Особенности формирования связной речи у детей ОНР II уровня посредством сказок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 16:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение особенностей связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и роли сказок в развитии данного вида речи. В соответствии с целью мы поставили следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
Подобрать методики для изучения развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, провести исследование.
Разработать план-программу работы по формированию связной речи посредством сказок и провести по нему серию занятий.
Выявить динамику в ходе развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Сделать выводы и выработать рекомендации для повышения уровня связной речи детей 5-6 лет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретические основы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством сказок ...……………………………………………………….…………………………… 7
1.1. Психолого-педагогические аспекты речевого развития ребенка……………7
1.2. Теоретические основы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста без речевых патологий ……………………...………..12
1.3. Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня ...……………………………...23
1.4. Восприятие сказки ребенком старшего дошкольного возраста…………….33
1.5. Методы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня посредством сказок……………………...40
Выводы по первой главе…………………..……………………………………….46
Глава 2. Исследование влияния сказки на особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня...……………………………………………………………………………..47
2.1. Изучение уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного с общим недоразвитием речи II уровня ……………………………………..……..47
2.2. Программа занятий по развитию связной речи у детей старшего дошкольного с общим недоразвитием речи II уровня посредством сказок …...64
2.3. Динамика развития связной речи у детей старшего дошкольного с общим недоразвитием речи II уровня в ходе формирующего эксперимента…………..71
Выводы по второй главе…………………………………………………………...73
Заключение………………………………………………………….………………74
Литература…………………………………...……………………………………...78
Приложение 1 ………………………………………………...………………….....85
Приложение 2 ………………………………………………...………………….....91

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломные разные.doc

— 476.00 Кб (Скачать файл)

Детское видение мира, образ мышления детей и психологическая специфика сказок характеризуются тесным родством в своем тяготении к противоположностям, крайностям. Именно поэтому коррекционная работа с детьми проводилась с помощью сказок.

Работа проводилась на протяжении 6 месяцев с октября 2010 г. по март 2011 г.

Цели  программы: развитие умения составлять связный рассказ по сюжетной картине; без наглядной опоры.

Задачи программы:

1. Развивать умение составлять словосочетания, подбирать слова-названия качеств, действий, частей предметов;

2. Развивать умение составлять распространенные предложения;

3. Активизировать у детей словарь прилагательных;

4. Развивать умение грамматически правильно строить свое высказывание;

5. Обогащать лексику причастиями;

6. Закреплять употребление простых предлогов;

7. Формировать умения подбирать  антонимы, прилагательные согласовывать  с существительными в роде, числе, падеже;

8. Развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание;

9. Активизировать творческое воображение и мышление.

Всего было проведено 24 занятия, которые проводились в первой половине дня 1 раз в неделю. Длительность занятия составляла 25 – 30 минут. Занятия представляют работу по блокам: детям предлагается определенная сказка, которая рассматривается на протяжении 4-х занятий. После этого переходим к работе по другой сказке и т.д. Последние 4 занятия итоговые. На них дети, используя умения, которыми овладели во время проведения работы, сочиняют сказки по сюжету, предложенному воспитателем.

 

План - программа работы по развитию связной речи с использованием сказок.

Тема занятия

Цели

Методы, приемы.

Блок 1

(4 занятия)

Сказка «Репка»

Формировать грамматический строй речи, умение составлять разные словосочетания, использовать местоимения в речи, подбирать определения к предмету, явлениям; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Активизировать словарь. Развивать мелкую моторику. Активизировать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

1.Рассказывание сказки.

2. Отгадывание загадок.

3. Дидактические игры:

«Что умеют делать звери»

«Какой, какая, какое?»

«Кто сумеет похвалить»

«От каждого по словечку»

4. Развивающая игра «  А

если бы…»

5. Придумывание нового

названия сказки.

6. Придумывание нового

конца сказки.

