Особенности развития памяти учащихся начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 12:38, реферат

Краткое описание

Память – процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта.
Бурное развитие характеристик памяти ребёнка, происходящее в школьные годы, связано прежде всего с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний ребёнком предполагает развитие у него произвольной памяти. В отличие от дошкольника, школьник вынужден запоминать и воспроизводить не тогда, когда захочет, и не то, что ему интересно, а то, что даёт и требует от него школьная программа.

Содержание

1. Введение с. 3
2. Литературный обзор с. 5
2.1. Что такое память с. 5
2.2. Память как одно из основных свойств личности с. 6
2.3. Особенности памяти детей младшего школьного возраста с. 18
3. Практическая часть с. 21
3.1 Методика проведения исследований с. 21
3.2. Результаты исследования с. 24
3.3. Рекомендации учащимся по развитию памяти с. 25
4. Выводы с. 26
5. Список литературы с. 28

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат про память.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

Слова для запоминания  в первом опыте:

Машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, воробей.

После паузы в 10 секунд даётся команда « Пишите!» 

Опыт  №2

Второй  опыт можно проводить после 5-минутного  перерыва после окончания первого.

В этом опыте экспериментатор последовательно  предъявляет испытуемому слова, написанные на отдельных карточках. Экспозиция каждого слова должна соответствовать длительности чтения слова первого опыта, интервал между словами тот же, то есть 3 секунды.

Инструкция  испытуемому: « Я буду показывать вам карточки с написанными на них словами. Внимательно читайте их и запоминайте. По сигналу « Пишите!» на листе бумаги запишите то, что запомните. Если всё понятно, приготовьтесь слушать и запоминать».

Слова для запоминания  во втором опыте:

самолёт, груша, ручка, зима, свеча, поле, орех, сковорода, утка, молния.

После чтения десятого слова до сигнала  « Пишите!» пауза длится  10 секунд. 

Опыт  №3

Третий  опыт, аналогично второму, проводят после 5-минутного перерыва. Испытуемому  предлагается слушать слова и  прописывать их ручкой в воздухе, чтобы обеспечить моторную форму  восприятия материала. Интервал между читаемыми словами – 3 секунды, а скорость чтения та же, что и в первом опыте.

Инструкция  испытуемому: «Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и в воздухе ручкой «прописывайте» их и запоминайте. По сигналу «Пишите!» на листе бумаги запишите то, что запомнили. Если всё понятно, приготовьтесь слушать, «прописывать» слова и запоминать».

Слова для запоминания  в третьем опыте:

Пароход, слива, линейка, лето, фонарь, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

Пауза перед сигналом « Пишите!» в  третьем опыте выдерживается 10 секунд. 

Опыт  №4

Спустя 10 секунд после третьего опыта, проводят опыт четвёртый. Темп чтения экспериментатором  слов и паузы между словами  остаются теми же, что и в предыдущих опытах. Чтобы обеспечить комбинированный  тип восприятия материала, испытуемому не только читают слова, но и предлагают вслед за чтением записывать их на отдельном листе, а после записи последнего, десятого слова лист переворачивают  и по сигналу «Пишите!» на обратной стороне он может воспроизвести запомнившееся.

Инструкция  испытуемому: «Я буду читать Вам слова. Вы записывайте их на этом листе и запоминайте. После чтения последнего слова лист переверните и по моему сигналу «Пишите!» запишите на обратной стороне то, что запомнили. Приготовьтесь слушать, записывать и запоминать».

Слова для запоминания  в четвёртом опыте:

Поезд, вишня тетрадь, осень, люстра, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Сигнал  «Пишите!» даётся, как и во всех предыдущих случаях, через 10 секунд.

2. Сравнить результаты  тестирования  с   учащимися   класса в период с 2005 по 2008 учебный год.

3. Разработать рекомендации  учащимся по формированию  и развитию памяти.

Объект  исследования:  учащиеся начальной  школы  4 «Б» класса, школы № 8, города Коврова  Владимирской области.

Предмет исследования:  виды памяти  (слуховая, зрительная, моторно-слуховая, комбинированная) 

3. 2.  Результаты исследования 

1. В  период с 2005 по 2008 учебный год   было проведено тестирование  учащихся с целью выявления  преобладающего типа запоминания   при разных предъявлениях словесного  материала.

2. По  результатам  тестирования  в  2005 – 2006 учебном году  преобладающими  видами были слуховая и зрительная  память. (см. Приложение 1)

В первую очередь это связано с особенностями  развития процессов  памяти учащихся младшего школьного возраста. Память в данный возрастной период отличается непроизвольностью, преобладанием механического запоминания словесного материала над его логическим осмыслением. Для учащихся важна наглядность и яркая образность предлагаемого материала. В связи с чем им  легче  «увидеть» и «запомнить», чем  использовать специальные приемы  для запоминания.  Особенность развития  памяти связана с тем, что учащиеся не умеют дифференцировать, сравнивать, анализировать  предлагаемый материал, они ориентируются на  степень его внешней привлекательности и доступности.

