Особенности социально – психологических установок у женщин руководителей педагогическими коллективами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является эмпирическое изучение социально – психологических установок женщин, занимающие руководящие должности в педагогической сфере.
Для осуществления поставленной цели были выведены следующие задачи:
Осуществить теоретический анализ данной проблемы в зарубежной и отечественной психологии.
Выявить и описать теоретические аспекты влияния гендерных особенностей руководителя на процесс управления.
Подобрать необходимый диагностический инструментарий, провести исследование и проанализировать полученные эмпирические данные.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Раздел 1. Психологические особенности личности руководителя педагогическим коллективом…………………………………………………6
1.1. Роль личности руководителя в управлении педагогическим коллективом
1.2. Стили руководства………………………………………………………16
1.3. Влияние гендерных особенностей при восприятии руководителя его подчиненными …………………………….…………………………………23
Выводы по первому разделу…………………………………………………28
Раздел 2. Эмпирическое изучение особенностей социально психологических установок женщин-руководителей в педагогических коллективах………………..…………………………………………………30
2.1. Описание и обоснование методов исследования …………………..…30
2.2. Анализ и интерпретация результатов…………………………………37
Выводы по второму разделу………………………………………………..40
Заключение…………………………………………………………………..
Список используемых источников…………………………………………
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Лысенко курсовая вся последняя.docx

— 82.89 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно говорить, что гипотеза подтверждается. Мы предполагали, что у женщин руководителей, использующих в педагогической сфере  директивный стиль управления, преобладает  направленность на власть, склонность к использованию в общении  агрессии, эгоизма подозрительности; у женщин, использующих демократический (коллегиальный) стиль управления персоналом, наблюдается направленность  на процесс, склонность к зависимости, альтруизму в процессе взаимодействия. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Стиль руководства -  это стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующееся под влиянием как объективных, так и субъективных условий управления, личных особенностей руководителя. Различные авторы предлогают свои основания для описания стилей руководства; комплекс систематически используемых методов принятия решения; совокупность типичных и относительно устойчивых методов и приемов воздествия руководителей на подчиненных, т.е. стиль общения; личностные качества руководителя, обусловливающие выбор тех или иных приемов и методов деятельности; совокупность норм и правил, которых придерживается руководитель по отношению к подчиненным; ориентация на производственные задачи либо на человеческие отношения в коллективе; представление о человеческой природе как таковой.

Выбор руководителем  каково – либо стиля руководства осуществляется через призму его индивидуальных личностных качеств, в том числе определяется направленностью и типом отношений личности к окружающим. Данный процесс выбора не всегда является полностью осознаваемым. По проведённым исследованиям можно сказать о том, что гендерные особенности руководителя оказывает существенный, хотя порой и не объективный отпечаток на восприятие им его подчинёнными.

Результаты  корреляционного анализа дают возможность  говорить о наборе различных свойств  личности, свойственных тому или иному  стилю управления. Руководителю требуются: способность управлять собой; разумные личные цели; четкие личные ценности; упор на постоянный личный рост и самосовершенствование; навык системного решения проблем; изобретательность и способность к инновациям; высокая способность влиять, взаимодействовать с людьми; знание современных управленческих подходов; способность руководить; умение обучать и развивать подчиненных; умение формировать эффективные рабочие группы.

Однако, необходимо делать поправку на то, что в исследовании принимали участие женщины руководители, сфера управления которых лежит в педагогической деятельности. Но полученные данные позволяют говорить о том, что на данной выборке выдвинутая нами гипотеза подтверждается.

Конечно, нельзя говорить о нашей работе как  о завершенном исследовании, ведь данная проблема требует дальнейшего  изучения и освещения, чем мы и  планируем заниматься в дальнейшем.

 

 

Список  используемых источников:

1. Агапов B.C. Я-концепция как интегративная основа личности и деятельности руководителя. – М.:МОСУ, 2000. 
2. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М.: политиздат, 1977 – 324с.

3. Аунапу Ф.Ф. Что такое управление. Записки директора предприятия. – М.: Экономика, 1967. 
4. Бабенко О.А. Профессионально важные качества личности менед-жера//статья из интернет; найдена на сайте: http://psi.lib.ru 
5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике – СПб.: Питер, Кол, 1999. – 528с.