Блок 2

(4 занятия)

Сказка «Колобок»

Систематизировать представление о значении слов. Активизировать словарь. Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слова-названия качеств, действий, частей предметов; умение подбирать антонимы, синонимы, употреблять местоимения в речи, согласовывать прилагательные и существительные. Упражнять в решении творческих задач. Развивать умение составлять связное высказывание. Активизировать творческое воображение и мышление.

Чтение сказки.

Беседа.

Дидактические игры:

«Напишем письмо герою»

«Закончи предложение»

«Кто знает другое слово»

Развивающие игры:

«А если бы…»

«Хорошо-плохо»

Сочинение загадок.

Пересказ эпизода сказки от имени героя.

Изменение сюжета сказки путем ввода нового героя.

Блок 3

(4 занятия)

Сказка «Маша и Медведь»

Продолжать формировать умения подбирать антонимы, прилагательные согласовывать с существительными в роде, числе, падеже; составлять словосочетания, подбирать слова-названия качеств, действий, частей предметов. Активизировать словарь. Продолжать развивать умение составлять связное высказывание. Активизировать творческое воображение, мышление. Упражнять в решении творческих задач.

Чтение сказки.

Пересказ с помощью иллюстрации.

Придумывание нового названия сказки.

Придумывание загадок.

Дидактические игры:

«Дополни предложение»

«Какой, какая, какое»

«Задай вопрос герою»

Развивающие игры:

«А если бы…»

«Хорошо-плохо»

Придумывание нового окончания сказки.

Изменение сюжета сказки.

Блок 4

(4 занятия)

Сказка «Гуси-лебеди»

Систематизировать представления о значении слов. Активизировать словарь. Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов, глаголы, прилагательные; умение использовать суффиксы; умение продолжать и заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово и согласовывать его с другими словами в предложении. Активизировать творческое воображение, мышление. Упражнять в решении творческих задач.

Чтение сказки.

Беседа.

Дидактические игры:

«Кто сумеет похвалить»

«Назови ласково»

«Задумай слово»

«От каждого по словечку»

Развивающие игры:

«А если бы…»

« Хорошо-плохо»

Пересказ по цепочке с опорой на иллюстрацию.

Придумывание нового названия сказке.

Придумывание нового окончания сказки.

8. Изменение сюжета сказки.

Блок 5

(4 занятия)

Сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

Формирование умений отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки; умения выделять части предметов, качества, действия; умения сравнивать, подбирать антонимы, синонимы. Развивать умение использовать заместителей при пересказе конкретного эпизода сказки. Активизировать словарь, творческое воображение и мышление. Развивать умение строить связное высказывание. Упражнять в решении творческих задач.

Чтение сказки.

Беседа.

Изображение героев геометрическими фигурами.

Рассказывание сказки по схеме.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Придумывание истории.

Придумывание нового названия сказки.

Придумывание загадок.

Придумывание другого конца сказки.

Развивающие игры:

«Хорошо-плохо»

« А если бы…»

10. Изменение сюжета сказки  путем добавления нового героя.

Блок 6

(4 занятия)

Итоговый.

1 занятие. Итоговое по  пройденным сказкам.

Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слово к заданному, объяснять смысловую связь между словами, обогащать словарь за счет слов, относящихся к разным частям речи; умения составлять связное высказывание с опорой на иллюстрацию; умение аргументировать. Активизировать и развивать мышление и память.

Рассказ эпизода сказки по иллюстрации.

Дидактическая игра «Разные слова».

Самостоятельное составление рассказа о любимом герое.

2 занятие. Придумывание новой сказки.

Активизировать знания и представления. Формировать умение подбирать нужное слово, уточнять значение слов. Развивать творческое воображение и мышление. Продолжать формирование умения составлять связное высказывание.

Дорисовывание кляксы на бумаге.

Дидактические игры:

«Бывает – не бывает»

«Речевые ситуации»

Придумывание сказочной истории про Кляксу.

3 занятие. Придумывание сказочной  истории по игрушке.

