Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 16:40, курсовая работа
Цель: изучение особенностей связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и роли сказок в развитии данного вида речи. В соответствии с целью мы поставили следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
Подобрать методики для изучения развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, провести исследование.
Разработать план-программу работы по формированию связной речи посредством сказок и провести по нему серию занятий.
Выявить динамику в ходе развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Сделать выводы и выработать рекомендации для повышения уровня связной речи детей 5-6 лет.
Введение…………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретические основы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством сказок ...……………………………………………………….…………………………… 7
1.1. Психолого-педагогические аспекты речевого развития ребенка……………7
1.2. Теоретические основы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста без речевых патологий ……………………...………..12
1.3. Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня ...……………………………...23
1.4. Восприятие сказки ребенком старшего дошкольного возраста…………….33
1.5. Методы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня посредством сказок……………………...40
Выводы по первой главе…………………..……………………………………….46
Глава 2. Исследование влияния сказки на особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня...……………………………………………………………………………..47
2.1. Изучение уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного с общим недоразвитием речи II уровня ……………………………………..……..47
2.2. Программа занятий по развитию связной речи у детей старшего дошкольного с общим недоразвитием речи II уровня посредством сказок …...64
2.3. Динамика развития связной речи у детей старшего дошкольного с общим недоразвитием речи II уровня в ходе формирующего эксперимента…………..71
Выводы по второй главе…………………………………………………………...73
Заключение………………………………………………………….………………74
Литература…………………………………...……………………………………...78
Приложение 1 ………………………………………………...………………….....85
Приложение 2 ………………………………………………...………………….....91
Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.
Нетрадиционный подход дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребенка.
В каждом конкретном случае сюжет сказки обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на сопереживание, или на самоотверженность. В этой связи следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что:
Особое внимание уделяется на развитие ребенка до такого уровня воображения и мышления, который помогает ему различать реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Малышам предлагается впервые отойти от стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод.
Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.
Л.Б. Фесюкова предлагает несколько методов и приемов, способствующих развитию связной речи.
Умение задавать вопросы, так как, по мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов (А. Запорожец, Л. Венгер, А. Фромм, Д. Добсон и др.), умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников. Конечно, в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям сказки.
Кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Л.Б. Фесюкова предлагает использовать следующие приемы:
- срифмовать два слова (кузнец – удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;
- составить достаточно длинное,
распространенное предложение
Хорошо известно также, что элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. В этой связи крайне важно не только научить ребенка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения, по мнению Л.Б. Фесюковой, это записки, телеграммы, короткие письма. И любимые герои сказок, художественных произведений являются первыми объектами такого общения. Берем, к примеру, сказку «Красная шапочка» и решаем с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму, да еще срочную. И вместе с ними начинаем сочинять (ребенок говорит, а взрослый записывает, затем вместе читаем и обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя его по содержанию и стилю). Ребенок чутко улавливает особенности устной и письменной речи, особенно при таком постоянном собственном участии.
До недавнего времени считалось, что дошкольникам сложно понять переносное значение фразеологизмов и пословиц. Однако исследования Ф.Сохина и других авторов показали несостоятельность этого тезиса. Чтобы помочь детям уяснить идею сказки и переносный смысл форм малого фольклора, Л.Б. Фесюкова предлагает к произведению подбирать фразеологизмы и пословицы и вместе с детьми обсуждать смысл каждой из них, тем самым помогая ребенку запоминать поговорки, учиться применять их к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки.
Важным, по мнению Л.Б. Фесюковой, является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья будут способствовать следующие приемы в работе со сказками:
- найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
- сочинить длинное и в то же время смешное слово;
- разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука – мука), а порой различный контекст (собачий хвост – собачий характер);
- объяснить этимологию слова;
- произнести без гласных звуков слово и предложить ребенку узнать его.
Очень хорошо, когда в доме есть «волшебная палочка». Обученный владению «волшебной палочкой» дошкольник сам начинает действовать, вызволяя таким образом героев из беды. Возникает так называемая обратная связь: ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.
Следующий метод в общей системе развития мышления, речи и воображения – «Постановка проблемного вопроса». Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная Шапочка?). Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом).
Так же Л.Б. Фесюкова предлагает использовать игры, например: «А если бы…», «Хорошо-плохо», придумывать новые названия сказок, не искажая идеи произведения.
Сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка. С ее помощью можно корректировать неблагоприятные варианты развития дошкольника. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно для дальнейшей подготовке к школе.
Вывод по I главе
В 1 главе, посвященной обзору теоретических основ формирования речи у детей дошкольного возраста, нами были рассмотрены вопросы, касающиеся данной темы.
Психолого-педагогические аспекты речевого развития ребенка. А именно как раскрывается понятие «речь» в психолого-педагогической литературе и какое значение она имеет для развития детей; аспекты развития речи: физиологический, лингвистический, психологический и педагогический. Основные функции речи. Виды речи: устная, письменная, монологическая, диалогическая. Возникновение и этапы развития речи ребенка. Так же нами были рассмотрены особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста и значение речи в жизни ребенка; сама связная речь как предмет психологического исследования, понятие речевого высказывания, влияние сказок а развитие связной речи.
Рассмотрев вопросы первой главы мы можем сделать вывод о том, что шестой год жизни – это период высокой речевой активности детей и интенсивного развития всех сторон их речи.
Глава 2. Исследование влияния сказки на особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие монологической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.
