Особенности развития суждений и умозаключений у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 10:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: анализ особенностей развития суждений и умозаключений детей дошкольного возраста детей в норме и с речевыми нарушениями.
Задачи:
1. На основе теоретического изучения литературы определить подходы к проблеме развития суждений и умозаключений детей дошкольного возраста.
2. Провести экспериментальное исследование особенностей развития суждений и умозаключений детей дошкольного возраста.
3. Дать методические рекомендации по развитию логических способностей детей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…... .2
Глава 1. Развитие суждений и умозаключений у дошкольников...…..... 5
1.1. Особенности мышления детей дошкольного возраста………….…........ 5
1.2. Суждение и умозаключение как мыслительные операции……….….... 11
1.3. Особенности развития суждений и умозаключений дошкольников...... 13
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей
развития суждений и умозаключений дошкольников……...…….…….. 18
2.1. Методы и организация эксперимента..…………….…...…………...…... 18
2.2. Анализ результатов исследования……………………….………...…..... 22
2.3. Методические рекомендации по развитию
логических способностей дошкольников……..………………….………….. 25
Заключение……………………………………………………………..…...... 28
Список литературы…………….………………………………………..…...

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………..…... .2

Глава 1. Развитие суждений и умозаключений у дошкольников...…..... 5

1.1. Особенности мышления  детей дошкольного возраста………….…........ 5

1.2. Суждение и умозаключение  как мыслительные операции……….….... 11

1.3. Особенности развития суждений  и умозаключений дошкольников...... 13

Глава 2. Экспериментальное  исследование особенностей

развития суждений и умозаключений дошкольников……...…….…….. 18

2.1. Методы и организация  эксперимента..…………….…...…………...…... 18

2.2. Анализ результатов  исследования……………………….………...…..... 22

2.3. Методические рекомендации  по развитию 

логических способностей дошкольников……..………………….………….. 25

Заключение……………………………………………………………..…...... 28

Список литературы…………….………………………………………..…... 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Дошкольный  возраст – период интенсивного развития личности ребенка, формирование первоначальных знаний и умений, период становление  различных видов деятельности и  развития посредствам их ребенка  как субъекта деятельности. Именно в этот период дети наиболее интенсивно познают окружающий мир, закладываются основы всего последующего развития.

В дошкольном возрасте ребёнок овладевает такими формами мышления, как понятие, суждение, умозаключение. С возрастом понятие  о предметах и явлениях действительности у ребёнка становится глубже, обобщённее, в них включаются всё более существенные качества. Понятия дошкольников складываются на основе чувственного опыта, представлений. Поэтому так велика в их формировании роль правильно организованного взрослыми опыта ребёнка, их умения руководить наблюдениями малыша.

Актуальность  темы исследования. По мере развития общества, а вместе с ним и науки, в том числе психологии и педагогики и специальной психологии, в сферу исследования специалистов вовлекаются дети с все менее выраженными формами интеллектуальной недостаточности, наиболее ярко проявляющимися в учебной деятельности и не всегда поддающимися выявлению на ранних этапах жизни ребенка. В этих случаях основным симптомом, настораживающим родителей и педагогов, обычно «является стойкая неуспеваемость ребенка с самого начала систематического обучения». [15, с.7 ]

Неуспеваемость, возникающая  на начальных этапах обучения, создает  реальные трудности для нормального  развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями и навыками, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в среднем звене.

Проблема развития мышления детей является актуальной, так как образовательные процессы требуют определения сравнительного уровня развития ребенка и его специфических особенностей. При этом особое внимание уделяется использованию специальных диагностических методов, так как без них подобное определение становится затруднительным.

Еще более усугубляются проблемы умственного развития у  детей с речевыми нарушениями. Как показывают исследования, дети с речевыми нарушениями составляют примерно 50% неуспевающих школьников. [18, с.156]

Цель исследования: анализ особенностей развития суждений и умозаключений детей дошкольного возраста детей в норме и с речевыми нарушениями.

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности развития суждений и умозаключений детей дошкольного возраста детей в норме и с речевыми нарушениями.

Дети дошкольного возраста обладают определенными возрастно-психологическими особенностями развития мышления. При этом существует определенная норма в уровне развития ышления, суждений и умозаключений.

