Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 11:23, курсовая работа
В молодости особое значение имеет самоощущение, внутренняя душевная жизнь, которая приобретает отчетливые личные формы. У человека появляется новый интерес к самому себе не только как к индивиду или личности, но как к экзистенции, явлению более высокого порядка — воплощению предназначения свыше, персонификации некоего мирового порядка, реализации мирового закона и т.п. Голландская исследовательница Марта Мере описывает это отношение как познание собственной души как законченного целого. Она пишет: «Жизненно-душевные стремления следует объяснять не как простое увеличение или сублимацию биологических инстинктов — напротив, они воплощают нечто специфически новое, скачок в психическом развитии, который... выходит далеко за пределы биологически осмысленного и тем самым за пределы инстинктов
Важным условием самоактуализации является высокий уровень осознанности сильных и слабых сторон своей личности, а также готовность отказаться от психологических защит. Только при этом условии человек может адекватно понять свое призвание и сделать его дорогой к самоактуализации [21, С. 190].
К. Роджерс выдвинул гипотезу
о том, что всё поведение
К. Роджерс, как и А. Маслоу, хотел, чтобы человек обращал взор к тому, кем он может быть. По Роджерсу это означает жить насыщенно, полностью осознано, полностью ощущать человеческое бытие, то есть, «полноценно функционировать» [38, С. 379].
Согласно теории Г. Олпорта, личность представляет собой «развивающуюся и открытую психофизиологическую систему, ядро которой составляет человеческое Я» [27, С.132]. Особенностью этой системы является стремление личности к реализации своего жизненного потенциала, к самоактуализации. Г. Олпорт считал, что личность в своих проявлениях в большей степени следует социальным, чем биологическим мотивам, и на этом основании подверг экспериментальному изучению иерархию культурных ценностей, на которые ориентируются различные типы людей. Также Г. Олпорт выдвинул положение о том, что мотивы, возникающие на биологической почве, в дальнейшем могут стать независимыми от нее и функционировать самостоятельно [38, C. 94].
В отечественной психологии
понимание самоактуализации обусловлено
разработкой и применением
По мнению С.Л. Рубинштейна,
основными признаками субъекта являются
его способности к
Б.С. Братусь рассматривает в личности тенденцию к самоактуализации как «созидательную творческую активность психики человека, её преображающее влияние, как на социальные общественные процессы, так и на собственное развитие [26, С.134]
В акмеологии (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Н.В. Кузьмина и др.) исследуются закономерности, тенденции, условия и факторы, влияющие на самоосуществление человеком своего творческого потенциала в процессе профессиональной деятельности. Акме рассматривается как вершинная, предельная, пиковая точка в творческом саморазвитии человека, в которой наиболее полно проявляется его зрелость как личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Под самоактуализацией в акмеологии понимается процесс перехода потенциальных характеристик человека как специалиста в актуальные как в самом процессе профессиональной деятельности, так и в период подготовки к ней, в процессе обучения, в том числе и школьного. В этом аспекте самоактуализация рассматривается в качестве необходимой формы движения человека к личностной зрелости и вершинам профессионализма [1, С.29].
В философско-методологическом и культурологическом аспектах теория самоактуализации развивается в теориях личности Л.И. Антроповой, И.А. Витина, Н.Л. Кулик, К.Ч. Мухамеджанова. Самоактуализация личности рассматривается ими как источник, побуждающий к поиску смысла жизни и как фактор духовного роста. Н.Л. Кулик, видит в самореализации реальный процесс превращения деятельностных характеристик человека, его сущностных сил в способ человеческого бытия, в «мир человека», в предметный мир человеческой культуры. Творческая самодеятельность человека в данном аспекте выступает как способ самоосуществления личности, как внутреннее содержание этой деятельности и единственно достойный человека и общества способ бытия [11, С.169].
Этому созвучны воззрения И.А. Витина, который считает понятие «самоактуализация» центральным в современном научном гуманитарном знании. По его мнению, теория самоактуализации является одной из наиболее удачных попыток не только поставить, но и решить (в известных пределах) проблему личности в современной общественной ситуации. В России значимость разработки этой теории возрастает в связи с отказом от понимания личности как части коллектива и поиском более сложных моделей развития личности, включающих представления о ее неповторимости, уникальности, единственности. Самоактуализация рассматривается И.А. Витиным как процесс непрерывный, предполагающий осознание личностью перспективы собственного и общественного развития, умение видеть альтернативы, осознание ответственности за свой выбор, овладение индивидуальным стилем деятельности благодаря делу, которое человек делает своим [11, С.182].
В психологии и педагогике теорию самоактуализации развивают А.Г.Асмолов, П.И. Пидкасистый, В.И. Слободчиков, Л.М. Фридман и др.
В.И. Слободчиков и
Е.И. Исаев рассматривают личность
человека с философско-
Новейшие тенденции в изучении самоактуализации связаны со смещением интереса исследователей на изучение предельных моментов самоактуализации, возникающих в тех случаях, когда позитивное решение в проблемно-конфликтной ситуации крайне затруднительно или даже невозможно на основании ранее усвоенных шаблонов поведения. Самоактуализация представляет собой также постоянный процесс раскрытия своих потенциальных возможностей. Это означает применение своих способностей и разума и «работа ради того, чтобы делать хорошо то, что ты хочешь делать» [17, С. 48].
