Особенности самооценки у акцентуированных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:52, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности самооценки у акцентуированных подростков.
Исходя из цели можно выделить следующие задачи
Задачи исследования:
1. Изучить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме особенности самооценки у акцентуированных подростков.
2. Изучить особенности самооценки подростка.
3. Рассмотреть роль самооценки в становлении личности подростка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ САМООЦЕНКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
1.1. Самооценка подростка
1.1.1. Понятие и сущность самооценки
1.1.2. Особенности самооценки подростка
1.2. Понятие характера в психологии
1.2.1. Понятие характера
1.2.2. Понятие об акцентуациях характера
1.2.3. Классификация типов характера
1.3. Роль самооценки в становлении личности подростка
Выводы
2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки у акцентуированных подростков
2.1. Этапы и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
Выводы
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 73.12 Кб (Скачать файл)

По исследованиям А.Е. Личко пато-характерологические реакции, выступающие на фоне акцентуаций, как правило, почти 80% из них с возрастом сглаживаются, смягчаются и можно наблюдать удовлетворительную социальную адаптацию. Будет прогноз хороший или плохой зависит от степени и вида акцентуаций - скрытая она или явная, а также от социальных условий.

 

 

1.3. Роль самооценки в становлении личности подростка 
 
        Характер человека проявляется не только отношением к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т.е. формирует «набор самооценок», от которого зависит: скромны мы или высокомерны, требовательны к себе или самоуспокоенны, застенчивы или  кичливы. 
        Невозможно понять истоки некоторых межличностных столкновений без анализа самооценки  конфликтующих людей.  
У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой самооценке, т.е. каждому хочется уважать себя. Самоуважение — один из истоков психологической устойчивости, хорошего настроения. Допустим, человек совершил ошибку, сделал что-то не так. Если этот человек обладает достаточно высоким уровнем самооценки, он может успокоить себя: «Ничего страшного, ведь в целом я отнюдь не глупец и подобное для меня не характерно», т.е. срабатывает психологическая защита, и человек успокаивается. 
         У людей, страдающих неврозами, самооценка чаще бывает завышенной или заниженной, а иногда даже крайней (самый добрый, самый стеснительный, самый  честный). 
        Люди с завышенной самооценкой часто испытывают трудности общения. Так, человек, считающий себя намного умнее других и, тем более, намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих. И это естественно: неадекватное самомнение, подчеркивание своих достоинств, пренебрежение к другим — неиссякаемый источник негативизма окружающих.  
       Завышенная самооценка способствует и такой черте характера, как чрезмерная обидчивость. Обида, как правило, - это чувство, возникающее в ответ на несправедливое к себе отношение окружающих. Но что значит для человека «несправедливое»? А то, что чье-то мнение о нем ниже его собственного мнения о себе. Отсюда ясно, что завышенная самооценка способствует обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность: человек с высоты своего «Я» даже серьезную критику не принимает близко к сердцу). Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен.  
       Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный ее уровень способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. 
Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения. Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное. 
       Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций. 
       Данные многочисленных исследований показывают, что подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие – что депрессивный аффект проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку. 
       Начиная примерно с 8 лет, дети активно проявляют способность к оценке своей успешности в разных областях. Наиболее значимыми из них оказываются пять критериев: школьная успеваемость, внешность, физические способности, поведение и социальное принятие. Однако в подростковом возрасте школьная успеваемость и поведение становятся важны для оценки родителей, а три другие для сверстников.[9,с.363] 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки у акцентуированных подростков

2.1. Этапы и методы  исследования

Экспериментальная часть  данной  работы осуществлялась на базе МОУ Средней общеобразовательной школы № 4 города Качканара.  

В учебном  заведении   были исследованы учащиеся 9а-9б классов. Всего было обследовано 33 подростка в возрасте 15-17 лет. Для проведения экспериментальной части работы была сформирована одна экспериментальная группа.

Цель эксперимента-

 

 


Информация о работе Особенности самооценки у акцентуированных подростков