Особенности эмоционального интеллекта юношей и девушек в зависимости от самосознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить особенности самосознания юношей и девушек в зависимости от уровня эмоционального интеллекта.
Задачи:
- изучение понятий «самосознание» и «эмоциональный интеллект»;
- изучить особенности самосознания и эмоционального интеллекта юношей и девушек;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОСОЗНАНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ……………………………….
1.1 Сущность понятие «самосознание» в психологической литературе и его составляющие………………………………………..
1.2 Сущность понятия «эмоциональный интеллект» в психологической литературе……………………………………………
1.3 Самосознание и эмоциональный интеллект в юношеском возрасте………………………………………………………………….
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ САМОСОЗНАНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………………………
2.1 Исследование самооценки как одной из составляющих самосознания…………………………………………………………….
2.2 Исследование эмоционального интеллекта юношей и девушек…
2.3 Анализ взаимосвязи уровня самосознания и эмоционального интеллекта в юношеском возрасте…………………………………….
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - копия1.docx

— 70.83 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….

3

ГЛАВА 1.  ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОСОЗНАНИЯ                                                                                ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК В ЗАВИСИМОСТИ  ОТ УРОВНЯ    ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ……………………………….

 

 

5

1.1 Сущность понятие «самосознание»  в психологической литературе  и его составляющие………………………………………..

 

5

1.2 Сущность понятия «эмоциональный интеллект» в психологической литературе……………………………………………

 

11

1.3 Самосознание и эмоциональный  интеллект в юношеском возрасте………………………………………………………………….

 

17

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………

20

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ САМОСОЗНАНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………………………

 

 

21

2.1 Исследование самооценки как одной из составляющих самосознания…………………………………………………………….

 

21

2.2 Исследование эмоционального  интеллекта юношей и девушек…

23

2.3 Анализ взаимосвязи уровня самосознания и эмоционального интеллекта в юношеском возрасте…………………………………….

 

25

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………

27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….

28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………

29

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………

32


 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Изучение личности не заканчивается  изучением ее психических свойств - темперамента, мотивов, способностей, характера. Завершающий этап – изучение самосознания личности. С активным проникновением идей гуманистической психологии проблема самосознания активно разрабатывается. Самосознание является необходимым условием существования личности, которая осознает не только окружающую действительность, но и саму себя в своих отношениях с окружающим. С.Л. Рубинштейн считает,  что изучение личности «завершается раскрытием самосознания личности». Самосознание включается в процесс становления личности и поэтому оно не надстраивается над нею, а является одним из компонентов личности. В этой связи понять структуру самосознания, этапы его становления можно в ходе становления и развития самой личности, начиная с первых ее шагов по жизни [20]. 

Вопросы самосознания личности рассматриваются в трудах Т. Липпса, С. Л. Рубинштейна, Е. В. Шорохова  и др. По мнению А. Бандуры, Э. И. Гребенниковой, А. Кравченко самосознание является одной из социальных предпосылок эмоционального интеллекта. Оно включает в себя способность человека оценивать собственные эмоции и понимать, как они влияют на работу и личную жизнь. Людям, хорошо знающим свои эмоциональные характеристики, легче быть хозяевами собственной жизни [25].

Цель исследования - изучить особенности самосознания юношей и девушек в зависимости от уровня эмоционального интеллекта.

Задачи:

- изучение понятий «самосознание» и «эмоциональный интеллект»;

- изучить особенности  самосознания и эмоционального интеллекта юношей и девушек;

- определить существование возможной взаимосвязи самосознанием и эмоциональным интеллектом в юношеском возрасте.

Гипотеза: юноши и девушки  со средним и высоким уровнем эмоционального интеллекта имеют более адекватное осознание самих себя и своего внутреннего мира, чем их сверстники с более низким уровнем эмоционального интеллекта.

Объект исследования: юноши  и девушки.

Предмет исследования: взаимосвязь  самооценки как одного из компонентов самосознания и эмоционального интеллекта юношей и девушек.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОСОЗНАНИЯ ЮНОШЕЙ И  ДЕВУШЕК В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

 

1.1 Сущность понятия «самосознание» в психологической литературе и его составляющие

 

     Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это не зеркально. Представление человека о самом себе далеко не всегда адекватно. Мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно достаточно искренен, далеко не всегда отражают его побуждения, реально определяющие его действия [20].

