Особенности самооценки в старшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 10:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: раскрыть понятие самооценки, охарактеризовать её взаимосвязь с самосознанием старшеклассника и выявить направления развития.
Таким образом, актуальность проблемы изучения психологических особенностей самооценки старших школьников обусловлена необходимостью способствовать процессу их личностного становления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ--------------------------------------------------------------------------------- 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Понятие самооценки личности как способ ее развития -------------------- 5
Соотношение понятий самооценки и самосознания, их взаимосвязь--- 11
Особенности самооценки в старшем школьном возрасте

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Диагностическая программа исследования------------------------------------15
2.2 Анализ результатов исследования-----------------------------------------------22
2.3 Рекомендации по развитию с/о---------------------------------------------------28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ---------------------------------------------------------------------------31
Список используемых источников---------------------------------33
ПРИЛОЖЕНИЯ---------------------------------------------------------------------------35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая психология самооценка испр.docx

— 103.12 Кб (Скачать файл)

Заниженный уровень притязаний, когда человек выбирает слишком" простые, легкие цели (хотя он мог бы достичь значительно более высоких  целей), возможен при низкой самооценке (человек не верит в себя, низко  оценивает свои способности, возможности, чувствует себя «неполноценным»), но также возможен и при высокой  самооценке (когда человек знает, что он умный, способный, но цели выбирает попроще, чтобы не «перетруждаться»,  «не высовываться», проявляя своеобразную «социальную хитрость»). Завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, объективно может приводить к частым неудачам, к разочарованию, фрустрациям, В юности часто выдвигаются завышенные, нереалистические притязания, переоценивают свои способности, в результате эта беспочвенная самоуверенность часто раздражает окружающих, вызывает конфликты, неудачи, разочарования. Только путем многочисленных проб и ошибок человек постигает меру своих реальных возможностей. Но, как ни неприятна бывает юношеская самоуверенность, психологически гораздо опаснее пониженное самоуважение, заниженный уровень социальных притязаний человека, побуждающий его уклоняться от всякой деятельности, отказываться от достижения поставленных целей, избегать людей (т. к. не верит в себя, боится критики, насмешки) либо быть послушным орудием в руках других людей. Для таких ребят нужно постараться создавать ситуации, в которых они получали бы ощутимое доказательство своей социальной и человеческой ценности, «поверили в себя», чтобы блокировать этот опасный для личности процесс.

Таким образом, на основании  изученного можно сделать вывод, что самооценка личности, как способ ее развития представляет собой оценку человека самого себя, выявление типа оценки человека самого себя (завышенная, заниженная, адекватная) и применение способов корректировки оценки самим  человеком, окружающими людьми (похвала, критика и пр.) и специалистами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Соотношение понятий самооценки и самосознания, их взаимосвязь

Для того, чтобы выявить соотношение понятий самооценки и самосознания, их взаимосвязь нам необходимо дать понятие самосознанию и проанализировать его.

Самосознание – осознание  человеком  самого себя, своих физических  сил и умственных  способностей, поступков и действий, их мотивов  и целей, своего отношения к внешнему миру, других людей к  самому себе.

    Человек как  личность — самооценивающее  существо. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящего человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки.

    Самосознание  принадлежит целостному субъекту  и  служит ему для организации  его  собственной деятельности, его взаимоотношений  с окружающими  и его общения  с ними.

    Самосознание  в психической деятельности человека  выступает как сложный процесс   опосредованного познания себя, развернутый  во времени, связанный  с движением  от единичных,  ситуативных образов  через  интеграцию подобных ситуативных   образов в целостное образование  - понятие собственного Я.

    Образование отношений  формирующегося человека к самому  себе является наиболее поздним   по сравнению с другими свойствами. Во всех видах деятельности  и поведения  эти отношения  следуют за отношением к ситуации, предмету и средствам  деятельности, к другим людям. Лишь пройдя  через многие объекты отношений,  сознание становится само объектом  самосознания.

    Требуется накопление  опыта множества подобных осознаний  себя субъектом поведения   для того, чтобы отношения к   себе превратились в свойство, называемое рефлексивностью. Однако именно эти свойства завершают структуру личности и обеспечивают ее целостность. Они наиболее тесно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками; выполняя функцию самопознания, самоконтроля, саморегуляции  и самоорганизации личности.