3.  В  2006 – 2007 учебном году  преобладающими  видами памяти были  слуховая, зрительная. (см. Приложение 2)

Следует отметить, что  уровень развития  моторно-слуховой памяти  изменился  с 5,1 баллов до 5,9 баллов;  уровень развития комбинированной памяти  изменился с 5,2 баллов до 5,8.  Данные  изменения в первую очередь  связаны с  развитием  опосредованного запоминания,  формированием операций  словесно-логического мышления.

4. По  результатам  тестирования учащихся в 2007 – 2008 году  были выявлены два  преобладающих вида памяти – зрительная и комбинированная (см. Приложение  3, 4)

Особенность комбинированной  памяти  состоит  в том, что при предъявлении материала  учащиеся  используют разные каналы восприятия: слушают, пишут, смотрят и запоминают. Это в первую очередь связано с развитием произвольного  и опосредованного запоминания.    К переходу в среднее звено у учащихся формируется способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений.

       При этом  произошли качественные изменения в развитии других видов памяти, что наглядно отражается в таблице. (см. таблица 1)

Таблица 1

Период Вид памяти / количество правильно воспроизведенных слов/

(средний  показатель)

слуховая зрительная моторно-слуховая комбинированная
2005 –  2006

учебный год

5,8 6 5,1 5,2
2006 –  2007

учебный год

6,3 6,8 5,9 5,8
2007 –  2008

учебный год

6,6 7,3 6,2 6,8
 
 
 
 
 
 

3.3. Рекомендации учащимся  по развитию памяти

  1. При подготовке  уроков следует чередовать способы работы.
 
  1. Приступая к приготовлению уроков, нужно  самому поставить перед собой  цель - запомнить. При этом нужно  представить себе, что именно и  как следует запомнить: все подряд или отдельные части материала, наизусть, близко к тексту или лишь общий смысл содержания.
 
  1. Чтобы не дать развиться забыванию, следует  готовить уроки не накануне того дня, когда они понадобятся, а сразу  же в день объяснения, по «горячим следам». Полностью заучивать их даже не надо.  Посмотри в учебник и убедись, что всё понял. Если всё понятно, выдели главное и попробуй один раз пересказать хотя бы основное.
 
  1. Многократные  повторения подряд не приносят большой  пользы. За один приём не следует  повторять больше 2-3 раз. И в течение  дня сделать 4-5 таких заходов. При каждом новом повторении нужно осмыслить допущенные промахи и обратить внимание на трудные места.
 
  1. Если ты быстро запоминаешь и также быстро забываешь, то необходимо вовремя организовать повторение материала.
 
  1. Если у  тебя происходит медленное запоминание материала и медленное его забывание, то следует обращать внимание на систематическое заучивание небольшими порциями.
 
  1. Если запоминаешь  медленно, а забываешь быстро, то следует особенно много и постоянно  работать над развитием своей  памяти.
 
 

4. Выводы 

  1. Изучив  литературные источники, сравнив результаты исследования за  три года,  были  выявлены преобладающие  виды памяти  каждого учащегося.
  2. Ведущий тип памяти связан с соответствующей  репрезентативной системой представлений человека (аудиал, визуал, кинестетик).
  3. Память разнообразна,  и у разных учащихся  свои особенности памяти. Однако, какие бы особенности памяти ни были, если  учащийся активно относится  к запоминаемому: ставит  цель запомнить,  старается как можно лучше понять и правильно использовать повторения,  учитывая  свои особенности, - любая память будет продуктивна. 
  4. Чем больше видов памяти участвуют в запоминании, тем прочнее  сохраняется  материал и лучше воспроизводится.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Список  литературы:

1.  Матюгин  И. Ю., Чакаберия Е. И., Рыбникова И. К., Слоненко Т. Б., Мазина Т. Н. Как развивать память. – Д.: Сталкер, 1997. – 448 с.

2. Миронова  М. М. Психология. Разработки занятий  с детьми. – Волгоград: ИТД  «Корифей», 2005. – 80 с.

3. Немов  Р. С. Психология: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1.

4. Хрестоматия  по психологии / Под  ред. А.  В. Петровского. – М., 1990.

5. Черемошкина  Л. В. Развитие  памяти детей.  – Ярославль, 1996.

6.  Журнал  «Развиваем память», № 10  2007 г.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности развития памяти учащихся начальной школы