Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на сегодняшний день существует проблема развития памяти младших школьников т.к. память, есть важнейшая определяющая характеристика психической жизни личности. Никакое актуальное действие не мысленно вне процесса памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательного предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими, требует практического и теоретического решения.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме исследования памяти у детей младшего школьного возраста
Память как психический процесс
Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста
Психологические основы совершенствования памяти младших школьников
Глава 2. Изучение памяти у детей младшего школьного возраста
2.1. Организация и проведение исследования
2.2. Обработка и интерпретация полученных данных
2.3. Практические рекомендации по развитию памяти у обучающихся
начальных классов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие памяти курсовая защита.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

Упражнения по развитию слуховой памяти.

«Слушай и повторяй».

   Постучите  карандашом по столу и попросите  ребёнка воспроизвести услышанное.

«Я положил  в мешок…».

   Такая  игра будет очень интересна  и полезна для развития памяти  в длительных поездках. Первоначальную фразу может сказать мама, допустим: «Я положила в мешок помидор». Ребёнок повторяет услышанное, но при этом добавляет своё «вложение». Например: «Я положил в мешок помидор и огурец». Третий игрок должен добавить третье слово (яблоки, груши и др.) и повторить полученную фразу целиком. Эта игра служит ещё и для развития объёма памяти.

«Опосредованное запоминание».

   Положите  перед ребёнком карточки с  изображениями предметов (обезьяна, сыр, книга, луна, мороженое). Скажите,  что сейчас вы прочтёте слова, которые надо запомнить, а ему следует при этом подбирать и показывать картинки соответствующей тематики. Слова для запоминания будут такими: еда, учёба, зоопарк, ночь, сладость. Затем ребёнка нужно попросить повторить слова, которые он запомнил. Через 15 минут покажите ему картинки, которые он выбрал для запоминания и попросите вновь назвать слова. Количество правильно названных слов даёт возможность видеть, на сколько у малыша развиты логические связи в процессе запоминания.

«Упражнения для развития моторно-зрительной памяти».

(память на движение)

«Запомни движение».

Покажите ребёнку  движения, которые состоят из нескольких действий (желательно 3-4 действия). Он должен повторить эти действия сначала  в заданном порядке, а затем в  обратном. К примеру, повернулись по часовой стрелке, покачались, помахали руками, присели.

«Выложи узор».

Следует выложить на столе несложный узор и попросить  малыша  запомнить его (цвета, количество деталей и т.д.). Затем узор следует  нарушить и попросить ребёнка  выложить точно такой же.

 

Многие упражнения несложны по своему выполнению, но есть и такие, над которыми придётся потрудиться  ребёнку. Не стоит стремиться выполнить  всё и сразу, лучше выполнять  ежедневно по несколько упражнений из каждого комплекса. Ребёнку должно быть в первую очередь интересно и привлекательно, а не тяжело и скучно.

Лучше проводить  занятия как увлекательную игру, чередовать одно умственное задание  с «разгрузочным».

Постарайтесь  разнообразить рацион питания вашего ребёнка, который должен быть не только разнообразным, но и богатым фосфором, йодом, железом, магнием, цинком, витаминами.

Основными продуктами, которые смогут существенно накормить  мозг, являются: овощи, ягоды, мёд, орехи, злаки, нежирное мясо, рыба, молочные продукты.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для изучения процессов развития памяти была проанализирована методическая, педагогическая и психологическая литература, в которой освещались особенности  и виды памяти, а более узко - зрительной памяти младших школьников, динамика её развития, а также методы изучения и условия, способствующие  развитию. Было выяснено, что память, как психологическая категория интересовала учёных с древних времён, но к единой теории развития памяти учёные и психологи так и не пришли. В нашей же работе, благодаря её специфике,  предпочтение отдаётся структуре предложенной П.П. Блонским [3]: двигательная, аффективная, образная, вербальная память. Он первым наиболее полно обосновал особенности и структуру образной памяти, отдельно остановившись на её основной составляющей - зрительной памяти. Одновременно было выяснено, что: "Для развития памяти младших школьников характерно движение от образной к словесно - логической." [4].

При изучении специальной  литературы нетрудно увидеть, что результаты всех работ, посвященных исследованию зрительной памяти, указывают на неразрывное единство зрительной и словесной видов памяти, на единство чувственного (предметного, образного, конкретного) и словесно-логического, абстрактного в запоминании и воспроизведении, что несомненно указывает на перспективу работы по развитию зрительной памяти у младших школьников.

