Особенности ценностных ориентаций и уровень креативности у молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Формирование новых социальных отношений в нашем обществе во многом определяет возникновение двух взаимно дополняющих тенденций. С одной стороны, в обществе возросла потребность в творческих, креативных людях, способных к неожиданным и оригинальным открытиям и идеям. С другой стороны, практически вся система организации нашей социальной жизни, в частности система образования, ориентирована на логическое, прагматическое мышление. Указанные тенденции порождают одно из противоречий, определяющее необходимость изучения креативных возможностей личности, а также условий их развития и трансформации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Ценностные ориентации и креативность личности как проблема современной психологии
1.1 Общая характеристика развития теоретических представлений о ценностях и ценностных ориентациях………………………………………..6
1.2. Креативность как личностная характеристика 11
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и креативности
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2 Результаты исследования ценностных ориентаций 23
2.3. Результаты исследования креативности 26
2.4. Анализ уровня креативности и ценностных ориентаций 30
Выводы по второй главе 35
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Особенности ценностных ориентаций и уровень креативности у молодежи.doc

— 592.00 Кб (Скачать файл)

 

Выводы по первой главе

 

Креативность – это обширная характеристика личности, которая на данном этапе развития психологии определяется не только способностью к творчеству, но и комплексом иных психических свойств личности: эмоциональной подвижностью, мотивацией, эмпатией, определенным интеллектуальным уровнем, коммуникативными качествами, определенным восприятием и т.д. В данном случае способность к творчеству понимается широко, с позиции личностного подхода, который позволяет трактовать эту способность как явление, развивающееся и соответственно, с ней развивается креативность.

Существуют психологические  инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике — Тест П. Торренса. Этот тест позволяет оценить: вербальную креативность, образную креативность, отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам.

Ценностные ориентации –  это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Ценностные ориентации формируются  в определенных социально-психологических условиях, конкретных ситуациях, которые детерминируют поведение человека, задают ему определенный «горизонт видения», и являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающими людьми, детерминируют и регулируют поведение человека.

 

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и креативности

2.1 Организация и методы исследования

 

В  исследовании  приняли участие студенты 3-5 курсов различных вузов г. Москвы, разных факультетов, в возрасте 23-26 лет в количестве 25 человек.

Психологическое тестирование осуществляли в соответствии с нормами профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик: с соблюдением принципов конфиденциальности получаемой информации, обеспечения права индивида отказаться от участия в обследовании; информирования индивида об использовании получаемой информации.

Тестирование  проводили в отдельном помещении  и в отсутствии посторонних.

Для получения  сопоставимых результатов психологическое  тестирование проводили в условиях, одинаковых для всех

Для реализации цели исследования, составлена программа, состоящая из 4 этапов:

1 этап – исследование ценностных ориентаций у молодежи;

2 этап – исследование уровня креативности у молодежи;

3 этап – выявление  взаимосвязи между уровнем креативности  и особенностями ценностных ориенатаций;

4 этап – формулирование  выводов;

В исследовании использованы следующие методики (см. приложение № 1). Для исследования особенностей ценностных ориентации:

 

 

 

Методика №1

Ценностные  ориентации (М.Рокич)

Назначение  теста

М.Рокич различает два класса ценностей:

  • терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
  • инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление  соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Методика  №2

Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С.Бубнова)

Шкалы: времяпрепровождение, материальное благосостояние, наслаждение прекрасным, милосердие, любовь, познание нового, социальный статус, признание, социальная активность, общение, здоровье  
Назначение: методика направлена на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности.

Для диагностики  уровня креативности, использовали методику

Методика  №3

«Диагностика  креативности» (автор Туник)

Методика является субтестом набора креативных тестов Вильямса (САР) и предназначена для изучения креативности личности. 
Под термином креативность понимается способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро, иногда нетипичным образом, разрешать различные проблемные ситуации. 
Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих творческому проявлению. 
Данная методика предназначена для оценки личностно-индивидуальных креативных характеристик и в спайке с соответствующими когнитивными тестами может использоваться для изучения творческих способностей человека.

Данное качество особенно необходимо в видах деятельности, требующих находчивости, поиска новых путей решения как теоретических, так и практических задач.

Основные критериальные  проявления исследуемых факторов:

Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.

Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.

Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.