   Самопознание - сложный  многоуровневый процесс, индивидуализированно развернутый во времени. Очень условно можно выделить 2 стадии: познание своих особенностей через познание особенностей другого, сличение и дифференциацию; на 2-й стадии подключается самоанализ.

   Человек познает  окружающий мир, а вместе с  тем и себя через активное  взаимодействие с миром. 

   Самопознание - процесс  динамический и никогда  не  завершающийся, так как, во-первых, происходит постоянное развитие  самих  познавательных способностей; во-вторых, изменяется и сам объект  познания - личность: и в-третьих,  всякое знание о себе самом  уже фактом своего получения  меняет субъекта: узнав  что-то  о себе человек становится другим. Самопознание идет параллельно с постоянной проверкой на адекватность и коррекцией. Поскольку самооценка является частью самопознания, то с изменением самопознания меняется и самооценка человека.

Человек не часто прибегает  к самоконтролю, во-первых, потому что  многие поведенческие  акты регулируются автоматически и, во-вторых, человек  часто бывает неудовлетворен собственной самооценкой. Самосознание включается только тогда, когда этого невозможно избежать, например, в условиях рассогласования правил и норм с поведением, или когда требуется внимательное отношение к себе.

   Самосознание - культурный  феномен, позволяющий сохранять   постоянство собственного поведения   и испытывать чувство ответственности   за социальные ценности, усвоенные   индивидом. В рамках концепции  "объективного самосознания оно  рассматривается  как сличение  совершаемого поведения  или  поведения, требуемого ситуацией,  с представлениями о самом   себе. Способность к самоконтролю  сопряжена с волевым усилием   над собой. 

   Саморегуляция тесно связана с таким эмоциональным компонентом самосознания, как отношение к себе, самоуважение и самооценка.

   Самооценка - результат  интегративной работы в сфере  самопознания с одной  стороны,  и в сфере эмоционально-ценностных самоотношений, с другой. Самооценка - непостоянный конструкт, она постоянно видоизменяется, совершенствуясь. Самооценка обусловлена сочетанием знания о себе и мировоззрения, норм и ценностей, присущих человеку. Именно самооценка выполняет функцию регуляции поведения и деятельности, так как она может соотносить потребности и притязания человека и его возможности.

   Самооценка = притязания / возможности.   

   Самооценка  является "стержнем" саморегуляции  на всех этапах ее осуществления, включается в структуру мотивации, определяет направленность саморегулирования, выбор средств и влияет на интерпретацию достигнутого эффекта поведения.

Достаточно  высокий уровень  развития саморегулирования  поведения, который объективно выражается в  тонкости, дифференцированности и адекватности всех осознанных поведенческих реакций, поступков, вербальных проявлений, соответствует зрелому состоянию развития самосознания в целом: адекватной самооценке, а также ориентации на самооценку, а не на оценку другими. Самооценка - на начальных этапах результат интериоризации оценки себя другими - впоследствии эмансипируется от оценок окружающих и все более приобретает  значение внутреннего регулятора поведения.

Критерии самосознания: 1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды); 2) осознание своей активности —  «Я, управляю собой»; 3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое  качество»); 4) моральная оценка себя, наличие рефлексии — осознание  своего внутреннего опыта.

Ощущение человеком своей  единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность  таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.

В структуре самосознания можно выделить: 1) осознание близких  и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»); 2) осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»); 3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»); 4) эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя:

• самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

• самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

Таким образом, понятие самооценка и самосознание относятся друг к  другу как частное к целому т.к. самооценка является частью самосознания и по мере гармоничного формирования самосознания происходит и гармонизация самооценки в целом и наоборот по мере повышения либо понижения самооценки индивида искажается самосознание в целом.

 

 

 

 

1.3.   Особенности самооценки в старшем школьном возрасте

Отрочество - это беспокойство:

"Вдруг я не такой,  как все?"

и ужас: "Вдруг я такой, как все?"

