Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 17:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является эмпирическое изучение социально – психологических установок женщин, занимающие руководящие должности в педагогической сфере.
Для осуществления поставленной цели были выведены следующие задачи:
Осуществить теоретический анализ данной проблемы в зарубежной и отечественной психологии.
Выявить и описать теоретические аспекты влияния гендерных особенностей руководителя на процесс управления.
Подобрать необходимый диагностический инструментарий, провести исследование и проанализировать полученные эмпирические данные.
Введение………………………………………………………………………3
Раздел 1. Психологические особенности личности руководителя педагогическим коллективом…………………………………………………6
1.1. Роль личности руководителя в управлении педагогическим коллективом
1.2. Стили руководства………………………………………………………16
1.3. Влияние гендерных особенностей при восприятии руководителя его подчиненными …………………………….…………………………………23
Выводы по первому разделу…………………………………………………28
Раздел 2. Эмпирическое изучение особенностей социально психологических установок женщин-руководителей в педагогических коллективах………………..…………………………………………………30
2.1. Описание и обоснование методов исследования …………………..…30
2.2. Анализ и интерпретация результатов…………………………………37
Выводы по второму разделу………………………………………………..40
Заключение…………………………………………………………………..
Список используемых источников…………………………………………
Приложение
Таким образом,
можно говорить, что гипотеза подтверждается.
Мы предполагали, что у женщин руководителей,
использующих в педагогической сфере
директивный стиль управления, преобладает
направленность на власть, склонность
к использованию в общении
агрессии, эгоизма подозрительности;
у женщин, использующих демократический
(коллегиальный) стиль управления персоналом,
наблюдается направленность на
процесс, склонность к зависимости,
альтруизму в процессе взаимодействия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стиль руководства - это стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующееся под влиянием как объективных, так и субъективных условий управления, личных особенностей руководителя. Различные авторы предлогают свои основания для описания стилей руководства; комплекс систематически используемых методов принятия решения; совокупность типичных и относительно устойчивых методов и приемов воздествия руководителей на подчиненных, т.е. стиль общения; личностные качества руководителя, обусловливающие выбор тех или иных приемов и методов деятельности; совокупность норм и правил, которых придерживается руководитель по отношению к подчиненным; ориентация на производственные задачи либо на человеческие отношения в коллективе; представление о человеческой природе как таковой.
Выбор руководителем каково – либо стиля руководства осуществляется через призму его индивидуальных личностных качеств, в том числе определяется направленностью и типом отношений личности к окружающим. Данный процесс выбора не всегда является полностью осознаваемым. По проведённым исследованиям можно сказать о том, что гендерные особенности руководителя оказывает существенный, хотя порой и не объективный отпечаток на восприятие им его подчинёнными.
Результаты корреляционного анализа дают возможность говорить о наборе различных свойств личности, свойственных тому или иному стилю управления. Руководителю требуются: способность управлять собой; разумные личные цели; четкие личные ценности; упор на постоянный личный рост и самосовершенствование; навык системного решения проблем; изобретательность и способность к инновациям; высокая способность влиять, взаимодействовать с людьми; знание современных управленческих подходов; способность руководить; умение обучать и развивать подчиненных; умение формировать эффективные рабочие группы.
Однако, необходимо делать поправку на то, что в исследовании принимали участие женщины руководители, сфера управления которых лежит в педагогической деятельности. Но полученные данные позволяют говорить о том, что на данной выборке выдвинутая нами гипотеза подтверждается.
Конечно, нельзя говорить о нашей работе как о завершенном исследовании, ведь данная проблема требует дальнейшего изучения и освещения, чем мы и планируем заниматься в дальнейшем.
Список используемых источников:
1. Агапов B.C. Я-концепция как интегративная
основа личности и деятельности руководителя.
– М.:МОСУ, 2000.
2. Афанасьев В.Г. Человек в управлении
обществом. М.: политиздат, 1977 – 324с.
3. Аунапу Ф.Ф. Что такое управление. Записки
директора предприятия. – М.: Экономика,
1967.
4. Бабенко О.А. Профессионально важные
качества личности менед-жера//статья
из интернет; найдена на сайте: http://psi.lib.ru
5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник
по психодиагностике – СПб.: Питер, Кол,
1999. – 528с.
6. Вендеров Е.Е. Психологические проблемы управления. – М.: Экономика, 1969.
7. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения. Сбор сочинений. Т. 1., М.: Педагогика. 1982.- 459с.
8. Журавлев А.Л. Рубахин В.Ф. Индивидуальный
стиль руководства коллективом. // Психология
управления. Вып.11. М., 1976
9. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Менеджер:
психологические секреты профессии -М.:
ЦИТП, 1992.
10. Занковский А.Н. Организационная психология
– М.: Флинта МПСИ, 2000.
11. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология
мужчины и женщины. – С - Пб, 2002.
12.Карпов А.В. Психология менеджмента –
М.: Гардарики, 1999.