Именно в этом возрасте дети впервые принимают указания, как надо запоминать.  Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения. Ребенку надо помогать запоминать, с помощью мнемотехнических приёмов  и  упражнений, а также учить контролировать правильность запоминания.

Использование наглядного материала  во всех ситуациях общения с ребёнком, способствует развитию образной, зрительной, двигательной и эмоциональной памяти. Беседы по сказкам, заучивание стихотворений, пересказ художественных произведений и использованием рисунков, иллюстраций и других наглядных пособий расширяют опыт и кругозор ребёнка. В младшем школьном возрасте запоминанию литературных произведений помогает опора на картинку, отражающую основное содержание текста. Таким образом словесная память развивается в единстве со зрительной и задача учителя стимулировать ребёнка в его развитии, подключая к работе дополнительный материал.

Почти сто лет  назад К.Д. Ушинский [39] писал: "Если хотите, что бы дитя усвоило что-нибудь прочно, то заставьте участвовать в этом усвоении как можно большее число нервов, заставьте участвовать зрение, показывая карту или картину, но и в акте зрения заставьте участвовать не только мускулы глаза бесцветными очертаниями изображений, но и глазную сетку действием красок раскрашенной картины. Призовите к участию осязание, обоняние и вкус... и при таком дружном воздействии всех органов чувств в акте усвоения...вы победите самую ленивую память. Конечно, такое сложное усвоение будет проходить медленно; но не должно забывать, что первая победа памяти облегчает вторую, вторая третью и т.д."  [39, c.517]

Это его высказывание   актуально и до ныне, ведь память зависит не столько от признаков как таковых, сколько от полноты восприятия. Но следует помнить, что для образования представлений недостаточно только пассивного созерцания объекта, нужен его активный анализ, соотношение между выделенными частями, компонентами ситуации, то есть аналитико-синтетическая деятельность, называние объектов и их свойств. Да, слово - это знак, но знак - с помощью которого мы доносим до людей свои мысли, и чем больше мысленных образов видит перед собой ребёнок , тем ярче и богаче его внутренний мир, тем больше он хочет поделиться им с вами.   Развитие произвольной памяти младшего школьника происходит, когда взрослый побуждает ребёнка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении историй и сказок, т.е. ставит цель "вспомни". Игра создаёт действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребёнку цели, позволяет ему осознать способы выполнения деятельности, а также даёт взрослому возможность руководить мнемической деятельностью, не вставая, в открыто дидактическую позицию.

Ребёнок должен понимать, зачем нужно запоминать. Целесообразно сравнивать результаты воспроизведения с образцом. И  следует помнить, что только у  детей 6-8 лет сочетание задачи на запоминание и самоконтроль повышает эффективность памяти.

В соответствии с темой работы были проведёны  констатирующий,  а затем формирующий, эксперименты для изучения уровня зрительной памяти младших школьников, в результате которого с детьми 2 класса учреждения образования были проведены занятия по развитию зрительной памяти, уровень которой вырос на 9%, и это, несмотря на краткосрочность занятий.

В результате можно  сделать вывод, что   с помощью  специальных игр и упражнений можно повысить уровень развития зрительной памяти детей.

Если, во время  образовательного процесса, педагоги будут проводить целенаправленную работу по включению в ведущую  деятельность детей 

наглядного  материала  на ассоциативной основе;  поощрять желание ребенка запомнить материал, то эффективность развития зрительной памяти у детей   будет несомненно высокой, что вскоре  отразится на результатах учёбы.

Педагоги начальных  классов школ могут и должны сохранять  и развивать у детей  неоценимый  и недооценённый вид памяти - образную память и как её составляющую – зрительную память.

В заключение хочется  отметить, что:

- проблема развития памяти, у детей младшего школьного возраста в наши дни актуальна,  требует практического и теоретического решения;

- зрительная память у детей младшего школьного возраста является важным фактором, влияющим на усвоение информации, готовности к обучению и дальнейшему полноценному  развитию, а значит, её можно и нужно развивать, используя любой доступный наглядный материал.