     Концепции самосознания представлены в работах таких ученых, как Т. Липпс, С. Л. Рубинштейн, Е. В. Шорохова и др. Согласно мнению С.Л. Рубинштейна, под самосознанием  в психологии понимается процесс осознания личностью самой себя во всем многообразии индивидуальных ее особенностей, осознание своей сущности и места в системе многочисленных общественных связей. Самосознание – это и отношение личности к осознанным сторонам ее внутреннего мира. В процессах самосознания формируется и выделяется Я личности как некое образование определенной целостности, единства внутреннего и внешнего ее бытия. В самосознании личность способна воспринимать себя в качестве объекта, видеть себя как бы посторонним взором [14].

     Согласно Б. Г.Ананьеву самосознание возникает в период, когда ребенок начинает выделять себя как субъекта своих действий, и в дальнейшем это развитие идет от оценки своих действий к самооценке. Вначале выделяется физическое Я, затем – духовное Я. В переходном периоде самосознание приобретает новые свойства и качественно изменяется. В дальнейшем самосознание как специфический вид сознания выполняет в психической жизни личности функцию саморегуляции, познания и отношения к себе [25].

     По мнению Е. В. Шорохова, в развитии самосознания большое значение имеет соотнесение личностью своего реального Я с тем идеальным Я, которым каждая личность обладает. Расхождение реального и идеального Я является источником различных внутренних противоречий личности [9].

     По В. С. Мерлину, образ Я, или самосознание (представление о себе), не возникает сразу, а складывается постепенно на протяжении жизни индивида под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента:

- сознание отличия себя от остального мира;

- сознание Я как активного начала субъекта деятельности;

- сознание своих психических свойств, эмоциональную самооценку;

- социально-нравственную самооценку, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности [9].

     Наиболее известную в современной науке модель структуры самосознания предлагает К. Г. Юнг Данная модель основывается на противопоставлении осознаваемых и неосознаваемых элементов человеческой психики. К. Юнг выделяет два уровня ее самоотображения. Первый - субъект всей человеческой психики — «самость», которая персонифицирует как сознательные, так и бессознательные процессы. Самость есть величина, относящаяся к сознательному «Я», — пишет К.

Юнг, — как целое к  части. Она охватывает не только сознательное, но и бессознательное и поэтому  есть как бы тотальная личность, которая и есть мы. Второй уровень - форма проявления «самости» на поверхности сознания, осознаваемый субъект, сознательное «Я», вторичный  продукт тотальной суммы сознательного  и бессознательного существования [25].

     Представители «гуманистические психологи» А. Маслоу, Ш. Бюлер, Р. Мей и др. в структуре самосознания выделяют четыре соответствующие стороны, четыре типа специфических для него форм психической активности. Первую образуют элементы, через которые в самосознании индивида отражаются психосоматические процессы и реакции, обеспечивается постоянная чувствительность к собственной психике, к тому, как протекают в ней реакции ощущений, восприятий, переживаний, влечений. Сюда, в первую очередь входят самоощущение, психологическое самовосприятие, первичное самопереживание и другие виды самочувствительности. С их помощью осуществляется простейшая самоидентификация личности. Таким образом, обеспечивается поступление исходной информации о себе в форме чувственных данных о наличии, интенсивности и особенностях своих состояний и переживаний. Вторая сторона структуры самосознания, целостно-образная, связана с перцептивными механизмами личностных центров, то есть с восприятием, переживанием и осознанием себя как деятельного начала.  К тем функциям самосознания, в которых, прежде всего, проявляется данная сторона его структуры, относятся самопереживание, самоактуализация, отрицательная и положительная идентификация и поддержание аутоидентичности своего «Я». Рефлексивная, интеллектуально-аналитическая сторона самосознания - важнейший компонент его структуры, представляет собой совокупность психических актов, в основе которых лежит осознание личностью содержания и характеристик собственных мыслительных процессов личности. Значение данной стороны состоит, прежде всего, в том, что она служит основанием и средством теоретической ступени самопознавательной деятельности. К рефлексивной стороне можно отнести самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексию и т. д. Своеобразным синтезом трех рассмотренных выступает четвертая сторона самосознания, через которую осуществляется отражение и корректирование обратных связей психики с предметной и собственной субъективной реальностью, а рефлексивные когнитивные процессы выступают в качестве начала контролирующего и замещающего процессы эмоциональные. С этой стороной связаны ведущие социальные функции самосознания и, в первую очередь регулятивноповеденческая и мотивационная [25].

