Особенности самоактуализации студентов с разным отношением к смерти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 11:23, курсовая работа

Краткое описание

В молодости особое значение имеет самоощущение, внутренняя душевная жизнь, которая приобретает отчетливые личные формы. У человека появляется новый интерес к самому себе не только как к индивиду или личности, но как к экзистенции, явлению более высокого порядка — воплощению предназначения свыше, персонификации некоего мирового порядка, реализации мирового закона и т.п. Голландская исследовательница Марта Мере описывает это отношение как познание собственной души как законченного целого. Она пишет: «Жизненно-душевные стремления следует объяснять не как простое увеличение или сублимацию биологических инстинктов — напротив, они воплощают нечто специфически новое, скачок в психическом развитии, который... выходит далеко за пределы биологически осмысленного и тем самым за пределы инстинктов

Вложенные файлы: 1 файл

!!!!!!!КурсовикПД_Краснощекова (1).doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)

 

Для каждой шкалы по «сырым»  баллам были вычислены средние арифметические и стандартные отклонения и осуществлен перевод в стандартные Т-баллы, результаты сведены в таблицу 3 (Приложение 1) и представлены на рис. 2:

 

Рис. 2. Распределение  Т-баллов по шкалам

Исследование самоактуализации выявило, что у студентов высокий балл по шкале Самоуважения (Су) и шкале Представлений о природе человека (П). Соответственно содержанию этих шкал, данные студенты способны оценить свои достоинства, положительные черты, уважают себя за них. Также для них характерна склонность воспринимать природу человека в целом как положительную.

Большинство студентов  показало средние результаты в диапазоне 45–55 Т-баллов по следующим шкалам: Ориентации во времени (ОВ) - 47 Т-баллов, Поддержки (П) - 53 Т-балла, Ценностной ориентации (ЦО) -54 Т-балла, Спонтанности (Сп) – 51 Т-балл, Самопринятии (Спр) – 49 Т-балла, шкале Синергии (Си) – 49 Т-баллов, Принятии агрессии (Аг) – 54 Т-балла, Креативности (Кр) – 50 Т-баллов. Данные результаты являются показателями психической и статистической нормы испытуемых.

Низкие оценки испытуемые показали по шкале Гибкости поведения (Г) – 44 Т-балла, что говорит о неспособности быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию; Сензитивности (Сз) – 43 Т-балла, что говорит о неразвитой рефлексии, способности к определению своих чувств, потребностей; Контактности (Ко) – 44 Т-балла, говорящие о неспособности к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми, к субъект-субъектному общению; Познавательных потребностей (Пп) – 38 Т-баллов, говорящие об отсутствии стремления к приобретению знаний об окружающем мире.

Таким образом, по всем показателям  самоактуализации большинство студентов  имеют средние и низкие значения, подобные данные могут быть следствием того, что самоактуализация еще только начала развиваться у студентов, находящихся как раз в таком возрасте, когда этот процесс становится возможным. Результаты диагностики студентов представлены в таблице 4, Приложении Д.

5.2.3. Исследование особенностей самоактуализации у студентов с разным отношением к смерти

 

Последней задачей исследования является выявление особенностей самоактуализиции у студентов с разным отношением к смерти. Для рассмотрения соотношения отношения личности к смерти и самоактуализации были рассмотрены в целом положительные и отрицательные выборы отношения к Теперь сопоставим результаты, полученные по двум методикам и представим их в виде таблицы 3.

Из таблицы 3 и рис. мы видим, что в целом, студентам с положительным отношением к смерти характерны более низкие показатели по всем шкалам САТ, чем студентам с отрицательным отношением к смерти (Uэмп(24) Р<0.05) (см. приложение 10).

Значимо наиболее высокие  различия на уровне Р<0.01 (Uэмп(120,5)) были получены по шкале ценностных ориентаций, то есть студенты с отрицательным отношением к смерти в наибольшей степени разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности (см. приложение 7).

