Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 11:23, курсовая работа
В молодости особое значение имеет самоощущение, внутренняя душевная жизнь, которая приобретает отчетливые личные формы. У человека появляется новый интерес к самому себе не только как к индивиду или личности, но как к экзистенции, явлению более высокого порядка — воплощению предназначения свыше, персонификации некоего мирового порядка, реализации мирового закона и т.п. Голландская исследовательница Марта Мере описывает это отношение как познание собственной души как законченного целого. Она пишет: «Жизненно-душевные стремления следует объяснять не как простое увеличение или сублимацию биологических инстинктов — напротив, они воплощают нечто специфически новое, скачок в психическом развитии, который... выходит далеко за пределы биологически осмысленного и тем самым за пределы инстинктов
У представителей гуманистической психологии, по мнению В.Г. Грязевой-Добшинской, можно обнаружить ряд утверждений, которые отражают представление не только о том, как существует личность, но и представления зачем, с какой целью она существует, каким должен быть способ существования человека, чтобы считаться личностным. Понятие самоактуализации формирует представление о способе существования, и также может быть рассмотрено как цель и ценность здоровой личности. «Создаётся впечатление, как будто у человека есть единственная цель, к которой стремятся все люди. Разные люди называют её по–разному: самоактуализация, интеграция, индивидуализация, креативность, но все согласны в том, что это синонимы реализации потенциала индивида, становление человека в полном смысле этого слова, становление тем, чем он может стать [11, С.93].
Основатель логотерапии В. Франкл рассматривает актуализацию как постижение «созидательных» ценностей, «ценностей переживания и ценностей отношений», то есть жизнь требует от человека духовной гибкости, с тем, чтобы он мог регулировать свои усилия сообразно с возможностями, которые она ему предоставляет. Процесс «постижения смысла» характеризует более высокую стадию развития, чем «присвоение» уже известного, «представленного» человеку смысла. Именно в этом и выражается процесс самоактуализации. «Осуществляя смысл, человек реализует сам себя»[37, С.156]
Как отмечает Л. Столяренко, анализируя концепцию В.Франкла - деградации личности могут способствовать психологические и социальные факторы. Этапы деградации личности складываются из:
1) формирования психологии «пешки», глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен «выученной беспомощности»);
2) создания дефицита благ, когда ведущими становятся первичные потребности в пище и выживаемости;
3) создания «чистоты»
социального окружения, т.е.
4) создания культа
«самокритики», признания даже
в совершении тех неодобряемых
поступков, которые человек
5) сохранения «священных
основ» (запрещается даже
6) формирования
В результате всех этих факторов для человека становится привычным «нереальное существование», поскольку из сложного, противоречивого, неопределенного реального мира человек переходит в «нереальный мир ясности, упрощенности». У человека формируется несколько «Я», изолированных функционально друг от друга. Образуется «экзистенциональный вакуум», когда человек потерял «животные инстинкты», социальные нормы, традиции, определяющие, что человек должен делать, и в результате он сам не знает, что он хочет (а может уже ничего не хочет), и тогда он делает то, что хотят другие, выступая «пешкой» в чужих руках («воскресный невроз») [37, С.129]. Такому человеку, по мнению В. Франкла, требуется «логотерапия - борьба за смысл жизни». Не человек спрашивает себя, в чем смысл его жизни, а жизнь спрашивает нас, и мы даем ответ своей жизнью.
Самоактуализирующиеся люди стремятся к реализации высших ценностей, которые, как правило, не могут быть сведены к чему-то более высокому. Эти ценности (среди них добро, истина, порядочность, красота, справедливость, совершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности.
Существование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоянного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы «быть или не быть». В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность всегда выбирает движение вперед, преодоление препятствий. Самоактуализация, вместе с тем, предполагает опору на собственные силы, наличие у человека самостоятельного, независимого мнения по основным жизненным вопросам. Это процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Это «труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать». Это «отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе» [37, 190].
