизведению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ
1.1 Память и ее значение. Физиологические основы памяти
1.2 Классификация видов памяти, их значение и характеристики
1.3 Особенности развития различных видов памяти в дошкольном возрасте
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация исследования
2.2 Методы исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
3.1 Результаты исследования особенностей развития произвольной и непроизвольной памяти старших дошкольников
3.2 Результаты исследования особенностей развития памяти по характеру психической активности, преобладающей в деятельности у старших дошкольников
3.3 Результаты исследования особенностей развития памяти по характеру и использованию средств запоминания у старших дошкольников
3.4 Сопоставительный анализ результатов исследования различных видов памяти старших дошкольников
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКИМЕНДАЦИИ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 91.08 Кб (Скачать файл)

В настоящее время нет единой теории механизмов памяти.

Более убедительная нейронная теория, которая исходит из представления, что нейроны образуют цепи, по которым циркулирую биотоки. Под влиянием биотоков происходят изменения в синапсах, что облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям. Различный характер цепей нейронов и соответствует той или иной закрепленной информации.

Другая теория, молекулярная теория памяти, считает, что под влиянием биотоков в протоплазме нейронов образуются особые белковые молекулы, на которых «записывается» поступающая в мозг информация. Ученые даже пробуют извлечь из мозга умершего животного эти, как они называют, «молекулы памяти». А дальше идут совершенно фантастические предположения о том, что когда-нибудь «молекулы памяти» можно будет синтезировать в лабораториях, изготовить «таблетки памяти» или специальную жидкость для инъекций и таким образом пересаживать знания в голову человека.

Память – это сложная психическая деятельность. Психическое свойство человека, способность к накоплению, хранению, и воспроизведению опыта и информации.

- это способность вспоминать  отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей  жизни, его размещение во времени  и пространстве.[17;124]

- это совокупность процессов  и функций, которые расширяют  познавательные возможности человека; память охватывает все впечатления  об окружающем мире, которые возникают  у человека. [10;184]

- это сложная структура  нескольких функций или процессов, обеспечивающих фиксацию прошлого  опыта человека.

- это психологический  процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения  материала.

Основные процессы памяти – это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание – происходит при восприятии человеком предметов и явлений, что приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга. Образуются временные условно-рефлекторные связи (следы памяти). Запоминание может быть как произвольным, так и непроизвольным, т.е. протекать независимо от воли человека Произвольное запоминание может проходить двумя способами: через механическое фиксирование; и быть смысловым, т.е. логическим.

Сохранение – это процесс, когда следы памяти не исчезают, а фиксируются в нервных сплетениях, даже после того, как исчезают возбудители, которые их вызвали.

Воспроизведение, наряду с запоминанием, составляет основу мнематической деятельности - этап вспоминания лежит в основе познавательных процессов. Воспроизведение проходит в три фазы: узнавание, припоминание и репродукция или реминисценция.

Забывание – процесс противоположный сохранению.

Процессы нашей памяти взаимосвязаны со всеми психическими процессами, и особенно - что имеет исключительное значение – с процессами мышления. Человеческая память – сознательный, осмысленный процесс. Это ее характерная стержневая черта. Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны.

Это некоторые наиболее общие, но вовсе не исчерпывающие характеристики памяти у человека.

Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти, от которых зависит, насколько продуктивна память человека - это: длительность, быстрота, точность, готовность, объём запоминания и воспроизведения.

  1. Объём памяти - способность одновременно сохранять значительный объём информации. Средний объём памяти - 7 элементов (единиц) информации.
  2. Быстрота запоминания - отличается у разных людей, её можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.
  3. Точность запоминания - точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации.
  4. Длительность запоминания - способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт.
  5. Готовность к воспроизведению - способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию.

Память также нельзя рассматривать в отрыве от особенностей и свойств личности. Важно понимать, что у разных людей разные функции памяти развиты неодинаково.

Разница может быть количественной, например:

-в скорости запоминания;

- в прочности сохранения;

- в легкости воспроизведения, в точности и объеме запоминания.

Например, некоторые люди отлично запоминают материал, но потом не могут его воспроизвести. Другие же, наоборот, с трудом запоминают, т.к. у них слабо развита кратковременная память, но долго хранят в памяти накопленную информацию.

Разница может быть также качественной, или отличаться по своей модальности, в зависимости от того, какой вид памяти доминирует. Может больше проявляться зрительная, слуховая, двигательная или эмоциональная память. Одному, чтобы запомнить, нужно прочесть материал, у другого больше развито слуховое восприятие, третьему нужны зрительные образы. Известно, что «чистые» виды памяти встречаются редко. В жизни чаще всего различные типы памяти смешиваются: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память являются наиболее типичными. У разных людей более активны разные анализаторы, у большинства людей ведущей является зрительная память. Встречается даже такое феноменальное индивидуальное свойство как эйдетическое зрение, т.е. то, что называют фотографическая память.

Универсальные принципы в механизме памяти

Факты, полученные исследователями на основании разных теорий памяти, немецкий ученый Эббингауз Г. обобщил и вывел некоторые закономерности в механизме памяти:

- При запоминании материала, лучше всего воспроизводятся  его начало или конец, так называемый эффект края.