Особое внимание в формировании связной речи необходимо уделять при проведении коррекционной работы с дошкольниками, имеющими общее речевое недоразвитие. У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдается значительное отставание в формировании навыков описательно-повествовательной речи. Серьёзные затруднения возникают у таких детей при пересказе и составлении рассказов по наглядной опоре (например, серии сюжетных картин).
Для детей – дошкольников, страдающих общим недоразвитием речи, связная речь сохраняет свое огромное значение и роль как необходимое условие всестороннего развития. Однако недостатки развития связной речи порождает у них и особенности поведения в общении.
Также дети с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности, овладевая связной речью, и в результате появляется большое количество ошибок при усвоении знаний.
Целенаправленное формирование связной речи потребовало от нас углублённого исследования различных сторон этого вида речевой деятельности у детей.
Изучение состояния связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня, посещающих логопедическую группу, проводилось на базе МДОУ Центр развития ребенка «Тюльпан» рабочего поселка Иловля. Исследование было направлено на выявление возможностей детей в использовании различных видов связных высказываний – от единичной формы до составления рассказов с элементами собственного творчества. Определялась способность детей к передаче содержания знакомого литературного текста, зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации, а также своих жизненных впечатлений и собственного замысла. Комплексное исследование включало последовательные экспериментальные задания, каждое из которых объединяло речевые пробы нарастающей трудности, и проводилось методом индивидуального эксперимента. Обследованы 12 детей 5,5 - 6 лет, имеющих общее речевое недоразвитие II уровня. Опишем результаты по заданиям.
Для изучения состояния связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня используются следующие методы:
— обследование словарного запаса детей. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина;
— изучение употребления имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина;
— исследование связной речи с помощью серии заданий по методике В.П.Глухова.
Обследование словарного запаса детей по методике Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина проводили индивидуально. Ребенку давали по одному хорошо знакомому предмету, с которыми он часто действуют (мяч, ложка, лопатка, рукавицы), и предлагали с ними поиграть. В ходе игры задавали вопросы: «Что это? Для чего это нужно?» Затем предлагали ребенку погладить предмет, смять, надавить и т.п. и спрашивали: «Какой...?», чтобы выяснить умение выявить качества предмета и назвать их. Если ребенок самостоятельно не обращал внимание на части предмета, то их показывали и просили назвать.
Следует отметить, что в процессе проведения данной методики мы столкнулись с некоторыми особенностями словаря детей с общим недоразвитием речи: дети пытались замещать слова, в частности, прилагательные жестами. Наблюдались частые паузы, размышления, просьбы о помощи, подсказке. Отмечалась бедность в выражениях качественных признаков, неточность высказываний.
Дети, показавшие низкий уровень развития словаря (4 ребенка 33.33% - Юра А., Яков Д., Александра М., Миша Ч.) смогли выполнить задания лишь с активной помощью педагога. В их высказываниях отсутствовала полнота и развёрнутость, сокращались признаки описания. Таким образом, полученные данные подтверждают на данном этапе наше предположение и сведения из литературных источников о том, что у детей с общим недоразвитием речи уровня есть отставание от нормы по развитию словарного запаса.
Полученные результаты показали, что многие дети с речевым недоразвитием при условии того, что сам предмет был ими правильно назван, испытывали трудности в самостоятельном назывании частей предмета (10 детей - 83,33%), и его свойств (5 детей - 41,67%).
Изучение употребления имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа по методике О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной проводилось с помощью предметных картинок (кошка, котенок, котята; коза, козленок, козлята; курица, цыпленок, цыплята; собака, щенок, щенята). Ребенку предлагался следующий рассказ.
«Сейчас я расскажу одну историю, которая произошла летом. Был солнечный день, и на лужок (показывается на стол) прибежала (показывается картинка, на которой изображена кошка)... (ответ ребенка). Ей очень понравилось гулять по лугу, и кошка позвала своего детеныша. Кто у кошки детеныш, а детеныши?» Если ребенок не может ответить, то показываются картинки. На столе уже три картинки: кошка, котенок, котята.
«Вышла погулять мама... (показ картинки, на которой изображена коза, ребенок должен назвать животное). Мама-коза позвала своего сыночка. Кто сынок у козы? (Козленок.) А много детенышей? (Козлята.) Вышла погулять и (показ картинки, после чего ребенок называет слово) курица со своим детенышем. Мама-курица, а детеныш, кто? (Цыпленок.) А много? (Цыплята.)»
После показа картинка остается на столе. «Прибежала и собака, а с ней ее сынок. Кто сынок у собаки? Правильно щенок, а много детенышей? (Щенята.) Все детеныши бегают по лугу, играют в прятки. Но вот на небе появилась тучка, и все убежали. Убежал котенок (убираются картинки кошки и котенка). Кого не стало? (Котенка.) Убежали котята, кого не стало? (Не стало котят.) И козленок убежал. Кого не стало? (Козленка, козлят.) И цыпленок за ними. Кого не стало? (Цыпленка, цыплят) И щенок убежал. Кого не стало? (Щенка, щенят.) Вот какая история случилась летом.
Исследование показало, что 1 ребенок (8.33%) выполнил задание правильно. Все дети называют животное, изображенное на картинке, но образовать названия детеныша (детенышей) этого животного самостоятельно у многих детей вызывает значительные затруднения.
Информация о работе Особенности формирования связной речи у детей ОНР II уровня посредством сказок