Акт самоактуализации – это некоторое конечное число действий, выполняемых субъектом на основании сознательно поставленных перед собой в ходе самореализации целей и выработанной стратегии их достижения. Каждый акт самоактуализации завершается специфической эмоциональной реакцией - «пиковым переживанием», положительным в случае успеха, и отрицательным (боль, разочарование) – в случае неудачи.
Самоактуализация
О самоактуализации в широком смысле слова можно говорить на каждом возрастном этапе развития человека. Акт самоактуализации можно увидеть, например, в овладении ребенком определенным навыком (скажем, езды на велосипеде), в овладении подростком техникой игры на гитаре, в овладении школьником определенной суммы знаний, достаточной для успешного поступления в ВУЗ. В каждом случае речь идет о том, что все более продолжительные усилия человека в какой-то момент приводят к осознанию: Я умею! Я знаю! Долго накапливаемые упорным трудом количественные изменения приносят одномоментно проявляющееся новое качество, характеризующее себя в практике жизни как определенная социальная или личная компетентность. Такого рода осознание, дополняемое положительными оценками друзей, экзаменаторов, взрослых, приносит пиковые переживания, которые отражают состояние счастья [21, С. 157].
Таким образом, самоактуализацию можно определить как процесс саморазвития личности, ее личностного роста «изнутри», как процесс становления человека субъектом собственной жизнедеятельности, направленный на выстраивание стратегии жизни, на выстраивание иерархии ценностей, обретения смысла жизни. Она неотделима от процесса рефлексии, пронизывающего все составляющие личностного роста: самопонимание, аутосимпатию, ценности, смыслы. Поэтому, для того чтобы наиболее полно рассмотреть описываемый процесс, необходимо обратиться к характеристике выше упомянутого понятия.
1.2 Самоактуализация как
Размышления на тему смысла жизни и действия, направленные на практическое его осуществление позволяют человеку перейти от реактивного существования к самоактуализации, жизнетворчеству, подлинному Бытию в Мире, развивать себя как личность, как субъекта деятельности, как индивидуальность. Этот путь позволяет ему бороться за достижение вершин в жизни и профессиональной деятельности, за достижение общественного блага.
Проблема возможности нахождения человеком значения и смысла вещей и предметов, жизненных событий и жизни в целом известна со времен древнего мира. Именно с тех пор во всех литературах появляются произведения, в которых человек, ранее задумывавшийся только над «внешними» вопросами: Что есть мир? Откуда он и для чего он существует? Есть ли в нем обязательные для всех законы? - задается качественно новыми, «внутренними» вопросами: Кто я? Откуда я, зачем и куда: в чем тайна моего рождения и смерти? Есть ли в мире нечто важное для меня, к чему я должен стремиться? Как могу я достичь подлинного блага, если оно существует? И пытается ответить на эти вопросы. В этих вопросах, иногда называемых первыми, а иногда – последними, и в попытках найти на них ответы заключается проблема Человека, над разрешением которой до сих пор ломают головы лучшие умы человечества, осознание наличия которой приводит к самовыделению человека как носителя особой миссии в мире.
Найденный для самого себя более-менее устойчивый к внешним воздействиям ответ на перечисленные выше «внешние» и «внутренние», «первые» и «последние» вопросы, таким образом, становится высшим регулятором жизнедеятельности человека, который можно называть самопредназначением или личностным смыслом [7, С.21]. Таким образом, понимаемый смысл есть возможное прижизненное приобретение человека, результат его деятельности по преобразованию самого себя и окружающего мира, опыта осмысления успехов и поражений в этой деятельности, переживания любви и ненависти, надежд и разочарований, успехов и провалов, следствие принятия на себя ответственности за свою жизнь и жизнь своих близких.
Мотив самоактуализации, находящийся на высшей ступени в иерархии человеческих потребностей, задаёт цель человеческому развитию, а также выступает как своеобразный механизм развития личности и достижения личностного способа существования. Объективно существующий мир предоставляет каждому человеку определенное жизненное пространство, ситуацию, в которой существует множество проблем, множество путей их решения, а человек в качестве субъекта обладает некоторой степенью свободы выбора проблем и методов их решения. Выбирая под давлением или по своей воле проблемы и пути их решения, он неизбежно вступает в социальное и культурное взаимодействие с другими людьми, добиваясь успехов в решении поставленных задач и терпя поражения. Общение и взаимодействие с другими людьми в процессах жизнедеятельности позволяет каждому человеку изменять, на основании анализа полученных положительных и отрицательных результатов и обсуждения опыта, свою индивидуальную картину мира. Индивидуальная картина мира развивается, выстраивается человеком из разрозненных образов, укорененных в детстве, и характеризуется той или иной степенью соответствия объективной картине мира. Эта степень зависит, во-первых, от представленности в индивидуальной картине мира объектов мира действительности и их взаимосвязей, и, во-вторых, от количества и меры искажений в отдельных представлениях. Я могу узнать о степени соответствия моей индивидуальной картины мира, миру действительности только одним способом: предпринимая практические шаги, пытаясь решать те проблемы, которые я вижу передо мной стоящими, теми способами, которые кажутся мне адекватными. Каждая индивидуальная картина мира, таким образом, является продуктом мышления человека, осмысливающего свой жизненный путь, и является динамическим образованием. Каждое воспринимаемое и осознаваемое событие в жизни является, таким образом, предпосылкой для изменения индивидуальной картины мира и, следовательно, жизненных планов и методов их исполнения [6, С.49].
Информация о работе Особенности самоактуализации студентов с разным отношением к смерти