Гипотеза исследования: можно предположить, что дети с речевыми нарушениями имеют более низкий уровень развития логического мышления, суждений и умозаключений, чем дети в норме.

Задачи:

1. На основе теоретического  изучения  литературы определить  подходы к проблеме развития суждений и умозаключений детей дошкольного возраста.

2. Провести экспериментальное исследование особенностей развития суждений и умозаключений детей дошкольного возраста.

      1. Дать методические рекомендации по развитию логических способностей детей.

         Методологические основы исследования: исследования таких авторов, как Выготский Л. С., Гальперин П.Я., Дубровина И.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н., Корчуганова И.П. и Сиялова И.А., Леонтьев А.Н., Нестерова Н.В., Обухова Л.Ф., Петрова О.О., Умнова Т.В., Столяренко Л.Д., Симановский А.Э., Щетинина А.М., Смирнова Н.П.

          Для  проверки гипотезы был использован комплекс методов:

  • изучение психолого-педагогической  литературы, посвященной теории возрастно-психологических особенностей суждений и умозаключений дошкольников;
  • педагогический эксперимент;
  • тестирование;
  • наблюдение.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут оказать практическую помощь в развитии суждений и умозаключений у детей дошкольного возраста, понимании их возрастно-психологических особенностей прежде всего родителям и педагогам детских воспитательных учреждений.

Наметив научный аппарат  исследования, переходим к изложению  теоретической части работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Развитие суждений и умозаключений у дошкольников

1.1. Особенности  мышления детей дошкольного возраста

 

Мышление  является самым сложным из процессов  познания. Дать исчерпывающее определение  мышлению, ограничив его одним  предложением, невозможно. Однако мышление можно описать с разных сторон.

Мышление  — это познание окружающей действительности в тех ее свойствах, которые непосредственно, с помощью органов чувств не воспринимаются человеком.

Мышление  — это обобщенное познание человеком  действительности, т.е. получение знаний о ней в форме понятий и  идей ( в отличие от ее конкретного  познания через непосредственное восприятие с помощью органов чувств).

Мышление  — это опосредованное познание мира, т.е. получение знаний о нем при  помощи специальных средств: логики мышления, инструментов, приборов, машин  и т.п.

Мышление  в его абстрактном выражении  — это движенение идей, раскрывающее суть вещей. Итогом мышления как процесса является не образ, а некоторая мысль или идея.

Мышление  — это особого раода теоретическая  и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее умственных и практических действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

По продукту мышление можно разделить на теоретическое и практическое, творческое и нетворческое. По характеру действий, включенных в процесс мышления, выделяются: мышление, совершаемое в уме (с помощью действия с образами и понятиями), и мышление, совершаемое с помощью практических действий. По использованию логики мышление делится на логическое и интуитивное. По типу решаемых задач мышление делят на виды, руководствуясь теми формами деятельности, в которых возникают соответствующие задачи. Например, можно выделить математическое, техническое, физическое, психологическое и множество других подобных видов мышления.

Мышление в своем  развитии определяется возрастными новообразованиями специфическими для каждой из стадий психического развития личности ребенка. По уровню развития (генезису, последовательности появления в процессе интеллектуального развития человека) различают наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Наглядно-действенное  — это простейший вид мышления, который полностью сводится к действиям (манипуляциям) с предметами в наглядно воспринимаемой ситуации. Данный вид мышления свойствен не только человеку (ранний возраст от 1 года до 3 лет), но и высшим животным.   Наглядно-образным называют мышление, в котором задачи решаются с помощью действий с образами предметов в наглядно воспринимаемой ситуации. Предполагается, что ребенок воспринимает соответствующие предметы в данный момент времени, но, решая задачу, действует не с ними, а с образами соответствующих предметов, т.е. фактически в уме. Этот вид мышления мы встречаем у детей от 3 до 5 лет, а далее он сменяется более развитым, словесно-логическим мышлением.

Словесно-логическим называют такой вид мышления, в котором задачи решаются в уме с помощью действий с понятиями по законам логики. Первые признаки такого мышления отмечаются у детей в возрасте около 5 лет, однако полного развития данный вид мышления достигает лишь к подростковому возрасту, продолжая совершенствоваться  и дальше.