Формировать умения заканчивать высказывание, начатое взрослым, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении; умение подбирать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже. Развивать творческое воображение, мышление, мелкую моторику. Продолжать формирование умения самостоятельно составлять связное высказывание.

Дидактические игры: «Какой, какая, какое»

«Закончи предложение»

Придумывание сказочной

истории про игрушку.

3. Рисование истории.

4 занятие. Придумывание сказки по  сюжетной картинке.

Формировать умения классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение; составлять разнообразные словосочетания, связные высказывания. Развивать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач.

Дидактические игры:

«Какое что бывает?»

«Что умеют делать звери?»

Рассматривание картинки.

Придумывание сказочной истории по сюжетной картинке.


 

Конспект занятий на примере Блок 4 (4 занятия), сказка «Гуси лебеди» см. в Приложении 1.

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Динамика развития  связной речи у детей с общим  недоразвитием речи II уровня в ходе формирующего эксперимента.

 

После проведения корекционно - развивающих занятий, применения различных методов и приемов, направленных на развитие связной речи у экспериментальной группы, было проведено исследование уровня сформированности развития связной речи по методике применявшейся на констатирующем этапе. Каждому ребенку давалось задание аналогичное заданию, которое было предложено на констатирующем этапе.

Результаты констатирующего этапа представлены в таблице 3.

Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что у испытуемой группы детей с общим недоразвитием речи уровень развития связной речи находится на достаточно низком уровне.

 

 

Таблица 3

 

Фамилия, имя ребенка

Уровни

низкий

средний

высокий

1. Алина А.

+

   

2. Юра А.

+

   

3. Яков Д.

 

+

 

4. Александра Ж.

+

   

5. Павел К.

+

   

6. Александра М.

+

   

7. Артем Н.

+

   

8. Миша Р.

 

+

 

9. Алина С.

 

+

 

10. Егор Ч.

 

+

 

11. Миша Ч.

+

   

12. Софья Ч.

   

+


 

 

 

 

Динамика уровня сформированности развития связной речи показана в таблице 4 и на диаграмме.

 

 

Таблица 4

 

уровни

высокий

 

средний

 

низкий

 

%

чел

%

чел

%

чел

Испытуемая группа (констатирующий эксперимент)

8.33

1

33.33

4

58.33

7

Испытуемая группа (контрольный эксперимент)

16.67

2

66.67

8

16.67

2


 

 

 

Сравнительный анализ показал, что в группе испытуемых произошли количественные изменения, так на низком уровне развития связной речи количество детей уменьшилось до 2; на среднем уровне увеличилось на 4 человека; на высокий уровне увеличилось до 2 детей.

Таким образом, применение коррекционно-развивающей программы способствует формированию и развитию связной речи у детей с ОНР II уровня.

Выводы по второй главе

Был проведен констатирующий эксперимент исследования развития связной речи у детей с ОНР II уровня. В методике проверки использовались различные задания, с целью выявления уровня сформированности словаря, грамматического строя, связной речи.

Ориентируясь на выявленный уровень развития связной речи, а также возрастные особенности детей, был проведен формирующий эксперимент по развитию связной речи с использованием сказок.

После проведения контрольного эксперимента, можно отметить, что уровень развития детей в экспериментальной группе значительно повысился. Так, количество детей с низким уровнем развития связной речи после проведения формирующего эксперимента уменьшилось до 16.67%; со средним уровнем увеличилось до 66.67%; с высоким уровнем составило 16.67%.

В результате проведенного эксперимента мы получили, что подготовленная и проведенная нами работа по развитию связной речи посредством сказок является эффективной. Таким образом, гипотеза исследования нашла свое подтверждение в данной работе.

Подведя итог данной главы, переходим к заключительной части нашей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, речь - это процесс общения людей посредством языка, средство мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека; речь, как психическая функция является инструментом мышления.

Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства.