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

Особенности самоактуализации у студентов 

с разным отношением к  смерти

Шкалы

Отношение к смерти

положительное

 

Отрицательное

 
       

Ориентации во времени (ОВ)

41

 

44

 

Поддержки (Под)

41

 

48

 

Ценностной ориентации (ЦО)

42

 

50

 

Гибкости поведения (Г)

44

 

46

 

Сензитивности (Сз)

43

 

48

 

Спонтанности (Сп)

42

 

48

 

Самоуважения (Су)

50

 

54

 

Самопринятия (Спр)

46

 

48

 

Принятия агрессии (Аг)

43

 

50

 

Контактности (Ко)

46

 

50

 

Познавательных потребностей (Пп)

41

 

41

 

Креативности (Кр)

46

 

49

 

Среднее

44

 

48

 

Рис. 3Особенности самоактуализации студентов с разным отношением к смерти

Также более высокие показатели ну уровне значимости Р<0.01 у студентов с отрицательным отношением к собственной смерти были получены по: - шкале поддержки (Uэмп(125)) и по шкале самоуважения (Uэмп(128,5))

Выводы по эмпирическому исследованию особенностей самоактуализации у студентов с разным отношением к смерти

 

Нами было проведено  исследование особенностей самоактуализации у студентов с разным отношением к смерти. Выборку составили студенты Таганрогского кампуса Южного федерального университета в возрасте 20-23 лет в количестве 50 человек. Тестирование проводилось в бланковом варианте, испытуемые были мотивированы на добросовестное отношение к диагностическим процедурам и имели возможность получить результаты.

Для проверки гипотезы и  решения поставленных задач были использованы следующие психодиагностические методики:

- для исследования  отношения к смерти: опросник «Метафоры личной смерти» Мак-Леннана;

- для исследования  уровня самоактуализации: самоактуализационный тест (САТ) (авторы Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В.).

В результате проведенного исследования было установлено, что:

- уровень самоактуализации  выше у студентов с отрицательным  отношением к собственной смерти;

- степень независимости ценностей и поведения от воздействия извне у студентов с отрицательным отношением к собственной смерти выше, чем у студентов с положительным отношением к смерти. То есть студенты, выбирающие отрицательные метафоры смерти относительно независим в своих поступках, стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, более свободны в выборе и менее подвержены внешнему влиянию;

-студенты, выбравшие положительные метафоры для описания собственной смерти, оказались в большей степени зависимы, конформны, несамостоятельны, а также в меньшей мере, чем студенты выбравшие отрицательные образы смерти, способны ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них.

Причинами выявленных особенностей могли явиться: более высокий уровень откровенности у более самоактуалихованых студентов; стремление  менее самоактуализующихся студентов давать наиболее социально желательные ответы, скрыть страх смерти; более глубокое осмысление феномена смерти студентами с большей степенью самоактуализации; общий средний уровень самоактуализации, который еще не позволяет полностью осознать свое отношение к смерти с точки зрения положительных или отрицательных образов.

Заключение

В данной работе мы изучали  влияние уровня притязаний на характер самоактуализации личности.

В ходе анализа теоретических положений по проблеме исследования мы установили, что самоактуализацию можно определить как процесс саморазвития личности, ее личностного роста «изнутри», как процесс становления человека субъектом собственной жизнедеятельности, направленный на выстраивание стратегии жизни, на выстраивание иерархии ценностей, обретения смысла жизни. Актуализироваться – значит становиться действительным, фактически осуществлять свои потенциальные возможности.

На протяжении хода всей истории человечества отношение людей к смерти претерпевало значительные изменения: от понимания смерти как естественного завершения жизни до полного противопоставления жизни и смерти, понимания смерти как неизбежного зла и, как следствие, ее отрицания как реальности жизни. При этом на протяжении всего развития цивилизации в представлении о смерти фигурировали две точки зрения, рассматривающие смерть как продолжение существования в другом состоянии и как полное прекращение существования.

На современном этапе  приближение жизни и смерти, а также рассмотрение их взаимосвязи стало осуществляться в рамках психологической науки, где смерть интерпретируется как важная детерминанта развития личности человека. Такое психологическое значение смерти возможно за счет личного отношения каждого человека к смерти, которое включает в себя страх смерти.

В молодости особое значение имеет самоощущение, внутренняя душевная жизнь, которая приобретает отчетливые личные формы. У человека появляется новый интерес к самому себе не только как к индивиду или личности, но как к экзистенции, явлению более высокого порядка — воплощению предназначения свыше, персонификации некоего мирового порядка, реализации мирового закона и т.п.

