Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 10:08, курсовая работа
Целью данной работы является: раскрыть понятие самооценки, охарактеризовать её взаимосвязь с самосознанием старшеклассника и выявить направления развития.
Таким образом, актуальность проблемы изучения психологических особенностей самооценки старших школьников обусловлена необходимостью способствовать процессу их личностного становления.
ВВЕДЕНИЕ--------------------------------------------------------------------------------- 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Понятие самооценки личности как способ ее развития -------------------- 5
Соотношение понятий самооценки и самосознания, их взаимосвязь--- 11
Особенности самооценки в старшем школьном возрасте
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Диагностическая программа исследования------------------------------------15
2.2 Анализ результатов исследования-----------------------------------------------22
2.3 Рекомендации по развитию с/о---------------------------------------------------28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ---------------------------------------------------------------------------31
Список используемых источников---------------------------------33
ПРИЛОЖЕНИЯ---------------------------------------------------------------------------35
Заниженный уровень притязаний,
когда человек выбирает слишком"
простые, легкие цели (хотя он мог бы
достичь значительно более
Таким образом, на основании изученного можно сделать вывод, что самооценка личности, как способ ее развития представляет собой оценку человека самого себя, выявление типа оценки человека самого себя (завышенная, заниженная, адекватная) и применение способов корректировки оценки самим человеком, окружающими людьми (похвала, критика и пр.) и специалистами.
Для того, чтобы выявить соотношение понятий самооценки и самосознания, их взаимосвязь нам необходимо дать понятие самосознанию и проанализировать его.
Самосознание – осознание человеком самого себя, своих физических сил и умственных способностей, поступков и действий, их мотивов и целей, своего отношения к внешнему миру, других людей к самому себе.
Человек как личность — самооценивающее существо. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящего человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки.
Самосознание
принадлежит целостному
Самосознание
в психической деятельности
Образование отношений
формирующегося человека к
Требуется накопление
опыта множества подобных
Самопознание - сложный
многоуровневый процесс,
Человек познает окружающий мир, а вместе с тем и себя через активное взаимодействие с миром.
Самопознание - процесс
динамический и никогда не
завершающийся, так как, во-
Человек не часто прибегает к самоконтролю, во-первых, потому что многие поведенческие акты регулируются автоматически и, во-вторых, человек часто бывает неудовлетворен собственной самооценкой. Самосознание включается только тогда, когда этого невозможно избежать, например, в условиях рассогласования правил и норм с поведением, или когда требуется внимательное отношение к себе.
Самосознание - культурный
феномен, позволяющий
Саморегуляция тесно связана с таким эмоциональным компонентом самосознания, как отношение к себе, самоуважение и самооценка.
Самооценка - результат
интегративной работы в сфере
самопознания с одной стороны,
Самооценка = притязания / возможности.
Самооценка является "стержнем" саморегуляции на всех этапах ее осуществления, включается в структуру мотивации, определяет направленность саморегулирования, выбор средств и влияет на интерпретацию достигнутого эффекта поведения.
Достаточно высокий уровень развития саморегулирования поведения, который объективно выражается в тонкости, дифференцированности и адекватности всех осознанных поведенческих реакций, поступков, вербальных проявлений, соответствует зрелому состоянию развития самосознания в целом: адекватной самооценке, а также ориентации на самооценку, а не на оценку другими. Самооценка - на начальных этапах результат интериоризации оценки себя другими - впоследствии эмансипируется от оценок окружающих и все более приобретает значение внутреннего регулятора поведения.
Критерии самосознания: 1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды); 2) осознание своей активности — «Я, управляю собой»; 3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»); 4) моральная оценка себя, наличие рефлексии — осознание своего внутреннего опыта.
Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.
В структуре самосознания можно выделить: 1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»); 2) осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»); 3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»); 4) эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя:
• самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);
• самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).
Таким образом, понятие самооценка и самосознание относятся друг к другу как частное к целому т.к. самооценка является частью самосознания и по мере гармоничного формирования самосознания происходит и гармонизация самооценки в целом и наоборот по мере повышения либо понижения самооценки индивида искажается самосознание в целом.
1.3. Особенности самооценки в старшем школьном возрасте
Отрочество - это беспокойство:
"Вдруг я не такой, как все?"
и ужас: "Вдруг я такой, как все?"
Подростковая пора - время второго рождения личности. И рождение это, увы, не обходится без мук... Страдают подростки от непонимания со стороны взрослых, от смятения чувств, противоречивости намерений, интересов, устремлений. Мучаются взрослые - дети стали грубы, замкнуты, неоткровенны...
Да, мир подростка сложен, противоречив, полон ежедневных, ежечасных перемен. Но он открыт для понимания. Быть понятым - самое первое, что хотят подростки. Хотим и мы понять их. Почему же не понимаем так часто? Очевидно, потому что не знаем, подходим с готовыми мерками "не по росту": то слишком детскими, то слишком взрослыми.
Два разнонаправленных, даже противоположных стремления владеют подростками: страстный интерес к внешнему миру и столь же страстное, пристальное вглядывание в себя - в мир своих мыслей, чувств, переживаний.
Интерес ребенка к своему
"я" - к своим особенностям, возможностям,
способностям - в каждом возрасте проявляется
по-разному, на каждой ступени жизни
обогащается новым содержанием.
"Я сам!" - говорит трехлетний
малыш. И это значит, что он выделил
себя из окружающего предметного
мира, отличил от других людей. Для
нас такое отличие
"Кто я?", "Каков я?", "Что я могу" - спрашивает себя подросток; и это - уже иная форма и иной уровень развития самосознания.
Самосознание - сложный психический процесс, особая форма сознания, характеризующаяся тем, что оно направлено само на себя. В процессе самосознания человек выступает в двух лицах: он - и познающий, и познаваемый.
Важной стороной самосознания и показателем достаточно высокого уровня его развития является формирование такого его компонента, как самооценка.
На начальных этапах развития
ребенок оценивает
В подростковом возрасте самооценка
поднимается на качественно новую
ступень, обогащается новым содержанием,
приобретает новые функции. Самое
важное: именно в этом возрасте ребенок
начинает осознавать себя как личность,
обладающую определенными психическими
качествами, включенными в определенную
систему социальных отношений. Знания
подростка о себе приобретают
обобщенный характер. Познавая себя в
постоянном сравнении с другими
людьми, он начинает активно выделять
и усваивать нормы и эталоны
взаимоотношений; в сферу осознаваемого
включаются все виды его деятельности
и взаимоотношений с
Рассмотрим условия, которые определяют и обеспечивают развитие личности.
В подростковом возрасте происходят
большие изменения в организме
ребенка, идет его бурная перестройка.
Много изменений происходит и
в обстоятельствах жизни
Рост реальной самостоятельности подростка ведет к тому, что у него появляется новый взгляд на себя, желание разобраться в себе, всесторонне себя оценить.
Все эти изменения и есть тот источник, тот основной фактор, который стимулирует развитие самосознания.
Подростковый возраст и "по науке", и "по жизни" считается "трудным", "критическим", "возрастом противоречий". В эту пору быстро, иногда за несколько месяцев происходят такие изменения и в облике и в поведении ребенка, что он становится неузнаваемым, а его поступки кажутся непонятными, необъяснимыми Столин В. В. [15]
Информация о работе Особенности самооценки в старшем школьном возрасте