- Запоминание пройдет  лучше, если повторять материал  несколько раз в течение определённого  времени: нескольких часов или  дней.

- Любое повторение способствует  лучшему запоминанию того, что  было выучено раньше. Повторение  вообще играет большую роль, причем  не механическое, а используя  логическую обработку материала.

- Установка на запоминание  ведет к лучшему запоминанию. Очень полезно связать материал  с целью деятельности.

- Один из интересных  эффектов памяти - это явление реминисценции, т.е. улучшение со временем воспроизведения изученного материала, без какого-то дополнительного повторения. Реминисценция чаще всего происходит на второй - третий день после выучивания материала.

- События, которые производят  на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго.

- Более сложные и не  такие интересные события человек  может переживать много раз, но  в памяти они отложатся ненадолго.

- Любое новое впечатление  не остается в памяти изолированным. Память о событии меняется, вступая  в связь с другими впечатлениями.

- Память человека всегда  связана с его личностью, поэтому  любые патологические изменения  в личности всегда сопровождаются  нарушениями памяти.

- Память человека всегда  теряется и восстанавливается  по одному и тому же сценарию: первыми, при потере памяти, исчезают более сложные и недавние впечатления. При восстановлении, наоборот: сначала восстанавливаются более простые и более ранние воспоминания, а затем уже более сложные и недавние.

Это некоторые наиболее общие закономерности работы памяти.

 

1.2 Классификация видов памяти, их значение и характеристики

 

Деление памяти на виды зависит от особенностей деятельности. Существуют разные классификации видов человеческой памяти:

  1. По характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную;
  2. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности – на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
  3. По продолжительности закрепления и сохранения материала – на кратковременную, долговременную и оперативную;
  4. По сути предмета и способа запоминания [17;125].

По характеру участия воли (целевой деятельности):

- Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий;

- Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.

По характеру психической активности, преобладающей в деятельности. В различных видах деятельности могут преобладать различные виды психической активности: Моторная, эмоциональная, сенсорная. Каждый из этих видов активности выражается в соответствующих действиях и их продуктах: в движениях, чувствах, образах, мыслях. Обслуживающие их специфические виды памяти получили в психологии соответствующие названия: двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической памяти.

Двигательная память– это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д.

Эмоциональная память – это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано в младенчестве: около 6 месяцев. [17;126]

Образная память – это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она может быть зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.

  • Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.
  • Слуховая память - это хорошее запоминание и воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки.
  • Осязательная, обонятельная и вкусовая память сконцентрированы на удовлетворение биологических потребностей организма.

Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и более эффективна, чем простое механическое запоминание. Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них называется не просто логической, а словесно-логической. В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Словесно-логическая память специфически человеческая в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которая в своих простейших формах свойственна и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие других видов памяти. Людям с развитой словесно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. Память бывает произвольная и непроизвольная. Эти виды памяти отличаются между собой в зависимости от степени волевой регуляции, от цели и способов запоминания и воспроизведения информации. Если не ставится специальной цели запомнить и припомнить материал, и он запоминается как бы сам собой, то эта память непроизвольная. Так дети запоминают яркие интересные новые события, явления и предметы. Однако запоминается само собой далеко не все, что надо помнить человеку. Если ставят цель запомнить, применяют соответствующие мнематические (от гр. Слова «мнеме» - «память») приемы, производят волевые усилия, то эта память произвольная.

Особую роль в жизни любого человека играют образная, словесно-логическая, моторная и эмоциональная память. Образная память отвечает за запоминание, сохранение, воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Этот вид памяти основан на работе зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, осязательного анализаторов. Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранение, воспроизведение мыслей, понятий, словесных формулировок. Моторная память проявляется в запоминании, сохранение, воспроизведение движений и их систем. Этот вид памяти появляется и развивается значительно раньше других, уже в первых месяц жизни ребенка. Эмоциональная память – память на пережитые чувства.

По продолжительности сохранения информации память подразделяют:

  1. Мгновенная или иконическая память. Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти - от 0,1 до 0,5 секунд.

Кратковременная память. Сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 секунд. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия.

Оперативная память – это память, рассчитанная на сохранение информации в течение определённого, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.

Долговременная память – память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока. Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время.

Память зависит и от таких индивидуальных особенностей, как:

- интересы и склонности  личности: то, чем человек больше  интересуется, запоминается без  труда;

- от отношения личности  к той или иной деятельности: жизненно важно или можно пренебречь;

- от эмоционального настроя  в конкретном случае;

- от физического состояния;

- от волевого усилия  и многих других факторов. Деление  памяти на виды зависит от  особенностей деятельности. Существуют  разные классификации видов человеческой  памяти:

  1. по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную;
  2. по характеру психической активности, преобладающей в деятельности – на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
  3. по продолжению закрепления и сохранения материала, в связи с его ролью в деятельности) – кратковременная, долговременная и оперативная;
  4. по сути предмета и способа запоминания – непосредственная и опосредованная.

Информация о работе Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте