Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 16:44, курсовая работа
Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты особенности страхов детей среднего дошкольного возраста в зависимости от уровня развития воображения
1.1 Изучение факторов, обуславливающих развитие детских страхов, в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Проблема детских страхов и их возрастная динамика
1.3 Воображение как фактор, обуславливающий развитие детских страхов
Глава 2. Изучение особенности страхов у детей среднего дошкольного возраста в зависимости от уровня развития воображения
2.1 Методика исследования
2.2 Результаты исследования
Заключение
Список литературы
Темнота у Сережи И. вызывает страх перед воображаемыми грабителями или чудовищами, тревогу в связи с возможными физическими увечьями или смертью
Потребность в защите со стороны отца от воображаемой опасности по-своему выразила Света П.: «Папа нужен для того, чтобы убить злодеев».
Гриша М, Илья К. говорят про волка, про медведя, что они приходят и едят детей, Сережа И., Илья К., Света П., Катя И. - про дядьку, - что он уносит детей с собой в мешке.
Сережа
И., Антон П., Маша К., Оля В. отмечают
целый ряд фантастических
Беседы
с детьми позволили выделить
три группы мифологических
Таким образом, мы видим, что преобладают фантазийные страхи у данной категории детей, что соответствует возрасту.
Результаты исследования развития воображения по методике О.М. Дьяченко мы свели в таблицу 2 и диаграммы (рис 2, 3)
Таблица 2.
Ф.И. ребенка | Коэффициент оригинальности | Тип решения задач на воображение |
Гриша М. | 3 | 1 |
Сережа И. | 1 | 2 |
Антон П. | 2 | 1 |
Саша П. | 3 | 1 |
Илья К. | 3 | 1 |
Света П. | 2 | 1 |
Маша К. | 3 | 2 |
Оля В. | 3 | 2 |
Ира Д. | 1 | 1 |
Катя И. | 1 | 2 |
Результаты исследования по методике О.М. Дьяченко показали, что дети приняли задачу на направленное воображение и дорисовывали фигурки-эталоны в виде отдельной схемы предмета или даже образов-сюжетов. Некоторые дети обнаруживают большую индивидуальность в своих рисунках.
Результаты коэффициента оригинальности мы получили следующие:
У 5 детей (Гриша М, Саша П., Маша К., Оля В.) – 50% мы выделили по 3 оригинальных рисунка, неповторяющихся у других детей.
У 2 детей (Антон П., Света П.) – 20% – по 2 рисунка.
У 3 детей (Сережа И., Ира Д., Катя И.) – 30%– по 1 рисунку.
Общий коэффициент оригинальности группы = сумма типов / количество детей = 22/10 =2,2
Изобразим наглядно полученные результаты на диаграмме (рис. 2)
Рисунок 2. Коэффициент оригинальности воображения у детей среднего дошкольного возраста.
К первому типу решения задач на воображение мы отнесли рисунки 60 % детей (6 человек). Дети принимают задачу, дорисовывают фигурки эталоны, но их рисунки носят контурных, схематичный характер, лишенный деталей. Дальше образа единичного предмета их воображение не идет.
Ко второму типу решения задач на воображение мы отнесли рисунки 40 % детей (4 человека). Дети изображают предметы более детально, фантазируют по ходу выполнения задания.
Коэффициент оригинальности и тип решения задач исследуемыми детьми соответствует возрасту.
Изобразим наглядно полученные результаты на диаграмме (рис. 3)
Рисунок 3. Тип решения задач на воображение детьми среднего дошкольного возраста.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
У исследованных детей частота возникновения устойчивых страхов соответствует возрасту, и аффективное воображение здорового ребёнка возникает в связи с переживанием им реальной травмы.
Познавательное
воображение ребёнка связано
с бурным развитием в этом возрасте
ролевой игры, рисования, конструирования.
Оно носит воспроизводящий
Заключение
Страх
является наиболее опасной из всех
эмоций. С возрастом у детей
меняются мотивы поведения, отношение
к окружающему миру, взрослым, сверстникам.
И от того, смогут ли родители и педагоги
уловить эти перемены, понять изменения,
происходящие с ребенком, и в соответствии
с этим изменить свои отношения, будет
зависеть тот положительный
Воображение – это внутренний мир ребенка, врожденный, естественный процесс, с помощью которого ребенок учится понимать окружающий мир, наполнять его смыслом. У нормально развивающегося ребенка воображение является генетической, биологической функцией с отлаженным механизмом своевременного выхода из состояния фантазии. Развитие воображения таит в себе и некоторые опасности. Одна из них – это появление детских страхов.