Самоактуализирующейся личности присущи следующие особенности:
- полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать и принимать ее);
- принятие других и себя («Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты, есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть»);
- профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело;
- автономность, независимость
от социальной среды,
- способность к пониманию
других людей, внимание и
- постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту;
- различение цели и средств, зла и добра («не всякое средство хорошо для достижения цели»);
- спонтанность, естественность поведения;
- юмор;
- саморазвитие, проявление
способностей, потенциальных возможностей,
самоактуализирующее
- готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, к осознанию своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей, к повышению конгруэнтности [21, С.189].
Конгруэнтность это состояние целостности и полной искренности, когда все внутренние убеждения, стратегии и поступки человека полностью согласуются между собой и ориентированы на получение желаемого результата. Развитие личности – это повышение конгруэнтности, повышение понимания своего «реального Я», своих возможностей, особенностей, это актуализация как тенденция к пониманию своего «реального Я».
Активная позиция по отношению к действительности, изучение и преодоление реальности, а не бегство от нее, способность видеть события своей жизни такими, какие они есть, не прибегая к психологической защите. Понимание того, что за отрицательной эмоцией скрывается проблема, которую надо решить, готовность идти навстречу проблемам, отрицательным эмоциям, чтобы найти и снять помехи для личностного роста – вот что позволяет человеку достичь понимания себя, смысла жизни, внутренней гармонии и самоактуализации [7, С.129]. Таким образом, предполагается, что люди в основном стремятся вперед и при подходящих условиях полностью реализуют свой врожденный потенциал.
Основное в жизни зависит от самого человека. Наперекор всевозможным трудностям, человек способен сделать свою жизнь более удачной, творческой и счастливой. Чтобы раскрыть эти способности, необходимо определить главные ориентиры, выбрать свою концепцию жизни. В общем случае, как отмечает П. Иваницкая, мы имеем дело со специфической психологической категорией «стратегии жизни», которая определяется как «целостное представление человека об основных путях и методах достижения своей стратегической цели в жизни» [23, С.14].
Конечно, естественное течение жизни всегда вносит свои коррективы. Но, невзирая на это, процесс жизнетворчества предусматривает: осмысление человеком своего назначения; выработки жизненной концепции и жизненного кредо; сознательный выбор жизненных целей и оформление их в жизненную программу как систему долговременных целей и средств их достижения в определенной временной перспективе.
«Основная жизненная цель, - писал Г. Ващенко, - которую ставит перед собой человек, является двигательной силой в ее деятельности, тем стержнем, около которого концентрируются сила и способности. Поэтому можно считать, что она, как выражение воли человека, формирует его психически и физически»[11, С.121].
Существуют разные концепции
жизни и способы их реализации
– потребительская и
Человек может и должен
стать творцом собственной
На протяжении всей своей жизни человек должен делать выбор. Выбор определяется внутренним миром человека, мыслями, системой ценностей. Человек часто бессилен перед внешними обстоятельствами, но он должен быть господином своего внутреннего мира, своего микрокосмоса. Лень, бездеятельность, неподвижность – убийцы психической энергии. Жизнь является движением, энергия есть движение: с остановкой действия и труда умирает жизнь. Закон жизни – безграничное усовершенствование, которое проходит в труде и движении. Духовная лень более опасна, чем лень физическая.
Сила личности является одновременно и условием и целью достойного существования человека в этом мире, полного противоречий, соблазнов, иллюзий. Человека необходимо учить, как реализовать потенциал своего «Я» в жизни. Каждый, кто понял смысл своего существования, должен начать работу по самоактуализации и самосовершенствованию.
Отдельные практические акты стремящегося к самоактуализации человека вызывают необходимость осмысления им полученных результатов и их последствий. Теоретический анализ, осознание, которое является актом самореализации, приводит к корректировке представлений о себе, представлений о мире и изменению в «жизненном плане». Начиная с какого-то времени, самость, которая в плоскости самореализации может рассматриваться как система представлений человека о самом себе, может выступать реальным «организатором» активности человека, результатом которой является изменение не только психическое, но и физическое.