6. Вендеров Е.Е. Психологические проблемы управления. – М.: Экономика, 1969.

7. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения. Сбор сочинений. Т. 1., М.: Педагогика. 1982.- 459с.

8. Журавлев А.Л. Рубахин В.Ф. Индивидуальный стиль руководства коллективом. // Психология управления. Вып.11. М., 1976 
9. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Менеджер: психологические секреты профессии -М.: ЦИТП, 1992. 
10. Занковский А.Н. Организационная психология – М.: Флинта МПСИ, 2000. 
11. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – С - Пб, 2002. 
12.Карпов А.В. Психология менеджмента – М.: Гардарики, 1999. 
13.Ковалев А.Г. Психология личности. – М.: Политиздат, 1967. 
14.Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом. – М., 1999. 
15. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе – М.: Дело, 1996. 
16.Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. М., 1993. 
17.Любович Ю.О. Административные и организационные методы управления. – М.: Знание, 1966. 
18.Менегетти А. Психология лидера. – С - Пб, 2004. 
19.Майерс Д. Социальная психология – С - Пб, 1998. 
20.Никифорова Н.А. Формальный статус руководителя как детерминанта восприятия его подчинёнными. Дис. канд. псих. наук. - Иваново, 1998. 
21. Мещерякова Б.Г. Психологический словарь // Под ред. Зинченко В.П.– 2-е изд., – М.: Педагогика-Пресс, 1996.

22. Маничева С.А.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/Под ред. Крылова А.А. – СПб.: Питер,2000. – 560с. 
23.Терещенко В.И. Организация и управление - М.: Экономика, 1965. 
24.Уманский Л.И. Организаторские способности и их развитие. Курск, 1967. 
25.Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности – СПб.: Питер, 2001.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ДАННЫХ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДИАГНОСТИКИ

 

 

1

5

52

2

9

4

7

1

7

6

0

2

3

3

2

2

6

4

8

5

2

5

51

3

4

7

5

2

3

7

3

2

4

5

2

1

2

2

3

4

3

16

47

2

7

5

4

6

8

4

5

4

6

7

8

7

2

1

2

1

4

17

59

4

6

6

8

2

4

9

6

0

8

8

3

6

3

2

3

5

5

13

70

3

9

6

9

3

9

7

3

2

8

5

5

5

8

5

8

10

6

2

64

2

8

6

8

0

8

8

3

1

10

5

7

1

7

6

10

11

7

8

64

8

6

6

6

2

7

7

3

3

6

5

4

6

4

2

8

4

8

1

56

1

7

7

7

1

4

1

1

0

0

4

1

0

3

1

5

3

9

8

63

20

8

3

8

3

2

5

5

2

5

2

7

2

5

8

9

4

10

10

43

7

7

6

10

0

8

9

3

3

5

5

8

6

3

4

6

7

11

16

47

2

7

5

4

6

8

4

5

4

6

7

8

7

2

1

2

1

12

17

59

4

6

6

8

2

4

9

6

0

8

8

3

6

3

2

3

5

13

13

70

3

9

6

9

3

9

7

3

2

8

5

5

5

8

5

8

10

14

2

64

2

8

6

8

0

8

8

3

1

10

5

7

1

7

6

10

11

15

8

64

8

6

6

6

2

7

7

3

3

6

5

4

6

4

2

8

4

16

6

10

0

6

7

6

3

4

7

4

2

12

6

6

4

2

5

7

9


 

директивный

Коллегиальный

попустительский

процесс

результат

альтруизм

эгоизм

труд

свобода

власть

деньги

авторитарный

эгоистический

агрессивный

подозрительный

подчиняемый

дружелюбный

зависимый

альтруистический


Стиль руководства

Направленность личности

Тип отношения к окружающим


 

Оно чуть отличается могу пересчитать можно?? 
ПРИЛОЖЕНИЕ Б


Информация о работе Особенности социально – психологических установок у женщин руководителей педагогическими коллективами