Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 13:36, курсовая работа
Формирование новых социальных отношений в нашем обществе во многом определяет возникновение двух взаимно дополняющих тенденций. С одной стороны, в обществе возросла потребность в творческих, креативных людях, способных к неожиданным и оригинальным открытиям и идеям. С другой стороны, практически вся система организации нашей социальной жизни, в частности система образования, ориентирована на логическое, прагматическое мышление. Указанные тенденции порождают одно из противоречий, определяющее необходимость изучения креативных возможностей личности, а также условий их развития и трансформации.
Введение 3
Глава 1. Ценностные ориентации и креативность личности как проблема современной психологии
1.1 Общая характеристика развития теоретических представлений о ценностях и ценностных ориентациях………………………………………..6
1.2. Креативность как личностная характеристика 11
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и креативности
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2 Результаты исследования ценностных ориентаций 23
2.3. Результаты исследования креативности 26
2.4. Анализ уровня креативности и ценностных ориентаций 30
Выводы по второй главе 35
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Приложения
Креативность – это обширная характеристика личности, которая на данном этапе развития психологии определяется не только способностью к творчеству, но и комплексом иных психических свойств личности: эмоциональной подвижностью, мотивацией, эмпатией, определенным интеллектуальным уровнем, коммуникативными качествами, определенным восприятием и т.д. В данном случае способность к творчеству понимается широко, с позиции личностного подхода, который позволяет трактовать эту способность как явление, развивающееся и соответственно, с ней развивается креативность.
Существуют психологические
инструменты измерения
Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
Ценностные ориентации формируются в определенных социально-психологических условиях, конкретных ситуациях, которые детерминируют поведение человека, задают ему определенный «горизонт видения», и являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающими людьми, детерминируют и регулируют поведение человека.
В исследовании приняли участие студенты 3-5 курсов различных вузов г. Москвы, разных факультетов, в возрасте 23-26 лет в количестве 25 человек.
Психологическое тестирование осуществляли в соответствии с нормами профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик: с соблюдением принципов конфиденциальности получаемой информации, обеспечения права индивида отказаться от участия в обследовании; информирования индивида об использовании получаемой информации.
Тестирование
проводили в отдельном
Для получения сопоставимых результатов психологическое тестирование проводили в условиях, одинаковых для всех
Для реализации цели исследования, составлена программа, состоящая из 4 этапов:
1 этап – исследование ценностных ориентаций у молодежи;
2 этап – исследование уровня креативности у молодежи;
3 этап – выявление
взаимосвязи между уровнем
4 этап – формулирование выводов;
В исследовании использованы следующие методики (см. приложение № 1). Для исследования особенностей ценностных ориентации:
Методика №1
Ценностные ориентации (М.Рокич)
Назначение теста
М.Рокич различает два класса ценностей:
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Методика №2
Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С.Бубнова)
Шкалы: времяпрепровождение,
материальное благосостояние, наслаждение прекрасным, милосердие,
любовь, познание нового, социальный статус,
признание, социальная активность, общение,
здоровье
Назначение: методика направлена на изучение
реализации ценностных ориентаций личности
в реальных условиях жизнедеятельности.
Для диагностики уровня креативности, использовали методику
Методика №3
«Диагностика креативности» (автор Туник)
Методика является
субтестом набора креативных тестов
Вильямса (САР) и предназначена для изучения креативности
личности.
Под термином креативность понимается
способность порождать необычные идеи,
отклоняться в мышлении от традиционных
схем, быстро, иногда нетипичным образом,
разрешать различные проблемные ситуации.
Креативность охватывает некоторую совокупность
мыслительных и личностных качеств, способствующих
творческому проявлению.
Данная методика предназначена для оценки
личностно-индивидуальных креативных
характеристик и в спайке с соответствующими
когнитивными тестами может использоваться
для изучения творческих способностей
человека.
Данное качество особенно необходимо в видах деятельности, требующих находчивости, поиска новых путей решения как теоретических, так и практических задач.
Основные критериальные проявления исследуемых факторов:
Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.
Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.
Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.
Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.