Эффективность обучения младших школьников существенно зависит от развития зрительного восприятия,  зрительной памяти, Данная зависимость неоднородна и связана с видом учебной деятельности, но руководство развитием  памяти нельзя недооценивать, а пользу от этих занятий нельзя переоценить, так как по мнению  Б.А.Сосновского : "Учитывая  значение памяти в становлении человеческого познания, можно сказать, что память - основа всего сознания."[29]

Наиболее сложным  дети назвали задание, связанное  с поиском треугольников по матрице, что свидетельствует о недостаточном развитии оперативной зрительной памяти. Из чего следует, что выдвинутая гипотеза подтвердилась частично. Учитывая обработанные данные, были разработаны рекомендации по развитию основных видов памяти младших школьников.

 

 

         

          

      

Заключение.

Анализ теоретических  источников по проблеме и изучение особенностей младшего школьного возраста показали, что обучение в школе  определяет не только интеллектуальное, но и личностное развитие ребёнка, создаёт  условия для совершенствования всех познавательных способностей.

Для изучения процессов  развития памяти была проанализирована методическая, педагогическая и психологическая  литература, в которой освещались особенности  и виды памяти, а более узко - зрительной памяти младших школьников, динамика её развития, а также методы изучения и  условия, способствующие  развитию. Было выяснено, что память, как психологическая категория интересовала учёных с древних времён, но к единой теории развития памяти учёные и психологи так и не пришли

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Виды памяти различают в зависимости от того, что запоминается, как запоминается и насколько долго помнится. Объектом запоминания являются предметы и явления, мысли, движения, чувства. В связи с этим различают образную, словесно – логическую, моторную и эмоциональную виды памяти. По степени волевой регуляции выделяют произвольную и непроизвольную память. Кратковременная память характеризуется возможностью немедленно воспроизвести материал. Для долговременной характерно отсроченное воспроизведение (от нескольких дней до нескольких лет). Оперативной памятью называют запоминание каких – либо данных на некоторое время.

У младших школьников более развита наглядно – образная память, чем словесно – логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, факты, предметы, чем определения и объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию, без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. Учащиеся ещё плохо владеют речью, и им легче воспроизвести наизусть, чем передать смысл своими словами. Способность к запоминанию и воспроизведению смысла материала развивается в обучении постепенно.

В процессе обучения младшему школьнику необходимо развитие всех перечисленных видов памяти. Поэтому важно знать, какая память у ребёнка выражена слабее, чтобы развить её. Желание запомнить, активная позиция школьника способствует развитию его памяти. Задача учителя – формировать у учащихся определённые установки запоминания, обучая их приёмам и средствам успешного запоминания.

В результате эмпирического  исследования ведущего типа памяти школьникам были предложены методики Немова Р.С. и  Истратовой О.Н. При обработке данных мы получили высокие показатели развития слухового, зрительного и опосредованного слухового типов запоминания, как подвидов наглядно – образной памяти. Наиболее сложным дети назвали задание, связанное с поиском треугольников по матрице, что свидетельствует о недостаточном развитии оперативной зрительной памяти. Из чего следует, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась частично. Учитывая обработанные данные, были разработаны рекомендации по развитию основных видов памяти младших школьников.

 

 Литература

2.    Белоусова Л.Е. Выучить стихи? Это просто! - СПб.: "Литера", 2008 - 32с.

3.    Блонский П.П. Избранные психологические произведения. -М.: 

       Педагогика, 1979. – 548с.

4.    Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие / Под ред. 

     М.В.Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984. – 256с.

5.    Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. - Т.3 - М.: Педагогика,  

       1983. – 375с.

6.    Введение в психологию / Под ред. А.В.Петровского. -М.: Академия, 1996. 

     - 496с.

7.    Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике.- М.: "Знание", 1978 - 96с.

8.    Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология.- М.:  

      Академия, 2003. - 464с.

9.   Желуницына М. Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного 

      возраста// Дошкольное воспитание.-2001.- №11- С. 29-32.

10.  Житникова Л.Н. Учите детей запоминать. - М.: Просвещение, 1978. – 96с.

11. Зяблицева  М.П. Моментальные приёмы запоминания.  Мнемотехника разведчиков. -Р н/Д.: Феникс, 2005.- 160с.

12.   Истомина З.М. Развитие памяти.- М.:Просвещение, 1978. - 397с

13.   Корсаков И.А. Корсакова Н.К. Наедине с памятью. – М: Знание, 1984. – 

Информация о работе Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста