Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 11:23, курсовая работа
В молодости особое значение имеет самоощущение, внутренняя душевная жизнь, которая приобретает отчетливые личные формы. У человека появляется новый интерес к самому себе не только как к индивиду или личности, но как к экзистенции, явлению более высокого порядка — воплощению предназначения свыше, персонификации некоего мирового порядка, реализации мирового закона и т.п. Голландская исследовательница Марта Мере описывает это отношение как познание собственной души как законченного целого. Она пишет: «Жизненно-душевные стремления следует объяснять не как простое увеличение или сублимацию биологических инстинктов — напротив, они воплощают нечто специфически новое, скачок в психическом развитии, который... выходит далеко за пределы биологически осмысленного и тем самым за пределы инстинктов
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное автономное
государственное
высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Таганрогский кампус Южного федерального университета
Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности
курсовой проект
по курсу «Психодиагностика»
на тему:
Особенности самоактуализации студентов с разным отношением к смерти
Выполнила:
ст-ка гр. И-59
Краснощекова Елена
Проверила:
д.псх.н., профессор кафедры ПиБЖ
Кибальченко И.А.
Таганрог 2013
Содержание
В молодости особое значение имеет самоощущение, внутренняя душевная жизнь, которая приобретает отчетливые личные формы. У человека появляется новый интерес к самому себе не только как к индивиду или личности, но как к экзистенции, явлению более высокого порядка — воплощению предназначения свыше, персонификации некоего мирового порядка, реализации мирового закона и т.п. Голландская исследовательница Марта Мере описывает это отношение как познание собственной души как законченного целого. Она пишет: «Жизненно-душевные стремления следует объяснять не как простое увеличение или сублимацию биологических инстинктов — напротив, они воплощают нечто специфически новое, скачок в психическом развитии, который... выходит далеко за пределы биологически осмысленного и тем самым за пределы инстинктов... Вначале эти силы направлены сами на себя и переживаются прежде всего в чувствах, но уже они приводят к потребностям заниматься духовными проблемами и увидеть себя в развитии, охватывающем всю жизнь».
Внутренний мир молодости как мощная воронка втягивает в себя знания о жизни как задаче, переживание поиска своего единственного предназначения, желание занять единственное и необходимое место в жизни, о добровольном принятии на себя ответственности в отношении людей и социальных институтов. Молодому возрасту свойственно размышлять о конечности и смысле жизни, интересоваться экзистенциальными проблемами (времени, жизни и смерти; свободы, ответственности и выбора; общения, любви и одиночества, смысла существования) в разных формах; в это время возникает интерес к эсхатологической и трансцендентной, мистической и психологической литературе и т.д.
Спецификой психологического развития и самореализации личности является факт ограничения этого процесса длительностью его жизни. В трудах С.Л. Рубинштейна, а позже Б Г. Ананьева личность рассматривается в контексте всей ее жизни, где она раскрывает свое содержание через определение ее как субъекта жизненного пути в котором личность проявляет свою активность. Жизненный путь личности, в котором раскрывается ее содержание ограничен временными рамками. Если представить жизненный путь личности в виде линии, то одном конце его будет факт рождения, а другом - факт смерти. Многие авторы, как отечественной, так и зарубежной психологии (Л.И. Анцыферова, А.А. Баканова, А.В. Гнездияов, А.В. Ос-ницкий, Н.В. Власова, АП. Попогребский, Т.А. Гаврилова, С. Гроф, Р. Мэй, Ф. Перяз, О. Феникел, В. Франкл, Дж.С. Рейнгольд, 3. Фрейд, Э. Фромм, Г Фейфел, К.Г. Юнг, И. Ялом и др.) рассматривают феномен смерти как важную детерминанту развития, самореализации и самоактуализации личности человека.
В гуманистической психологии,
(А. Маслоу, В. Оклендер, Ф. Перлз, К. Роджерс),
страх рассматривается как
В рамках экзистенциального подхода (А. Камю, Кьеркегор, Ж.П. Сартр, П. Тиллих, М. Хайдеггер, Л. Шестов) страх рассматривается как важнейшая характеристика человеческого бытия, имеющая непосредственное значение для существования человека, его определенная жизненная ценность, без актуализации которой невозможно объяснить систему жизненных ценностей личности. Различные авторы уделяют внимание преимущественно «смыслу» страха смерти, его месту в общей системе интегрированных, полимодальных ценностей в существовании индивида (А. Кемпински, Р. Мэй, Ф. Риман), обосновывая положительные аспекты страха, связанные с развитием «Я».
Таким образом, на сегодняшний день не существует однозначной точки зрения на то, в какой мере отношение к смерти связано с проблемой самоактуализации личности.
Среди современных исследований по проблеме отношения к смерти, исследовались только вопросы отношения личности к смерти в их связи с ценностно-смысловой сферой личности.
Это порождает проблему настоящего исследования – изучение уровня самоактуализации у молодежи с разным отношением к смерти.
Цель исследования: Изучение уровня самоактуализации у молодежи с разным отношением к смерти.
Объект исследования: Лица молодого возраста, студенты.
Предмет исследования: Уровень самоактуализации у студентов с разным отношением к смерти.
Гипотеза исследования:
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования было выдвинуто предположение, выступившее в качестве гипотезы исследования: Существуют различия в самоактуализации у студентов с разным отношением личности к смерти.
Для проверки выдвинутой гипотезы были сформулированы две группы задач.
Теоретические задачи исследования:
1. Провести теоретический
анализ философской,
2. На основе теоретического
анализа литературы выявить
3. Теоретически рассмотреть
компоненты самоактуализации
Эмпирические задачи исследования:
1. Подобрать диагностические методики адекватные цели и гипотезы исследования.
2. Эмпирически выявить отношение молодежи к смерти.
3. Изучить особенности самоактуализации у молодежи с разным отношением к смерти.
В качестве теоретико-методологической основы курсового проекта явялются основные положения гуманистического и экзистенциального подходов к самоактуализации (А. Маслоу, Р. Роджерс, В. Франкл, Д.А. Леонтьев), представления о жизненном пути как индивидуальной системе решения экзистенциальных проблем (К.А Абульханова-Славская, Д А Леонтьев, К. Роджерс, Ф. Перлз, В. Франки, Э. Фромм, Э. Эриксон); экзистенциальный подход к пониманию смерти как к фактору личностного развития (Э. Кюблер-Росс, С. Гроф, И. Ялом, Р. Мэй, Г. Фейфел, Э. Фромм, И. Ялом).
Методы исследования:
В работе было использовано несколько групп методов:
- теоретические, включающие
анализ научно-теоретических,
- эмпирические, включающие
тестирование с помощью
- интерпретационно-описательные;
- методы математической статистики.
1.1 Развитие теории
Теория самоактуализации является ключевым системообразующим элементом гуманистического направления в психологии. Взгляды на феномен и природу самоактуализации, особенности её проявления в жизни и деятельности человека практически совпадают у представителей различных зарубежных философских и психологических направлений (К.Гольдштейн, А. Маслоу, К.Роджерс, Ж.-П.Сартр, В.Франкл, Г.Олпорт и другие). В основе идей самоактуализации личности в зарубежной психологии лежат следующие положения. Каждый человек в отдельности уникален. Уникальность определяется способностью осознавать свою специфичность в каждый момент времени. Человек никогда не статичен, он всегда находится в процессе становления. Основа изучения и понимания человека — это субъективный опыт, то есть теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает. Сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности. Люди являются активными творцами собственной жизни.
Впервые термин «самоактуализация», как научную категорию, ввел К.Гольдштейн (1939). Он предлагал рассматривать симптомы в контексте личности пациента, основывая на этом свою теорию когнитивной реабилитации. Он объяснял ряд изменений в поведении больных с повреждениями мозга с помощью понятий «самоактуализации» и «самореализации». Согласно К.Гольдштейну «самоактуализация обозначает способность перестройки организма под воздействием травмы» [19, С.12]. Он утверждал, что самоактуализация является основным и единственным мотивом организма, служащая предпосылкой для самореализации всего организма, основой развития, самосовершенствования, творческой тенденцией личности. То, что может показаться при первом приближении действиями, вызванными иными мотивами, — лишь проявление главной силы жизни — самоактуализации. Самоактуализация — это действия, направленные на удовлетворение потребностей. Потребность — это состояние дефицита, мотивирующее человека на его пополнение, удовлетворение. Гольдштейн считает, что нормальный, здоровый организм — это тот, в котором «тенденция к самоактуализации действует изнутри и который преодолевает сложности, возникающие из-за столкновений с внешним миром не на основе тревоги, но благодаря радости победы» [38, С.138]. Для Гольдштейна самоактуализация не означает конца проблемам и трудностям, напротив, рост часто может привести к определенному страданию и боли.
Развитие теории самоактуализации связывается, прежде всего, с именами Абрахама Маслоу и Карла Роджерса.
А. Маслоу (1954), ученик Гольдштейна,
использовал понятие «
В предисловиях к своим работам он пишет: «Этот термин, впервые встречающийся у К.Гольдштейна, нами употребляется в гораздо более специфическом значении. Он означает стремление к самоосуществлению, точнее, тенденцию актуализировать то, что содержится в качестве потенций» [21, С.69].
А. Маслоу определяет самоактуализацию «как такое развитие личности, которое освобождает человека от дефицита проблем роста и от невротических (или инфантильных, или воображаемых, или «ненужных», или «ненастоящих») проблем жизни. Так, что он может обратиться к «настоящим» проблемам жизни (сущностным и предельно человеческим проблемам, неустранимым «экзистенциальным» проблемам, у которых нет окончательного решения), — и не только обратиться, но и устоять перед ними, и взяться за них. То есть, самоактуализация — это не отсутствие проблем, но движение от преходящих или ненастоящих проблем к настоящим проблемам»[21, С.186]. Понятие «самоактуализация» неявно подразумевает, что у человека наличествует некая «самость», которая должна быть актуализирована. По мнению Маслоу, самость представлена личностными смыслами и ценностями, которые составляют ядро человеческой жизни. Часто бывает, что смыслы и ценности личности заслоняются внешними социальными оценками тех или иных моментов бытия. Чужие оценки, будучи ассимилированными человеком, затеняют его личное мнение и, тем самым, отбрасывают его на пути к самоактуализации. Поэтому первейшим шагом к самоактуализации является способность человека доверять не чужим, а собственным оценкам и мнениям, «прислушиваться к внутреннему голосу своей самости» [21, С. 91]. Самоактуализация предполагает ответственность за то, что говорит и как поступает человек. Маслоу утверждает, что взятие на себя ответственности за результаты деятельности есть важное условие самоактуализации. «Каждый раз, принимая на себя ответственность, человек самоактуализируется» [21, С. 92].
Маслоу утверждает, что нельзя делать самоактуализацию целью сознательных усилий. Чем больше рвение человека стать самоактуализированной личностью, чем сильнее он тянется к высшим переживаниям, тем упорнее эти состояния убегают от него. Секрет самоактуализации в том, чтобы посвятить все усердие, какое только есть у человека, любимому делу и тогда переживания триумфа от добротно выполненной работы станут мимолетным моментом самоактуализации.
Информация о работе Особенности самоактуализации студентов с разным отношением к смерти