 Л.С. Выготский утверждает, что именно в раннем возрасте у ребенка появляется сознание, являющееся центральным новообразованием раннего детства. Возникновение сознания он тесно связывает с развитием речи. Понять новое в отношениях ребенка со средой в раннем детстве, считает Л. С. Выготский, можно в свете анализа развития детской речи, так как развитие речи как средства общения, как средства понимания речи окружающих представляет собой центральную линию развития ребенка этого возраста и существенно меняет отношение ребенка к окружающей средe. [2, c. 350]

Сравнивая первую половину раннего  возраста со второй его половиной, видно, что сначала ребенок осваивает  функциональное назначение предметов  и только потом переходит к оперированию словом. Происходит отрыв пары «знак-значение» от обозначаемого предмета и перенос ее на другой предмет. Это приводит к существенной перестройке психики и превращению ее в сознание.

Во-первых, значение перестает быть привязанным к отдельному предмету и начинает относиться к их множеству. Благодаря данной особенности знак выполняет функцию обобщения. Во-вторых, по причине отрыва значения от предмета оно приобретает идеальную форму, удерживаемую памятью ребенка.

Понимание условности значения, заданной обращением «давай играть так, что А будет В», приводит к дифференциации внутренней картины мира на две составляющие: «мое» и «твое». Таким образом, переход от знака-сигнала к знаку-символу является механизмом превращения психики ребенка в его сознание.

Наряду с развитием речевой  формы общения происходит становление  его предметной формы. Она приобретает  вид разнообразных замещающих действий, включая замещения типа «Я есть X» и «X есть Я», являющиеся предтечей будущих ролевых подстановок.

Развитие символизма как возрастного  новообразования второй половины раннего  детства включает в себя две стадии. На первой, охватывающей период второй половины второго года жизни и  частично начала третьего года, ребенок  только осваивает символические и замещающие действия, подражая взрослому или детям постарше. Критического отношения к ним у него не наблюдается. И только на второй стадии, охватывающей период третьего года жизни, он сам начинает производить замещения и символизации. В этом же возрасте появляется критическое отношение к действиям другого. Таким образом, сознание ребенка в раннем возрасте развертывается осмысленно и системно только благодаря функции символизации, обусловленной отрывом значения от обозначаемого объекта.

Детей старшего дошкольного возраста отличает планомерность анализа, дифференцированность обобщений, способность к абстрагированию и обобщению. Особенности развития мышления в период дошкольного детства проявляются в переходе от наглядного уровня мыслительной деятельности к абстрактно-логическому, от конкретного к проблемному, что отражается в гибкости, самостоятельности и продуктивности мышления.

Структура мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного  возраста содержит следующие компоненты:

1) Мотивационный компонент, проявляющийся в разных видах активности.

2) Регуляционный компонент,  проявляющийся в умении планировать,  программировать и контролировать  психическую деятельность.

3) Операционный компонент,  то есть наличие сформированных  операций анализа и синтеза.

Развитие мышления оказывает  позитивное влияние на развитие смысловой  стороны речевой деятельности дошкольника. Речевая деятельность совершенствуется в количественном и качественном отношении. В старшем дошкольном возрасте наступает новый этап освоения речи:

-    речь из  ситуативной становится контекстной;

- развивается регулирующая  функция речи, которая помогает  регулировать деятельность и  поведение;

- складываются планирующая  и инструктивные функции речи, проявляющиеся сначала в игровой,  а затем и в учебной деятельности;

- совершенствуется звуковая  сторона речевой деятельности: преодолеваются  дефекты звукопроизношения, ребёнок  различает сходные звуки на  слух и в собственной речи, происходит овладение звуковым  анализом слов;

- совершенствуется смысловая  сторона речевой деятельности: обогащается словарный запас, появляется лексическая вариативность, формируется связность речи, дети овладевают монологом.

Развитие речи тесно  связано с развитием словесно-логических операций. Дети старшего дошкольного  возраста приобретают значительный запас производных слов. На основе понимания и активного использования этого словарного запаса формируется способность к обобщению, классификации предметов, обозначаемых существительными: животные делятся на диких и домашних, птицы – на зимующих и перелётных.

Информация о работе Особенности развития суждений и умозаключений у детей дошкольного возраста