Таким образом, можно сделать вывод, что взгляды на природу самоактуализации и особенности её проявления в жизни и деятельности во многом совпадают у представителей различных психологических направлений. Самоактуализация рассматривается как непрерывный процесс осознания личностью своих потенциальных сил (личных особенностей и возможностей), смысла жизни и собственного предназначения, стремление к их развитию и реализация через ответственный свободный выбор, творческую самодеятельность и самостроительство.
На протяжении всего существования человеческой цивилизации от ее зарождения по сегодняшний день люди задавались вопросом о сущности смерти и ее смысле. Всю совокупность трактовок и интерпретаций феномена смерти и ее значения можно классифицировать по разным основаниям. Большинство точек зрения можно разделить на два больших класса на основании значения смерти для жизни человека.
Первый подход к осмыслению смерти делает акцент на реальном материальном мире, где живет человек; здесь вопрос о загробном мире или последующей после смерти жизни не рассматривается. Так или иначе, смерть рассматривается как зло, которое неизбежно и предлагаются различные способы борьбы или совладения с ним. К этому направлению можно отнести учения древнегреческих атомистов (Демокрита и его последователей), философию эпикурейцев (самого Эпикура и Тита Лукреция Кара), философов Нового времени, учение о бытии Хайдеггера, взгляды представителей русской философии конца XIX - начала XX веков.
Второй из подходов к пониманию смерти базируется на вере в бессмертие души, и в рамках данной концепции смерть рассматривается как нравственно-воспитательный регулятор. Данное направление интерпретирует смерть как перемену формы существования личности с сохранением преемственности ее духовной основы; здесь акцент делается на последующей жизни после смерти. Эта концепция так или иначе представлена в мифологическом эпосе разных народов, в различных религиозных учениях (христианство, буддизм, даосизм), а также в философии Средневековья, Шопенгарра и Кьеркегора [52].
Однако такая классификация отношения к смерти, в которой выделяются два подхода, в истории человеческой мысли не единственная. По мнению современных историков, культурологов и психологов Ф. Арьеса, X Хейзинги, В. Вовеля, Йоффе, М.А. Шенкао и др. отношение к смерти отражает уровень развития культуры, поэтому еще одним основанием для классификации понимания смерти может служить ход развития цивилизации. Такой хронологический подход позволил проследить, как менялось отношение к смерти в той или иной эпохе, как эти изменения характеризуют человека той эпохи, отметить смещение акцентов на том или ином аспекте смерти и т.д. Если на самых ранних этапах развития цивилизации человек рассматривал смерть как естественный и закономерный момент жизни, то уже в период античной философии в отношении к смерти примешивается элемент страха. Античный человек пытается осмыслить этот страх, предлагает способы его преодоления и воспевает мужество и храбрость в принятии смертности. По мере развития цивилизации этот страх нарастает и, если еще в раннем Средневековье, по словам Ф Арьеса, смерть «приручена», т е. естественна, то к концу этой эпохи страх смерти нарастает и достигает своего апогея. Далее происходит процесс постепенного вытеснения страха из зоны осознавания человека. Само эмоциональное переживание никуда не исчезает, но маскируется под личиной научного и рационального познания мира. Исчезновение смерти из осознаваемого поля зрения человека привело, по словам экзистенциалистов, к проблеме отчуждения человека, как от общества, так и от самого себя. Однако, революция в отношении к смерти, по утверждению Арьеса, наступает в начале XX века. Истоки ее – в определенном умонастроении, сформировавшемся еще в середине XIX века: окружающие щадят больного, скрывают от него тяжесть его состояния. Так, постепенно, смерть становится постыдным, запрещенным предметом. Неприятие современным цивилизованным обществом смерти, бегство и попытка дистанцироваться от нее порождает огромное число личностных трагедий, и в связи с этим смерть становится предметом изучения уже не столько философии, сколько психологии [52].
Информация о работе Особенности самоактуализации студентов с разным отношением к смерти