Молодому возрасту свойственно  размышлять о конечности и смысле жизни, интересоваться экзистенциальными проблемами в разных формах; в это время возникает интерес к эсхатологической и трансцендентной, мистической и психологической литературе и т.д. Спецификой психологического развития и самореализации личности является факт ограничения этого процесса длительностью его жизни. Многие авторы как отечественной, так и зарубежной психологии рассматривают феномен смерти как важную детерминанту развития, самореализации и самоактуализации личности человека.

Среди характеристик  самоактуализации, сформулированных Маслоу, указывается: полное принятие реальности и комфортное отношение к ней, саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни и готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, к осознанию своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей, к повышению конгруэнтности. Согласно Роджерсу, состояние неконгруэнтности порождаются страхом смерти и танатической тревоги, ощущением «неестественности» бытия в ситуации осознания его индивидуальной конечности.

Так как среди современных исследований по проблеме отношения к смерти, исследовались только вопросы отношения личности к смерти в их связи с ценностно-смысловой сферой личности, это породило проблему эмпирического иучения особенностей самоактуализации у молодежи с разным отношением к смерти.

Проведенное исследование характеристик самоактуализации показало, что у большинства студентов  низкие значения, это говорит о  высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъектов («извне направляемые» личности), внешнем локусе контроля, ориентации на конкретный промежуток времени, низкой осознанности своих потребностей и чувств, низкой степени гибкости субъектов в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, отсутствии способности быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Сопоставив данные исследования отношения к смерти и самоактуализации, мы установили, что студентам с отрицательным отношением к смерти характерны более высокие показатели самоактуализации, чес студентам с положительным отношением к смерти.

В рамках данного исследования мы можем заключить, что задачи выполнены, гипотеза о существовании различий в характеристиках самоактуализации у студентов с разным отношением к смерти нашла свое подтверждение.

 

Список использованных источников

 

  1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Техт] / Б.Г.Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288с.
  2. Алешина, И.Ш. Уровень притязаний студентов педвуза с различными акцентуациями характера [Техт] / И.Ш. Алешина. Автореферат дис. канд. псх. наук. - М.: 2007. -16 с.
  3. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл. 2007. -523с.
  4. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: ИЦ «Академия», 2002.- 367 с.
  5. Бороздина, Л. В. Исследование уровня притязаний [Текст]: Учеб. пособие / Л.В. Бороздина. - М.: Рос. акад. наук, Ин-т психологии, 1993.- 140 с.
  6. Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С.М. [Текст] Словарь - справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов - СПб.: Питер, 2007. - 687 с.
  7. Вахромов, Е.Е. Вершины жизни и пути их достижения, самоактуализация, акме и жизненный путь человека [Текст] / Е.Е. Вахромов. Прикладная психология и психоанализ. - М.; 2001. - №4. - 112 с.
  8. Вахромов, Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации [Текст] / Е.Е. Вахромов. - М.: Международная педагогическая академия, 2001. -160 с.
  9. Вахромов, Е.Е. Развитие теории самоактуализации в отечественной педагогике и психологии [Текст] / Е.Е. Вахромов – М.: Международная педагогическая академия, 2001. -145 с.
  10. Гозман, Л.Я., Кроз, М.В., Латинская, М.В. Самоактуализационный тест [Текст] / Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская. М., 1995.- 155 с.
  11. Городилова, Е.Н. Самоактуализация и её связь с интегральной индивидуальностью: Автореферат дис. канд. псх. наук [Текст] / Е.Н. Городилова. Пермь, 2002. -22 с.
  12. Гуманистическая и трансперсональная психология [Текст] / Сост. К.В. Сельченок. - М.: АСТ, 2000. -592с.
  13. Джеймс, У. Психология самосознания: Хрестоматия [Текст] / У. Джеймс, под ред. Л. А. Петровской. - Самара, 2003. -368 С.
  14. Карпинский, К.В.Психология жизненного пути личности [Текст]: Учеб. пособие / К.В.Карпинский. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 167 с.
  15. Краткий психологический словарь [Текст] / Ред.-сост. Л.А.Карпенко: Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - Ростов на Дону: «Феникс», 1998. -431 с.
  16. Левин, К., Дембо, Т., Фестингер, Л., Сирс, Р. Уровень притязаний. / Психология мотиваций и эмоций. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликмана. М.: ЧеРо, 2002. -192 с.
  17. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] /А.Н Ле<span class="dash041e_0431_044b_0447_0

Информация о работе Особенности самоактуализации студентов с разным отношением к смерти