Наиболее часто участники называли конкретные ценности, отражающие стремление к физической и экономической безопасности: «стабильной зарплаты» и т.п. Значимость «хорошей работы», высшего образования, карьеры также во многом определялась направленностью на материальное благополучие. Эти и другие называемые ценности в своем большинстве носили сугубо индивидуальный характер. В то же время часть исследуемых декларировала значимость и ценностей межличностных отношений: наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье детей и внуков. Последнюю группу, наряду со стабильностью и «порядком», можно обозначить также как традиционные, консервативные ценности. В исследовании участники не продемонстрировали какого-либо интереса к таким либеральным ценностям, как свобода, демократия, права человека, терпимость, уважение к иному мнению, независимость, самостоятельность, инициативность, предприимчивость и т.п. (см. приложение №2).
Структура ценностных представлений выглядит следующим образом: позиция «иметь интересную работу» вышла на 1-е место, на 2-м – «иметь надежных друзей, много общаться», на 3-м – «жить для себя и своей семьи». Эта тенденция хорошо согласуется с результатами, полученными по методике Рокича. Семья объективно выступает в роли «буфера», защищающего молодого человека от противоречивых влияний современного общества. В структуре жизненных перспектив можно выделить отчетливые противопоставления: с одной стороны, «иметь много денег, ни в чем не нуждаться», «отдых и развлечения» и, с другой стороны, «быть полезным для людей, работать для общества». В будущем ребята собираются активно заниматься спортом. На жизненные перспективы влияет уровень удовлетворенности жизнью. Наименее удовлетворены студенты своей учебой.
Таблица 1
Результаты исследований иерархии значимых ценностей по методике М. Рокича
Иерархия ценностей | |
Группа от 23 до 24 лет |
Группа от 25 до 26 лет |
здоровье деньги любовь работа семья друзья свобода развлечения |
здоровье семья работа деньги друзья любовь развлечения свобода |
Результаты по методике №2
Рис. 1 Соотношение структурных компонентов ценностей у молодежи 23-26 лет
По данной методике, выявили, что в системе терминальных ценностей студентов наиболее высокий ранг значимости имеют здоровье, материально обеспеченная и активная деятельная жизнь, уверенность в себе. Такие ценности, как творчество, счастливая семейная жизнь, красота природы и искусства, а также счастье других, занимают в их иерархии последние места. Групповая иерархия терминальных ценностей характеризовалась большей значимостью конкретных жизненных ценностей — счастливой семейной жизни, интересной работы, здоровья, материально обеспеченной жизни, дружбы; незначимыми оказались ценности развития и продуктивной жизни, познания и творчества, поставленного ими на последнее место.
Групповая иерархия инструментальных ценностей (т. е. ценностей-средств) характеризуется большей ориентацией на ценности независимости, твердой воли, самоконтроля при низкой значимости таких ценностей, как честность, терпимость и чуткость.
Социальные притязания (на образование и должность) молодых людей характеризуются очень высоким уровнем. В сочетании с другими данными это свидетельствует о сформированности у них престижно-прагматической ориентации. Причем, чем выше уровень образовательных притязаний, тем выше прогнозы интересной работы, чтения книг, посещения театров, духовного развития и нравственного самосовершенствования, а чем выше уровень должностных притязаний, тем выше прогноз материального достатка, «наличия руководящей должности», ценностной ориентации «иметь много денег, ни в чем не нуждаться». От будущей профессии молодые люди ожидают самореализации и хорошей оплаты труда.
Креативный человек – это не только тот, который изобретает или делает что-то новое и оригинальное, а более всего тот, кто стремиться овладеть собственным поведением и собственной психической деятельностью. Другими словами, это касается совершенствования механизмов саморегуляции и в самоконтроля, которое только и возможно посредством рефлексии по отношению к конкретной деятельности, к собственным действиям, связанным с этой деятельностью. Такой механизм саморегуляции нередко называют рефлексивным.
В ходе эксперимента, было обнаружено, что при заполнении бланков с ответами, молодые люди не стремились к активному поиску с помощью которых возможна регуляция интеллектуальной деятельности, т. е. свои гипотезы, антиципирующие схемы, модели.
Выбор пути к обнаружению неизвестного, определение промежуточных целей и вопросов составляет стратегию поиска (О. К. Тихомиров). Глубина прогнозирования (предвосхищения) составляет необходимый структурный компонент общей одаренности, обеспечивающий возможности более быстрого достижения решений.
Информация о работе Особенности ценностных ориентаций и уровень креативности у молодежи