 

Подростковая пора - время  второго рождения личности. И рождение это, увы, не обходится без мук... Страдают подростки от непонимания со стороны взрослых, от смятения чувств, противоречивости намерений, интересов, устремлений. Мучаются взрослые - дети стали грубы, замкнуты, неоткровенны...

Да, мир подростка сложен, противоречив, полон ежедневных, ежечасных  перемен. Но он открыт для понимания. Быть понятым - самое первое, что  хотят подростки. Хотим и мы понять их. Почему же не понимаем так часто? Очевидно, потому что не знаем, подходим с готовыми мерками "не по росту": то слишком детскими, то слишком взрослыми.

Два разнонаправленных, даже противоположных стремления владеют  подростками: страстный интерес  к внешнему миру и столь же страстное, пристальное вглядывание в себя - в мир своих мыслей, чувств, переживаний.

Интерес ребенка к своему "я" - к своим особенностям, возможностям, способностям - в каждом возрасте проявляется  по-разному, на каждой ступени жизни  обогащается новым содержанием. "Я сам!" - говорит трехлетний малыш. И это значит, что он выделил  себя из окружающего предметного  мира, отличил от других людей. Для  нас такое отличие самоочевидно, иначе быть не может, но для малыша - это заметный шаг в развитии.

"Кто я?", "Каков  я?", "Что я могу" - спрашивает  себя подросток; и это - уже  иная форма и иной уровень  развития самосознания.

Самосознание - сложный психический  процесс, особая форма сознания, характеризующаяся  тем, что оно направлено само на себя. В процессе самосознания человек выступает в двух лицах: он - и познающий, и познаваемый.

Важной стороной самосознания и показателем достаточно высокого уровня его развития является формирование такого его компонента, как самооценка.

На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно  свои физические качества и возможности ("Я большой", "Я сильный"), затем начинают осознаваться и оцениваться  практические умения, поступки, мораль¬ные качества. Самооценка начинает выступать в качестве важнейшего регулятора поведения человека, его активности в учении, труде, общении, самовоспитании.

В подростковом возрасте самооценка поднимается на качественно новую  ступень, обогащается новым содержанием, приобретает новые функции. Самое  важное: именно в этом возрасте ребенок  начинает осознавать себя как личность, обладающую определенными психическими качествами, включенными в определенную систему социальных отношений. Знания подростка о себе приобретают  обобщенный характер. Познавая себя в  постоянном сравнении с другими  людьми, он начинает активно выделять и усваивать нормы и эталоны  взаимоотношений; в сферу осознаваемого  включаются все виды его деятельности и взаимоотношений с окружающими. Самосознание становится своеобразным "ядром" личности, оно концентрирует  в себе, как в фокусе, основные изменения в развитии личности.

Рассмотрим условия, которые  определяют и обеспечивают развитие личности.

В подростковом возрасте происходят большие изменения в организме  ребенка, идет его бурная перестройка. Много изменений происходит и  в обстоятельствах жизни подростка. Изучение основ наук, к которому вплотную приступают школьники в  этом возрасте, предъявляет новые, более  высокие требования к их мышлению, памяти и другим психическим процессам. Новые учебные предметы, возросший объем учебного материала требуют совершенствования приемов и способов усвоения знаний, большей самостоятельности. Более серьезной и содержательной становится общественная работа подростков: они уже основные инициаторы и участники общественной жизни школы. Меняется положение подростка в доме. В чем-то его уже начинают признавать взрослым, у него появляется больше прав и обязанностей, ему больше доверяют, но больше и спрашивают.

Рост реальной самостоятельности  подростка ведет к тому, что  у него появляется новый взгляд на себя, желание разобраться в себе, всесторонне себя оценить.

Все эти изменения и  есть тот источник, тот основной фактор, который стимулирует развитие самосознания.

Подростковый возраст  и "по науке", и "по жизни" считается "трудным", "критическим", "возрастом  противоречий". В эту пору быстро, иногда за несколько месяцев происходят такие изменения и в облике и в поведении ребенка, что он становится неузнаваемым, а его поступки кажутся непонятными, необъяснимыми Столин В. В. [15]

Информация о работе Особенности самооценки в старшем школьном возрасте