Ребёнок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что его родители будут жить вечно. У маленьких детей всё реально, следовательно, их страхи носят реальный характер. Баба Яга – это живое существо, обитающее где-то рядом. Только постепенно у детей складывается объективный характер представлений, когда они учатся различать свои ощущения, справляться со своими чувствами и мыслить абстрактно – логически.
Проведенное исследование доказывает, что дети среднего дошкольного возраста подвержены большому количеству страхов, особенно ярко из которых проявляется страх темноты, сказочных персонажей, потеряться, животных.
Однако
следует помнить, что в дошкольном
возрасте страхи наиболее успешно подвергаются
психологическому воздействию, поскольку
они пока больше обусловлены эмоциями,
чем характером, и во многом носят
возрастной переходящий характер. Без
специального руководства развитие
воображения может иметь
Библиографический список:
1. Барташева Н. Не надо бояться Бармалея! // Дошкольное воспитание.- 1994.- №9.- с.66- 68.
2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.- М.: Педагогика, 1995.- 181с.
3. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии.- М., 1986.
4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001.- 278с.
5. Вард И. Фобия. – М.: Проспект, 2002. – 78с.
6. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.- М.: Генезис, 2001.- 128с.
7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека.- М.: Академ. Проспект, 2004.- 224с.
8. Вологодина Н.Г. Детские страхи днём и ночью.- М.: «Феникс», 2006.- 106с.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1982. 93 с.
10. Гарбузов В.., Захаров А.И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение.- Л., 1977.
11. Гольбин А.Ц. Патологический сон у детей.- Л., 1979.
12. Громова Т.В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка. – М.: УЦ «Перспектива», 2002. – 48 с.: ил.
13. Гульянц Э.К., Гриднёва С.В., Тащеева А.И. Психологическая коррекция страха медицинских процедур у детей дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) с помощью куклотерапии // Современная семья: проблемы и перспективы – 1994. – 114 с.
14. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ.- М.: Айрис-пресс, 2004. – 160 с.
15. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- Минск.: Университет, 1997. – 237с.
16. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопр. психол. 1987. № 1. С. 44—51.
17. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопр. психол. 1980. № 2. С. 107—114.
18. Жигарькова О. Время тревожных детей // Психологическая газета.- 2001.- №11.- с.6-7.
19. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.- М., 1986.
20. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей.- М., 1986.
21. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.
22. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 320с.
23. Карвасарский Б.Д. Психотерапия.- Л., 1985.
24. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста.- М., 1979.
25. Коренева Е.Н. Детские капризы.- Ярославль: Академия развития, 2001.- 75с.
26. Котова Е.О профилактике детской тревожности // Ребёнок в детском саду.- 2003.- №5 .- с.34.
27. Ле Шан Э. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. Пер. с англ. .- М.: Педагогика, 1990.- 272с.
28. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей,-М., 1985.
29. Леви В.Л. Приручение страха. – М.: Метафора, 2006.- 192с.
30. Лешкова Т. Коробка со страхами // Дошкольное воспитание.- 2004.- №10.-с.30-32.
31. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. Пер. с англ. Книга для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1991.- 223с.
32. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Генезис, 2000.- 202с.
33. Мухина В.С. Детская психология. М., 1985. 272 с.
34. Никифорова Л.А. Вкус и запах радости: цикл занятий по развитию эмоциональной сферы.- М.: Книголюб, 2005.- 48с.
35. Панфилова М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог.- 1999.- №8.- с.10-12.
36. Панченко С.А. Мне страшно…Я боюсь // Школьный психолог.- 2002.- №14.- с.8-9.
37. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- 384с.
38. Романов А. Расстройство поведения и эмоций у детей в целом.- М.: изд-во «Плэйт», 2003.- 58с.
39. Семиотика страха. Сборник статей. – М.: Русский институт: Европа, 2005.- 456с.
40. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов.- М.: ,1988.
41. Степанова Е. Поиграем в «забавные страхи и смешные ужасы»? // Дошкольное воспитание.- 1997.- №5.- с.65-68.
42. Флэйк – Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими.- М.: АСТ- Пресс, 1998.- 314с.
43. Фридстад М., Арнольд Дж. Ребёнок с эмоционально неустойчивым характером.- СПб.: Питер, 2004.- 272с.
44. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 384с.
45. Шишова Т. Страхи – это серьёзно – М.: Издат. дом. «Искатель», 1997.- 94с.
46. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. 304 с.
47. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валерии СПД, М.: ТЦ Сфера, 2002.- 112с.
Информация о работе Особенности страхов детей дошкольного возраста