Склонность к  риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

2.2 Результаты исследования ценностных ориентаций

 

Наиболее часто  участники называли конкретные ценности, отражающие стремление к физической и экономической безопасности:  «стабильной зарплаты»  и т.п. Значимость «хорошей работы», высшего образования, карьеры также во многом определялась направленностью на материальное благополучие. Эти и другие называемые ценности в своем большинстве носили сугубо индивидуальный характер. В то же время часть исследуемых декларировала значимость и ценностей межличностных отношений: наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье детей и внуков. Последнюю группу, наряду со стабильностью и «порядком», можно обозначить также как традиционные, консервативные ценности. В исследовании участники не продемонстрировали какого-либо интереса к таким либеральным ценностям, как свобода, демократия, права человека, терпимость, уважение к иному мнению, независимость, самостоятельность, инициативность, предприимчивость и т.п. (см. приложение №2).

Структура ценностных представлений выглядит следующим  образом: позиция «иметь интересную работу» вышла на 1-е место, на 2-м – «иметь надежных друзей, много общаться», на 3-м – «жить для себя и своей семьи». Эта тенденция хорошо согласуется с результатами, полученными по методике Рокича. Семья объективно выступает в роли «буфера», защищающего молодого человека от противоречивых влияний современного общества. В структуре жизненных перспектив можно выделить отчетливые противопоставления: с одной стороны, «иметь много денег, ни в чем не нуждаться», «отдых и развлечения» и, с другой стороны, «быть полезным для людей, работать для общества». В будущем ребята собираются активно заниматься спортом. На жизненные перспективы влияет уровень удовлетворенности жизнью. Наименее удовлетворены студенты своей учебой.

Таблица 1

Результаты  исследований иерархии значимых ценностей по методике М. Рокича

Иерархия ценностей

Группа от 23 до 24 лет

Группа от 25 до 26 лет

здоровье

деньги

любовь

работа

семья

друзья

свобода

развлечения

здоровье

семья

работа

деньги

друзья

любовь

развлечения

свобода


 

Результаты  по методике №2

  1. Приятное времяпрепровождение, отдых;
  2. Высокое материальное благосостояние;
  3. Поиск и наслаждение прекрасным;
  4. Помощь и милосердие к другим людям;
  5. Любовь;
  6. Познание нового в мире, природе, человеке;
  7. Высокий социальный статус и управление людьми;
  8. Признание и уважение людей, и влияние на окружающих;
  9. Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе;
  10. Общение;
  11. Здоровье.

 

Рис. 1 Соотношение структурных компонентов ценностей у молодежи 23-26 лет

 

По данной методике, выявили, что в системе терминальных ценностей студентов наиболее высокий  ранг значимости имеют здоровье, материально  обеспеченная и активная деятельная жизнь, уверенность в себе. Такие ценности, как творчество, счастливая семейная жизнь, красота природы и искусства, а также счастье других, занимают в их иерархии последние места. Групповая иерархия терминальных ценностей характеризовалась большей значимостью конкретных жизненных ценностей — счастливой семейной жизни, интересной работы, здоровья, материально обеспеченной жизни, дружбы; незначимыми оказались ценности развития и продуктивной жизни, познания и творчества, поставленного ими на последнее место.

Групповая иерархия инструментальных ценностей (т. е. ценностей-средств)  характеризуется большей ориентацией на ценности независимости, твердой воли, самоконтроля при низкой значимости таких ценностей, как честность, терпимость и чуткость.

Социальные  притязания (на образование и должность) молодых людей характеризуются очень высоким уровнем. В сочетании с другими данными это свидетельствует о сформированности у них престижно-прагматической ориентации. Причем, чем выше уровень образовательных притязаний, тем выше прогнозы интересной работы, чтения книг, посещения театров, духовного развития и нравственного самосовершенствования, а чем выше уровень должностных притязаний, тем выше прогноз материального достатка, «наличия руководящей должности», ценностной ориентации «иметь много денег, ни в чем не нуждаться». От будущей профессии молодые люди ожидают самореализации и хорошей оплаты труда.

2.3. Результаты  исследования креативности

 

Креативный человек – это не только тот, который изобретает или делает что-то новое и оригинальное, а более всего тот, кто стремиться овладеть собственным поведением и собственной психической деятельностью. Другими словами, это касается совершенствования механизмов саморегуляции и в самоконтроля, которое только и возможно посредством рефлексии по отношению к конкретной деятельности, к собственным действиям, связанным с этой деятельностью. Такой механизм саморегуляции нередко называют рефлексивным.

В ходе эксперимента, было обнаружено, что при заполнении бланков с ответами, молодые люди не стремились к активному поиску с помощью которых возможна регуляция интеллектуальной деятельности, т. е. свои гипотезы, антиципирующие схемы, модели.

Выбор пути к  обнаружению неизвестного, определение  промежуточных целей и вопросов составляет стратегию поиска (О. К. Тихомиров). Глубина прогнозирования (предвосхищения) составляет необходимый структурный компонент общей одаренности, обеспечивающий возможности более быстрого достижения решений.

Информация о работе Особенности ценностных ориентаций и уровень креативности у молодежи