13.Ковалев А.Г. Психология личности. –
М.: Политиздат, 1967.
14.Кочеткова А.И. Психологические основы
современного управления персоналом.
– М., 1999.
15. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель.
Элементы психологии менеджмента в повседневной
работе – М.: Дело, 1996.
16.Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр:
микроструктура общения. М., 1993.
17.Любович Ю.О. Административные и организационные
методы управления. – М.: Знание, 1966.
18.Менегетти А. Психология лидера. – С
- Пб, 2004.
19.Майерс Д. Социальная психология – С
- Пб, 1998.
20.Никифорова Н.А. Формальный статус руководителя
как детерминанта восприятия его подчинёнными.
Дис. канд. псих. наук. - Иваново, 1998.
21. Мещерякова Б.Г. Психологический словарь
// Под ред. Зинченко В.П.– 2-е изд., – М.:
Педагогика-Пресс, 1996.
22. Маничева С.А.Практикум по общей, экспериментальной
и прикладной психологии/Под ред. Крылова
А.А. – СПб.: Питер,2000. – 560с.
23.Терещенко В.И. Организация и управление
- М.: Экономика, 1965.
24.Уманский Л.И. Организаторские способности
и их развитие. Курск, 1967.
25.Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности –
СПб.: Питер, 2001.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ДАННЫХ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДИАГНОСТИКИ
1 |
5 |
52 |
2 |
9 |
4 |
7 |
1 |
7 |
6 |
0 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
6 |
4 |
8 |
5 |
2 |
5 |
51 |
3 |
4 |
7 |
5 |
2 |
3 |
7 |
3 |
2 |
4 |
5 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
4 |
3 |
16 |
47 |
2 |
7 |
5 |
4 |
6 |
8 |
4 |
5 |
4 |
6 |
7 |
8 |
7 |
2 |
1 |
2 |
1 |
4 |
17 |
59 |
4 |
6 |
6 |
8 |
2 |
4 |
9 |
6 |
0 |
8 |
8 |
3 |
6 |
3 |
2 |
3 |
5 |
5 |
13 |
70 |
3 |
9 |
6 |
9 |
3 |
9 |
7 |
3 |
2 |
8 |
5 |
5 |
5 |
8 |
5 |
8 |
10 |
6 |
2 |
64 |
2 |
8 |
6 |
8 |
0 |
8 |
8 |
3 |
1 |
10 |
5 |
7 |
1 |
7 |
6 |
10 |
11 |
7 |
8 |
64 |
8 |
6 |
6 |
6 |
2 |
7 |
7 |
3 |
3 |
6 |
5 |
4 |
6 |
4 |
2 |
8 |
4 |
8 |
1 |
56 |
1 |
7 |
7 |
7 |
1 |
4 |
1 |
1 |
0 |
0 |
4 |
1 |
0 |
3 |
1 |
5 |
3 |
9 |
8 |
63 |
20 |
8 |
3 |
8 |
3 |
2 |
5 |
5 |
2 |
5 |
2 |
7 |
2 |
5 |
8 |
9 |
4 |
10 |
10 |
43 |
7 |
7 |
6 |
10 |
0 |
8 |
9 |
3 |
3 |
5 |
5 |
8 |
6 |
3 |
4 |
6 |
7 |
11 |
16 |
47 |
2 |
7 |
5 |
4 |
6 |
8 |
4 |
5 |
4 |
6 |
7 |
8 |
7 |
2 |
1 |
2 |
1 |
12 |
17 |
59 |
4 |
6 |
6 |
8 |
2 |
4 |
9 |
6 |
0 |
8 |
8 |
3 |
6 |
3 |
2 |
3 |
5 |
13 |
13 |
70 |
3 |
9 |
6 |
9 |
3 |
9 |
7 |
3 |
2 |
8 |
5 |
5 |
5 |
8 |
5 |
8 |
10 |
14 |
2 |
64 |
2 |
8 |
6 |
8 |
0 |
8 |
8 |
3 |
1 |
10 |
5 |
7 |
1 |
7 |
6 |
10 |
11 |
15 |
8 |
64 |
8 |
6 |
6 |
6 |
2 |
7 |
7 |
3 |
3 |
6 |
5 |
4 |
6 |
4 |
2 |
8 |
4 |
16 |
6 |
10 |
0 |
6 |
7 |
6 |
3 |
4 |
7 |
4 |
2 |
12 |
6 |
6 |
4 |
2 |
5 |
7 |
9 |
директивный |
Коллегиальный |
попустительский |
процесс |
результат |
альтруизм |
эгоизм |
труд |
свобода |
власть |
деньги |
авторитарный |
эгоистический |
агрессивный |
подозрительный |
подчиняемый |
дружелюбный |
зависимый |
альтруистический |
№ |
Стиль руководства |
Направленность личности |
Тип отношения к окружающим |
Оно чуть отличается
могу пересчитать можно??
ПРИЛОЖЕНИЕ Б