Речь разнообразна. Переход от замысла (или "мысли") к развёрнутой внешней речи происходит через механизм перекодирования общего смысла в речевое высказывание, через процесс внутренней речи.

Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Развитие связной речи детей дошкольного возраста происходит в тесной взаимосвязи с развитием других сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Преимущественное внимание необходимо уделять работе над смысловой стороной слова.

Развитие связной речи на занятиях с использованием сказок должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.

Образы сказок, отношения персонажей выступают у детей в качестве средств интерпретации явлений действительности, обоснования суждений, требований, аргументации тех или иных действий. Действительно, понятия добра, зла, хитрости, времени, пространства, меры и т.д. недоступны ребенку-дошкольнику в измерениях логического мышления, однако эти понятия вполне осмысленны и функциональны, когда они имеют образно-символические обозначения внутри пространства сказки.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

Первая глава посвящена анализу научно-методической литературы, который показал, что любое связное высказывание монологического типа требует развития у детей следующих умений: понимать тему; отбирать материал к высказыванию; систематизировать материал; совершенствовать высказывание; строить высказывания в определенной композиционной форме, выражать свои мысли правильно. Эти общие умения конкретизируются при овладении тем или иным типом связной речи. Все исследователи данной проблемы единодушно подчеркивают роль специального обучения в становлении и развитии монологической речи у детей дошкольного возраста.

Работа по определению особенностей связной речи у старших дошкольников с ОНР II уровня показала, что дети данной категории допускают много ошибок в словоупотреблении, построении не только сложного, но и простого предложения; пользуются однообразными способами связи предложений в тексте. Некоторые дошкольники нарушают последовательность изложения мыслей, им трудно начать или закончить высказывание. Это свидетельствуют о необходимости проведения специального обучения с целью формирования специальных умений, необходимых для построения связного монологического высказывания.

Во второй главе - экспериментальной части работы была проведена предварительная диагностика по выявлению уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня. Проведенный констатирующий эксперимент позволяет сказать, что дети с ОНР II уровня испытывают значительные трудности, овладевая связной речью, и в результате появляется большое количество ошибок при усвоении данных знаний, что заставляет задуматься о поисках более новых актуальных методов коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи.

Сделав выводы по полученным результатам, была разработана план - программа работы по развитию связной речи с использованием сказок, и проведены корекционно – развивающие занятия.

После формирующей части эксперимента был проведен контрольный эксперимент, в результате которого были получены следующие результаты: количество детей с низким уровнем значительно уменьшилось с 58.33% до 16.67%; со средним уровнем увеличилось с 33.33% до 66.67%; высокий уровень составил 16.67% вместо 8.33%.

Таким образом, можно сделать предположение о том, что разработанная план - программа работы по развитию связной речи с использованием сказок положительно влияет на уровень самостоятельности и связности высказываний детей. У детей заметно повысился интерес к занятиям, они стали более активными. А чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.

Поскольку уровень развития связной речи детей экспериментальной группы повысился, будем считать гипотезу, сформулированную в исследовании, подтвержденной.

В итоге хочется отметить, что методика формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет эффективна при соблюдении следующих условий:

- развитии логики, навыков структуирования текста через специально организованные занятия;

- применения вариативной наглядности, обогащающей содержание детского монолога;

- использования специальных речевых упражнений, направленных на развитие всех сторон речи.

Знание специфики развития диалогической и монологической речи и особенностей ее развития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволяет определить задачи и содержание обучения детей основам связной речи. Ведущей задачей для воспитателей и родителей при работе по развитию связной речи в старшем дошкольном возрасте является активизация словаря, выработка навыков осознанного и уместного использования слов в соответствии с контекстом высказывания. Работа по развитию связной речи в семье, также как и в детском саду, должна проводиться систематически, последовательно, целенаправленно, методы и приемы по формированию культуры речи и фонематического восприятия должны зависеть от уровня речевого развития ребенка.

Информация о работе Особенности формирования связной речи у детей ОНР II уровня посредством сказок