 Согласно мнению К. Г. Юнга, критерии самосознания таковы:

1) выделение себя из среды, осознание себя как субъекта, автономного от физической, социальной среды;

2) осознание своей активности: «Я управляю собой»;

3) осознание себя «через другого»;

4) моральная оценка себя, наличие рефлексии: осознание своего внутреннего опыта [31].

     По мнению К. Г. Юнга, при анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: текущее Я и личностное Я. Первое обозначает конкретные формы осознания себя в настоящем, т. е. непосредственные процессы деятельности самосознания. Второе — это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания. Так как отражаются все процессы сознания, человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и сознавать себя сознающим, самооценивающим. В структуре самосознания можно выделить:

1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего Я («Я как действующий субъект»);

2) осознание своих реальных и желаемых качеств (реальное Я и идеальное Я);

3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);

4) эмоциональное, чувственное представление о себе [31].

       С точки зрения К. Г. Юнга, самосознание включает в себя:

        -  самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

- самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе) [31].

  По мнению В. Мерлина, структура самосознания представляет собой неоднородное образование. Как устойчивая установка индивида по отношению к себе она включает в себя три взаимосвязанных компонента: 
         - когнитивный, отражающий самопознание индивида;

- эмоциональный, выражающий его самоотношение (самооценку);

- поведенческий, отражающий саморегуляцию индивида [9].

             Согласно точке зрения В. Мерлина, самооценка является эмоциональным компонентом самосознания. Самооценка - это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. Самооценка выполняет две основные функции: 1) регуляторную, на основе которой происходит решение задач личностного выбора; 2) защитную, обеспечивающую относительную 

стабильность и независимость личности. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту [9].

 

           Таким образом, самосознание – это и совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, и отношение личности к осознанным сторонам ее внутреннего мира. Вопросы самосознания личности раскрываются в трудах  отечественных и зарубежных ученых (Т. Липпса, С. Л. Рубинштейна, К. Юнга и др.). Самосознание складывается постепенно на протяжении жизни индивида под воздействием многочисленных влияний и выполняет функцию саморегуляции и познания отношения к себе [25]. Адекватная самооценка как компонент самосознания предполагает критическое отношение к себе,  умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты [9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Сущность понятия «эмоциональный интеллект» в психологической литературе

 

     Первоначально понятие «эмоциональный интеллект» связывается с социальным интеллектом. Оно появляется именно в контексте разработки проблематики социального интеллекта такими исследователями, как Дж. Гилфорд, X. Гарднер и Г. Айзенк. Тем не менее на современном этапе исследования эмоционального интеллекта являются вполне самостоятельным направлением. Можно согласиться с мнением Д. В. Ушакова, что эмоциональный интеллект хотя и тесно связан с социальным интеллектом, но имеет свою специфику. Поэтому эти два конструкта могут быть представлены как пересекающиеся области [1].

     Впервые термин «эмоциональный интеллект» в психологию вводят Д. Мэйер и П. Соловэй. Согласно точке зрения этих ученых, эмоциональный интеллект – это способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать собственные эмоции и эмоции других. Внимание исследователей к эмоциональному интеллекту — совокупности ментальных способностей к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей и к управлению эмоциональной сферой — обусловлено тем, что она является предпосылкой просоциального и иного позитивного поведения, и его развитие оптимизирует межличностные взаимодействия. Развитие эмоционального интеллекта является важным фактором адаптации в социальном окружении [14].

     По поводу возможности развития эмоционального интеллекта в психологии существуют два отличных друг от друга мнения. Дж. Мейер  придерживается позиции, что повысить уровень эмоционального интеллекта практически невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность. В то же время эмоциональные знания — вид информации, которой эмоциональный интеллект оперирует, относительно легко приобретаются, в том числе и в процессе обучения [11].

Информация о работе Особенности эмоционального интеллекта юношей и девушек в зависимости от самосознания